Корейский рынок полупроводников в наступившем году

Пик последнего кризиса мирового полупроводникового производства пришелся на 2001 год. Он значительно изменил ландшафт соответствующего рынка Южной Кореи и вызвал необходимость поиска новых путей развития. Особенно сильно пострадали компании, чья деятельность ориентирована на рынок традиционного полупроводникового элементного парка Юго-Восточной Азии, спрос на котором, за исключением Китая, в последние два года сократился в несколько раз.

Кризис привел к многочисленным слияниям и поглощениям. Одновременно шел процесс диверсификации полупроводникового бизнеса, и ряд известных компаний сосредоточили внимание на активно развивающихся рынках электронных систем безопасности, медицинского оборудования и микродисплеев. Только сейчас, пережив переломный период, начинается некоторое оживление промышленности. Правительство Южной Кореи приняло программу развития полупроводникового бизнеса вплоть до 2010 года (проект System 2010 Project), в которой намерено развивать технологические линии наноэлектронного уровня, куда планируется инвестировать в ближайшие пять лет не менее 9,3 млрд. долл.

Еще одна очевидная тенденция — рост активности южнокорейских компаний в Китае (и китайской — в полупроводниковой отрасли). Например, Sungdo ENG, компания, занимающаяся монтажом оборудования для чистых технологических помещений, в прошлом году оснастила своими системами несколько китайских предприятий и в настоящее время заканчивает монтажные работы на заводе в Шанхае.

AUK построила одно из самых больших полупроводниковых предприятий в Даляне, где предполагается производить не только специализированные интегральные схемы, но и матрицы светоизлучающих диодов на базе кремниевых пластин диаметром 125 мм, причем производственные мощности сейчас позволяют производить обработку 12 тыс. пластин в месяц.

Крупнейшие южнокорейские компании, преодолев сковавший инвестиционную деятельность «лед» 2001 года, сейчас работают с интенсивностью военного времени над проблемой скорейшего перевода промышленных мощностей на обработку кремниевых пластин большого диаметра (300 мм). Samsung к середине этого года планирует ввести в строй полномасштабный технологический цикл. Аналогичное производство, хотя и гораздо меньшего масштаба, планирует иметь Hynix. Стратегия этих фирм заключается в построении на основе конкурентоспособных технологий вполне самостоятельного и максимально независимого от капризов рынка современного бизнеса, стабильность которого в большой степени будет обеспечена безбрежным потребительским потенциалом Китая. Однако это непросто, так как уровень конкуренции со стороны тайваньских и сингапурских компаний исключительно высок.

Прошлогодние попытки Hynix улучшить финансовое положение, расширяя бизнес на производственных линиях в Чжонджью и Айконе в рамках совместного предприятия с американской фирмой Micron Technology, окончились неудачей. Столь же неблагоприятно сложились обстоятельства при продаже шести устаревших заводов, цена которых должна была составлять четвертую часть затрат, необходимых Micron для постройки аналогичных мощностей с нулевого цикла.

В результате компания пока остается в сложном положении: у нее по-прежнему нет достаточного объема средств, а текущее управление осуществляется внешними кредиторами. Однако в конце прошлого года появились оптимистичные заявления о том, что достигнуто соглашение, согласно которому Micron приобретет акции Hynix на сумму в 3,2 млрд. долл. и намерена инвестировать еще 200 млн. в развитие направления, не связанного с производством схем памяти. Сообщается также, что создается стратегический альянс Hynix и STMicroelectonics для развития бизнеса в сфере флэш-памяти. Такой союз более чем вероятен, учитывая то обстоятельство, что обе фирмы вышли из состава международной полупроводниковой ассоциации SEMATECH в конце 2002 года. Но, несмотря на это, положение Hynix трудно назвать стабильным.

Непросто будет и компании Dongbu Electronics, поглотившей Anam Semiconductors. Dongbu всегда испытывала проблемы вследствие отсутствия широкой потребительской базы и есть основания полагать, что с объединением компаний эти проблемы не разрешились. Как указывают эксперты, Dongbu-Anam имеет крайне ограниченный круг специалистов высокой квалификации, способных поднять производственный процесс на требующийся сегодня уровень гибкости. Отсюда высокие производственные издержки и увеличенный срок вывода продукции на рынок, что приводит к сокращению круга потенциальных потребителей. Особенно трудно Dongbu-Anam будет находить стабильных крупных клиентов и выдерживать конкуренцию с предприятиями Тайваня.

Южнокорейские фирмы исключительно большое внимание уделяют завершающим технологическим процессам производства полупроводниковых приборов — корпусирования интегральных схем и их тестирования. Эта та сфера деятельности, где сегодня разворачивается самая острая конкурентная борьба. В рамках совместного проекта между Samsung Electronics и японской компанией Toray строится новейший завод, технологическое оборудование которого позволяет осуществлять корпусирование и тестирование интегральных схем, предназначенных для управления работой дисплеев или других компактных тонкопленочных полупроводниковых устройств. Предприятие должно вступить в строй во втором квартале 2003 года.

Компания Testech пытается превзойти конкурентов на рынке тестового оборудования. Ее специалисты разработали технологию тестирования микросхем флэш-памяти, SRAM, Rambus DRAM, DDR SDRAM. Причем технология Testech работает на 40% быстрее аналогичной японской.