Когда топ-менеджмент компаний выступает с какими-то заявлениями, часто их нужно переводить на другой язык, более понятный.
Боб Льюис — независимый консультант, специализирующийся на вопросах стратегии применения ИТ. Ему можно написать по адресу bob_lewis@ infoworld.com

Вот характерный пример.

Руководство: «У нас сейчас не происходит никаких сокращений». Перевод: «О сокращении не будет объявлено до следующей недели».

Поэтому прежде чем говорить об офшорах, давайте назовем вещи своими именами.

Утверждение № 1. Деятельность компаний не может служить образчиком высокоморального поведения. На этот счет, пожалуй, ни у кого нет сомнений. Ассоциация Business Roundtable, официальный голос американской промышленности, однозначно заявила это еще в 1997 году: компании существуют только для того, чтобы максимально увеличить прибыль акционеров. (Членами этой ассоциации являются генеральные директора крупнейших американских компаний. Суммарное количество сотрудников фирм, которые они возглавляют, превышает 10 млн. человек. — Прим. ред.) Ответственность доверенных лиц? Да. Правовые обязательства? Конечно. Но имеет ли это отношение к этике? Поскольку в большинстве случаев компания добивается успеха за счет конкурентов, то здесь возникают сомнения.

Утверждение № 2. Компаниям не свойственно чувство гражданского патриотизма. Не ужасайтесь. Самое главное — прибыль акционеров, вы помните? Если перенос производства в Куала-Лумпур поможет увеличить эту прибыль, превосходно. Если открытие абонентского ящика на Бермудах, чтобы избежать уплаты налогов, увеличит прибыль, замечательно. Компания ничем не обязана какой-то конкретной стране.

Утверждение № 3. Между патриотизмом и моралью нет никакой связи. Если патриотизм почему-либо выгоден компании, она демонстрирует патриотизм. Но при этом она не руководствуется соображениями морали.

Теперь мы можем ответить на вопрос: аморальна ли офшорная деятельность? Нет.

Вы выступаете как агент своего работодателя, аморальная (но не безнравственная) личность. Вы увеличиваете доходы акционеров, преследуя цель, которая не имеет моральной составляющей. И если у одного человека вы отнимите работу, то дадите ее другому. Офшорная деятельность этически нейтральна.

Возможно, что вы не патриот: увеличение безработицы за счет переноса рабочих мест в другие государства не принесет пользы вашей стране. Есть даже еще более простая формула: если конкуренты сокращают свои расходы за счет офшорной деятельности, а вы нет, в конечном итоге вы только вредите своей компании. В перспективе вы можете лишиться вообще всех рабочих мест. Так какой выбор вы теперь делаете?

Выбор начинается с методологий. Одни из них заставляют вас передавать работу в офшор. Другие, так называемые «адаптивные методологии», лучше подходят для того, чтобы привлечь к работе людей из ближайших регионов, и обещают увеличить производительность ваших разработчиков и интеграторов, чтобы компенсировать сокращение рабочих мест за счет офшорной деятельности.

Адаптивные методологии применимы далеко не всегда. Иногда не подходят ни методологии, которые требуются для успешной офшорной деятельности, ни что-то другое. Адаптивные технологии, офшорная деятельность, Rational Unified Process, структурный анализ и все остальные методики, имеющиеся у вас, — это всего лишь инструментарий в вашем пакете средств управления.

Вы не обязаны использовать офшор, искать местных специалистов или делать что-то другое. Вы должны находить наилучший инструмент для конкретной работы. В каждом конкретном случае.