Передача видео по Internet стала одной из основных тем на девятом РИФе

По разным оценкам, от 13 до 18 млн. россиян хотя бы раз в месяц подключаются к Internet. Такая оценка, сделанная Rambler, Мининформсвязи РФ и «Фондом общественного мнения», прозвучала на IX Российском Internet-форуме (РИФ). Иными словами, сейчас доля пользователей Сети не превышает 10% населения страны. В Мининформсвязи предполагают, что к 2010 году число Internet-пользователей может достигнуть 83 млн. человек, при том что расчетное количество компьютеров к этому времени должно составить 58 млн.

Число пользователей Сети увеличивается, вместе с тем повышается уровень требований, которые предъявляют пользователи к провайдеру. Количество подключенных к Сети посредством коммутируемого доступа продолжает расти, но рост поклонников широкополосных соединений идет быстрее. Среди средств доступа такого рода можно отметить домашние сети, которые в настоящее время являются наиболее популярным способом подключения домашних пользователей. Этому противостоят провайдеры ADSL-доступа, причем цены в обоих случаях примерно одинаковы.

Таким образом, россияне начинают рассматривать широкополосное подключение как «третью трубу», которую необходимо иметь в квартире наравне с водопроводом и электричеством. До недавнего времени такой «третьей трубой» был телефон, но сейчас возможности ее можно значительно расширить. Она способна предоставлять скорость подключения до нескольких Мбит/с, что позволяет предлагать широкий спектр услуг: IP-телефонию, телевизионные программы, доступ к видеотеке и т. д.

Провайдеры рассчитывают на подключение к Сети уже не компьютеров, а телевизоров. Для этого вместе с собственно подключением провайдер предлагает купить телевизионную приставку, к которой подключаются телефон, телевизор, компьютер и другая периферия. Сейчас стоимость такой приставки составляет от 150 до 200 долл. В целом же, по оценкам Павла Реброва, менеджера CTI по развитию направления Video-over-IP, стоимость построения системы Video-over-IP на 5 тыс. пользователей обойдется компании в 329 долл. на абонента.

Однако, по словам Сергея Кузнецова, генерального директора SK Content Group, «телезрители очень пассивны, они в большинстве случаев не будут пользоваться дополнительными возможностями, им достаточно привычных фильмов и телепрограмм». Поэтому информационное наполнение интерактивного телевидения принципиально отличается от традиционных телевизионных программ.

«Приемы, используемые на телевидении, не годятся для Internet, однако телевизионных операторов и режиссеров очень легко можно переучить для подготовки контента для интерактивного телевидения», — полагает Денис Калинин, первый заместитель генерального директора холдинга Rambler. Его компания уже предлагает пользователям Internet получать видео через Internet и применяет в этих целях технологии, разработанные для традиционного телевидения и радио.

Сейчас интерактивное телевидение пытаются моделировать с помощью традиционного эфирного телевидения и мобильной связи. Оказалось, что SMS — удобное средство вовлечения телезрителей в общение. Так, SMS-сервисы телевизионного проекта «Дом-2», которые организовывала SK Content Group, оказались очень популярными и прибыльными. К простым SMS-сервисам также был добавлен платный WAP-портал и Internet-магазин, что позволило создать вокруг проекта сообщество его поклонников.

Однако у нарождающейся индустрии есть и определенные проблемы, которые связаны с новой редакцией закона «О связи». В частности, на РИФе обсуждались проблемы, которые вызваны разрабатываемыми в Мининформсвязи правилами присоединения операторов. Эти правила, вступив в силу в существующем на текущий момент варианте, могут уничтожить рынок IP-телефонии, объем которого в России составляет около 200 млн. долл. Как отметил Калинин, «телевидение по Internet пока не регулируется, но риск регулирования остается».

Регулирование ряда важных вопросов переносится на уровень подзаконных актов — постановлений правительства. Они уже не обсуждаются открыто, а являются предметом договора между правительством и Мининформсвязи. Вполне вероятно, что некоторые из этих норм могут стать источниками проблем для интерактивного телевидения.


Аудитория Рунета

Сегодня доля пользователей Сети не превышает 10% населения страны. Однако в Мининформсвязи предполагают, что к 2010 году число Internet-пользователей может достигнуть 83 млн. человек