Чем похожи государственные операторы?
В целом ВКСС создает ощущение кулуарной выставки, где все друг друга знают и не особенно хотят видеть в этом кругу новых лиц

Аватара в индуистской философии — воплощение бога в человеке. Выставка «Ведомственные и корпоративные сети связи» (ВКСС) была похожа на конкурс аватар государства — большинство присутствующих на ней компаний так или иначе связаны с государственными проектами. Например, по периметру «Площади операторов» располагались: «ТрансТелеКом» (МПС — ОАО «РЖД»), РТКомм.РУ (Минсвязи — «Связьинвест»), «Газком» («Газпром» — «Газсвязь»), «ЕЭС Телеком» (РАО ЕЭС — ФСК ЕЭС).

Похоже, наше государство достаточно богато, чтобы строить для каждого ведомства свою технологическую сеть, закладывая в нее такую избыточность, что хватает даже на предоставление коммерческих услуг. Так случилось с МПС, «Газпромом» и, похоже, произойдет и с РАО ЕЭС. При этом сеть «РТКомм.РУ», которая по идее и создавалась для предоставления коммерческих услуг, в том числе и для госструктур, развивается не так стремительно, как ведомственные проекты. Когда же сеть ведомства построена и начинается ее эксплуатация, оказывается, что часть ресурсов можно предоставлять в аренду и зарабатывать деньги. В результате ведомство занимается не своим делом — операторским бизнесом.

И хотя все перечисленные операторы индивидуальны, но есть в них что-то общее, выдающее единый корень, общего хозяина — государство. Во-первых, все сети создавались для решения задач конкретного ведомства, и операторский бизнес для них не является приоритетом. Во-вторых, их прибыльность зависит не от рыночной конъюнктуры, а от действий государства. В-третьих, они ограничены в применении такого удобного механизма оптимизации ресурсов, как слияние и разделение компаний.

Из перечисленного выше следует, что эти операторы имеют такое неприятное свойство, как непредсказуемость стратегии, ценообразования и принципов обслуживания, поскольку все зависит от политической ситуации в компании и ведомстве. Кроме того, они не гнушаются внерыночными механизмами ценообразования и ведения конкурентной борьбы. Так же вызывает сомнение качество предоставляемых таким оператором услуг, поскольку задача их сотрудников заключается прежде всего в поддержании технологической сети, а не в решении проблем клиента.

Особняком в этом ряду стоит Центробанк, который умеет считать деньги и, возможно, поэтому не стал инвестировать в создание собственной инфраструктуры, а решил доверить это дело профессионалам. Однако, вероятно, такое решение было принято после того, как потерпел неудачу проект ЦБ РФ по запуску собственного спутника связи. Единая телекоммуникационная банковская сеть Банка России (ЕТКБС ЦБ) строилась с 1994 года, и на шестой выставке ВКСС было объявлено о завершении строительства этой сети и начале ее промышленной эксплуатации.

При этом оператором стал не «Ростелеком», не «ТрансТелеКом», а российский коммерческий провайдер «Роснет» и иностранный оператор Equant. Центробанк, видимо, не хочет, чтобы работа его сети зависела от отношений между российскими ведомствами, и предпочел доверить передачу информации коммерческим компаниям.

В целом же ВКСС создает ощущение кулуарной выставки, в которой участвуют телекоммуникационные компании, лояльные к российским министерствам и ведомствам. Причем все друг друга знают и не особенно хотят видеть в этом кругу новых лиц.