Стартует совместный проект по подготовке ИТ-специалистов
Владимир Сухомлин убежден, что двухступенчатая модель обучения (бакалавр, магистр) является оптимальной для ИТ-образования. Сразу готовить специалистов на конкретные позиции и под конкретные задачи не имеет смысла, поскольку потребности ИТ-рынка все время меняются

Дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов нельзя считать явлением исключительно российским. По данным CNBC Europe, только в Евросоюзе сейчас около 100 тыс. открытых вакансий для квалифицированных ИТ-специалистов, и это число продолжает увеличиваться. Исследование, проведенное Американской ассоциацией информационных технологий, показало, что вакансии в сфере ИТ заполнить, как правило, труднее всего. Они остаются открытыми на 37% времени дольше, чем в других отраслях.

Казалось бы, Россия — страна, где образование всегда было на должном уровне, чьи вузы котируются и в Западной Европе и в США, имеет все возможности для обеспечения себя высококвалифицированной рабочей силой. Картина действительно складывается довольно радужная: по данным компании Brunswick UBS Warburg, в России на каждые 10 тыс. человек приходится 55 технических специалистов. Для сравнения, в Соединенных Штатах этот показатель составляет 70, в Японии — 65, а в Индии — всего 5. При этом около 50% выпускников российских вузов составляют именно студенты технических и математических специальностей. В целом же сегодня в России насчитывается порядка 4,7 млн. студентов технических вузов и факультетов, из которых 600 тыс. приходится на столицу. И тем не менее, по некоторым оценкам, спрос на ИТ-специалистов в стране удовлетворен лишь на 70%.

Проблема в том, что любой «массовой» образовательной системе проще готовить «массовых» специалистов. И существует немалый разрыв между традиционной школой подготовки технических специалистов нашими вузами и потребностями ИТ-индустрии.

Для преодоления этого разрыва многие компьютерные компании организуют в вузах свои спецкурсы, а то и кафедры. В этом году стартует совместный проект факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и «Сетевой академии ЛАНИТ» под названием «Высшая компьютерная школа ?Эксперт?». Цель его, по амбициозному заявлению инициаторов проекта — «подготовка ИТ-специалистов экстра-класса».

Суть проекта заключается в том, что фундаментальное образование, дающее теоретическую базу, которое слушатели получат от профессоров и преподавателей ВМК, будет сочетаться со специализированным обучением силами специалистов «Академии» решению конкретных задач. «Академия» также намерена взять на себя предоставление слушателям возможности применить полученные знания на практике.

В 2004 году обучение будет проводиться по программам «Защита информации и сетевая безопасность» и «Администрирование информационных систем и сетей». В дальнейшем «Эксперт» представит весь спектр образовательных направлений в области ИТ, описанных международным стандартом Computing Сurriculа 2001. Учебные программы рассчитаны на два года обучения. По окончании ВКШ выпускникам будут выданы диплом МГУ о дополнительном к высшему образовании и два сертификата международного образца. Слушатели курса «Администрирование информационных систем и сетей» получат сертификаты Мicrosоft Certified Systems Administrator со специализацией в области Мiсrоsоft Windows Server 2003 и Linux Professional Institute Certification. Выпускники курса «Защита информации и сетевая безопасность» станут обладателями сертификатов Мiсrоsоft Certified Systems Administrator со специализацией Security оn Мicrоsоft Windows Server 2003 и Security Certified Network Professional.

Обучение в ВКШ двухступенча?тое — выпускник в зависимости от уровня подготовки получает при окончании степень бакалавра или магистра.

В школу принимаются выпускники или студенты российских вузов, обучающиеся (или получившие диплом) по естественнонаучным специальностям, экономике или управлению. Стоимость обучения для физических лиц составляет 3,6 тыс. у. е., для юридических лиц — 4,8 тыс. Длительность курса — 4 тыс. часов, половину из которых проведут преподаватели МГУ, другую — представители «Сетевой Академии».

По словам руководителя школы, профессора МГУ Владимира Сухомлина, несмотря на то что некоторые отечественные вузы начали делать первые шаги по подготовке ИТ-специалистов (МИЭМ, ЛЭТИ, Нижегородской государственный университет), «самостоятельно университетам эту область не поднять».

Коммерческий директор ВКШ Сергей Еремин полагает, что только совместные, «дуальные» программы, проводящиеся вузами и центрами ИТ-обучения, могут удовлетворить запросы индустрии. К недостаткам сугубо вузовских форм образования Еремин относит академичность получаемых студентами знаний, что, по его словам, вызывает некоторое недоверие у работодателей.