Программа электронной торговли в СНГ готовится к первому «пилоту»

В ноябре 2001 года совет глав правительств стран СНГ принял постановление о запуске межгосударственной программы по созданию сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на рынки государств — участников СНГ.

Для ее реализации была создана рабочая группа высокого уровня, куда вошли полномочные представители всех заинтересованных государств. Ее возглавил Александр Панкратов, нынешний заместитель руководителя Федерального агентства информационных технологий. Агентство выступает в качестве заказчика и координатора со стороны Российской Федерации. Финансирование российской части проекта осуществляется за счет средств ФЦП «Электронная Россия».

Информационно-маркетинговый центр (ИМЦ) представляет собой электронную площадку класса business-to-business и business-to-government, на которой участники могут осуществлять торговые сделки, а также получать информацию. Межгосударственный характер программы говорит о том, данные ИМЦ будут ориентированы как на внешнюю, так и на внутреннюю торговлю. В структуре сети ИМЦ предусмотрены три уровня: региональный, национальный и межгосударственный. Авторы идеи ИМЦ считают, что их детище позволит снять административные барьеры, возникающие при взаимодействии участников рынка государств СНГ.

Долгое время программа практически не реализовывалась, и лишь сравнительно недавно произошло заметное оживление. В трех государствах СНГ — России, Украине и Белоруссии появились национальные ИМЦ. Проект создания межгосударственного ИМЦ получил первое финансирование, пока только со стороны России. В 2004 году наша страна выделила в проект 6 млн. рублей, а в текущем году сумма инвестиций должна составить 9 млн. рублей.

Следует отметить, что за последний год товарооборот между участниками СНГ увеличился на 40%, при этом товарооборот между тремя названными государствами составляет более 75% объема торговли между всеми странами Содружества. Кроме того, за годы, прошедшие с момента утверждения программы, информационные технологии продвинулись далеко вперед.

ИМЦ, созданные в российских регионах, в настоящее время обеспечивают некоторые государственные закупки, а также «процедуры экономического взаимодействия предприятий в регионах РФ». Панкратов привел в пример такой центр в Московской области, который успешно работает уже несколько лет. Всего в России более 40 региональных ИМЦ.

Последнее заседание рабочей группы состоялось 15 апреля. На нем было принято решение о запуске работ по созданию межгосударственного ИМЦ. Он объединит созданные за последнее время национальные ИМЦ и, таким образом, станет венчающим элементом трехуровневой структуры сети информационно-маркетинговых центров.

Тендер на создание межгосударственного информационно-маркетингового центра выиграл Институт системного анализа РАН. Он будет осуществлять проект совместно с родственной ему компанией Cognitive Technologies. Решение, предлагаемое разработчиками, состоит из трех основных подсистем, в которых осуществляется торговля, обмен информацией и документооборот.

Помимо поддержки проведения различных вариантов тендеров на определение поставщиков товаров и услуг, программный комплекс также обеспечивает контроль над выполнением контрактов, мониторинг действующих рыночных цен на товары и услуги, формирование реестров поставщиков и производителей товаров и услуг, ведение торговой истории участников электронной торговли.

Намеченные работы должны завершиться в этом году. Среди важнейших задач на ближайшие месяцы Панкратов назвал проработку успешной бизнес-модели функционирования центра.

«Если эту задачу удастся решить в ближайшие месяцы, значит, процесс пойдет и эта межгосударственная сеть заработает», — говорит Панкратов.

Межгосударственный ИМЦ на базе национальных центров трех государств рассматривается разработчиками как открытая система, к которой может присоединиться любое из государств СНГ, Евросоюза или Юго-Восточной Азии.

Межгосударственная программа СНГ по созданию сети ИМЦ, по словам Панкратова, будет продлена до 2008 года на условиях софинансирования Россией, Украиной и Белоруссией.