Бизнес-стратегия явного лидера рынка: превращать конкурентов в заказчиков

Intel — одна из немногих компаний, самостоятельно разрабатывающих полупроводниковые микросхемы и реализующих полный цикл их производства
Представьте себе, что ваши позиции в бизнесе так же устойчивы, как и у корпорации Intel. Кого в этом случае следует опасаться, рассматривая в качестве ближайшего соперника? Ответ очень прост: ваших лучших клиентов и потенциальных заказчиков.

И хотя корпорации Intel приходится бороться с целым рядом прямых конкурентов, в том числе с такими фирмами, как AMD и IBM Microelectronics в области производства процессоров, с Texas Instruments и Qualcomm в сфере беспроводных технологий или, скажем, с Broadcom на рынке коммуникационных микросхем, главными ее конкурентами, пожалуй, все же являются компании-гиганты типа Nokia, Cisco Systems, Samsung Electronics и Sony, которые имеют возможность выбирать, закупать ли продукцию Intel или заниматься производством собственных микросхем. Естественно, Intel хотелось бы причислить их к лагерю своих клиентов, а не конкурентов.

«Наша долгосрочная бизнес-стратегия заключается в том, чтобы превратиться в поставщика строительных блоков для самых разных отраслей и предлагать базовые технологии, которые будут использоваться другими компаниями, — поясняет технический директор Intel Пат Гелсингер. — Приведу такой пример. Одним наших клиентов клиентов является корпорация Cisco. Но ей мы хотели бы продавать больше компонентов для сетевого оборудования. Да, у Cisco есть собственное производство микросхем ASIC. Что ж, это здоровая конкуренция, от которой в конечном итоге выигрывают, становясь более совершенными, системные архитектуры. Примерно то же самое можно сказать и в отношении Nokia, которая в настоящее время производит и продает свои собственные электронные компоненты. Мы бы хотели, чтобы они получали прибыль за счет использования наших строительных блоков. Схожая ситуация и с Sony. У нас есть желание выйти на рынок PlayStation».

В случае с Motorola и Samsung картина, по словам Гелсингера, выглядит несколько иначе. В состав этих фирм входят подразделения, которые могут конкурировать с Intel. Однако их деятельность организационно отделена от работы структур, которые потенциально могли бы стать клиентами Intel (например, подразделений по выпуску мобильных телефонов).

Конечно, Intel должна поддерживать тесное сотрудничество с крупными партнерами, такими как Dell и Hewlett-Packard, а также с Microsoft — второй половиной знаменитого альянса Wintel. Кстати, с редмондской корпорацией Intel конкурирует на рынке компиляторов. «Фактически они пытаются ослабить позиции Microsoft на этом рынке», — подчеркнул аналитик из компании Gartner Мартин Рейнолдс.

А что же прямые конкуренты — уже упоминавшиеся выше AMD, Texas Instruments и IBM, а также такие компании, как STMicroelectronics, тайваньские TSMC и UMC? «В основном это те, у кого имеется собственная производственная база», — заметил Гелсингер. По словам представителя Aberdeen Group Питера Кастнера, в последнее время мировой рынок полупроводниковых компонентов находился в неустойчивом состоянии, здесь накоплены явно избыточные мощности. Однако за минувшие пару месяцев эффективность использования заводских ресурсов заметно выросла.

Поскольку Intel — одна из немногих компаний, самостоятельно разрабатывающих микросхемы и реализующих полный цикл их производства (подобное, помимо нее, делают еще IBM и TI), то чем больше у нее будут масштабы выпуска, тем больше она получит прибыли. «Пока никто не может противостоять закону Мура и экономической схеме изготовления микросхем с использованием CMOS-технологии на заводах Intel, — подчеркнул Рейнолдс. — Но поскольку выпуск процессоров Intel требует высочайшей организации производства, себестоимость продуктов корпорации несколько выше, чем в среднем по отрасли, и, как следствие, Intel трудно работать на рынках, для которых характерна относительно небольшая прибыль».