«Открытые системы»

Бизнес в области программного обеспечения становится для EMC все важнее

Марк Льюис, исполнительный вице-президент, руководитель департамента развития EMC, делится мнением о том, что для компании означает задача обеспечения доступа к информации в любой точке ее жизненного цикла.

Насколько бизнес в области программного обеспечения существенен для EMC?

Марк Льюис: «Бизнесу, прежде всего, нужна информация. А где физически располагаются данные и какие имеются средства доступа к ним — это для пользователя второстепенный вопрос»

Начиная с 2003 года, когда компания вступила в период роста, наметилось также повышение доходов от лицензирования ПО и технической поддержки, которые составляют сегодня 37% от общего дохода компании. EMC Software Group объявила о доходах в первом квартале в размере 401 млн. долл. и годовом приросте 24%. Доходы от лицензирования программ хранения и управления данными выросли на 21%. Лицензирование решений по резервному копированию и архивированию принесло компании на 36% больше, чем в прошлом году. Доходы от лицензирования технологий по управлению архивами выросли на 23%. Такой рост отражает рыночные реалии. Сегодня пользователи хотят уменьшения ТСО, защиты данных, простоты, средств борьбы с информационным взрывом (ежегодный рост объемов информации составляет более 60%) и соблюдения требований законодательства к сохранности данных.

Как происходит интеграция приобретенных EMC компаний и построение единого пула решений из различных продуктов?

Департамент EMC Software Group был создан 1 июля 2004 года и кроме традиционных систем управления системами хранения курирует процессы развития продуктов Legato, Documentum, SMARTS и иных программ, полученных от приобретения 15 других компаний. В этом подразделении работает 4 тыс. человек. Я отвечаю за координацию работ по созданию платформы, позволяющей предложить пользователям консолидированное ILM-решение.

Реальность же такова, что информация разбросана по множеству хранилищ. Требуется создать такую среду, в которой информация управляла бы инфраструктурой, а не наоборот. В этой связи одно из направлений моей работы — наведение мостов между Software Group и инженерными подразделениями, разрабатывающими оборудование для систем хранения. Стоит задача добиться использования этими департаментами общих инструментов и методологий, направленных на создание единой ILM-архитектуры. Документ может быть частью корпоративной информационной мозаики, причем в каждом конкретном месте он предстает под своим углом. Как найти эти связи, сохранить их при перемещении документа, да еще обеспечить доступ со стороны различных приложений?

Почему VMware не входит в состав Software Group?

Для этого продукта имеется совсем другая бизнес-модель. Мир сегодня озабочен получением услуг utility computing, которые немыслимы без виртуализации, требующей хорошей согласованности работы программного обеспечения, серверов и систем хранения. Если посмотреть вокруг, то окажется, что на данный момент для виртуализации многие игроки ИТ-индустрии чаще всего используют именно VMware, поэтому не имеет смысла связывать этот продукт только с оборудованием EMC.

Сегодня EMC занимает седьмое место среди компаний-разработчиков программного обеспечения. Означает ли это снижение интереса к производству оборудования и перенос акцентов на ПО и сервис?

Бизнесу, прежде всего, нужна информация. А где физически располагаются данные и какие имеются средства доступа к ним — это для пользователя второстепенный вопрос. Зато они предъявляют высокие требования к безопасности и способам организации коллективной работы. Развитие технологий сегодня, с одной стороны, дает пользователям практически неограниченные возможности доступа к информации, а с другой — они вынуждены работать с наспех интегрированными приложениями. А EMC предлагает масштабируемый, унифицированный репозитарий для хранения корпоративных данных, доступ к которому возможен из самых разнообразных приложений.

Какая роль отводится последнему приобретению — продуктам компании SMARTS?

Пользователю важно не только получить доступ к информации в любой точке ее жизненного цикла, но также иметь исчерпывающую информацию о работоспособности системы: что случилось, где, возможные последствия сбоя для ИТ и бизнеса. В отличие от других систем мониторинга, Smarts InCharge не просто констатирует факт появления неисправности, а указывают, что именно произошло, работая либо самостоятельно, либо во взаимодействии с такими платформами, как IBM Tivoli и EMC ControlCenter. Например, обнаружив проблему с размещением корневого каталога, система просматривает все использующие этот каталог приложения и уведомляет администратора о необходимости блокировать соответствующие бизнес-сервисы. Ожидается, что в 2005 году доходы от разработок компании SMARTS составят 1% от всей прибыли компании.

Как сегодня выглядит пул решений EMC для ILM?

ILM — это сплав оборудования, ПО, сервисов и решений для создания логичной экосистемы. Со структурированными данными работает система DatabaseXtender, с квазиструктурированными — EmailXtender, а неструктурированные берет на себя Documentum. Взаимодействие между этими слоями осуществляется через XML-архив, а связь с приложениями, работающими с ILM-платформой, обеспечивает Documentum D5. Базу для этой платформы образует пул наших собственных программ защиты и восстановления данных, а также программ, полученных в результате приобретений: SAN Copy, RepliStor, AutoStart и т. д.

Благодаря системе EMC Invista, в которой мы использовали все лучшие технологические находки компаний Brocade, Cisco и McData появилась возможность через непрямой виртуальный указатель LUN (Logical Unit Number) управлять любым внутренним или внешним массивом данных. Это дает нашим ILM-решениям новую степень свободы при управлении хранением: перемещение массивов без нарушения работы приложений, миграция данных на разные носители, продление жизни старым приложениям и системам хранения. Для ILM особо важна такая функция Invista, как создание динамических томов с практически неограниченным расширением объемов.


Взгляд аналитиков

По данным IDC, общий объем рынка решений в области хранения данных в 2004 году составил 47 млрд. долл. при росте по сравнению с прошлым годом — 7%. На долю EMC с ее оборотом 8,23 млрд. приходится 17% этого рынка.

Общий объем рынка дисковых систем, по данным отчета IDC Worldwide Disk Storage Systems Tracker, растет ежегодно в среднем на 6,7% и составил в первом квартале этого года 3,8 млрд. долл. Компания EMC продолжает лидировать на этом рынке, занимая 21,4% и опережая Hewlett-Packard — 17,7%, IBM — 11,5%. По мнению аналитиков, наиболее востребованы сегодня системы хранения стоимостью менее 300 тыс. долл. EMC занимает также прочные позиции в области RAID-систем — 23,1% рынка и на рынке open/iSCSI SAN — 26,7%.

Рынок программного обеспечения для систем хранения, по мнению IDC, вырос в первом квартале этого года на 14,9% и составил 2,1 млрд. Особый интерес у потребителей вызывают решения для защиты данных, управления ресурсами и сохранения целостности массивов при архивировании. Для 92% компаний с оборотом более 500 млн. долл. сегодня критически важным для бизнеса является обеспечение доступа к данным в режиме 24х7.

По данным компании Enterprise Strategy Group, распространение ILM означает для ИТ-индустрии сокращение доли ленточных носителей, интеллектуализацию сети и повышение требований к безопасности процессов хранения, которая сегодня еще далека от идеала. Например, из опрошенных компанией ESG 400 ИТ-специалистов в области систем хранения 60% не шифруют данные при создании резервных копий.

Расширение партнерства, по мнению аналитиков IDC, стало одной из ведущих тенденций на рынке систем хранения. Задача игроков — консолидация решения и выход на новые рынки. Именно в этом ключе в IDC рассматривают, например, альянс IBM и Network Appliance в области NAS-систем.