Торгово-промышленная палата о роли ИТ

В Комитете по промышленному развитию и высоким технологиям Торгово-промышленной палаты РФ прошло обсуждение роли ИТ в развитии отношений между промышленными предприятиями. К рассмотрению ТПП были представлены реально действующие отечественные B2B-площадки и некоторые готовые корпоративные торгово-снабженческие системы.

Среди них были как межотраслевые ресурсы, такие как процессинговый центр электронных документов Faktura.ru, так и специализированные торговые Internet-системы: для компьютерной отрасли — eMatrix.ru, для торговли медицинским оборудованием — Medprom.ru, для отрасли потребительских товаров — CISlink.ru. Решения для нефтяной отрасли составили целый «букет»: электронная площадка для торговли нефтегазовым оборудованием Inmarsys.ru, система материально-технического снабжения АС МТС, работающая в ЮКОСе и «Сибнефти», от НЦИТ «Интертех», а также e-oil.ru — решение, разработанное компанией Epsylon Consulting для материально-технического обеспечения деятельности нефтедобывающего холдинга на базе программного обеспечения Commerce One. Относительно недавно появившиеся проекты сейчас ведут работу по подключению к площадкам, которые успели стать фактическим стандартом в своей области.

Собственную межкорпоративную торговую систему предприятие может построить и на базе арендованного программного обеспечения, как это сделал московский завод «Манометр» на платформе B2R одноименной компании.

С недавних пор использование B2B-систем для заключения сделок стало в определенной степени безопасным с правовой точки зрения. Введенный в действие с 1 сентября 2002 года Арбитражно-процессуальный кодекс теперь допускает использование технических средств фиксации информации на электронных носителях для осуществления правосудия; иными словами, электронные документы теперь принимаются судом в качестве доказательства.

Не были забыты и готовые решения для автоматизации государственных закупок, интерес к которым был подогрет объявлениями о планируемых денежных потоках, связанных с реализацией ФЦП «Электронная Россия». Консорциум, возглавляемый корпорацией «Парус», в рамках федеральной программы сейчас реализует совместный проект с администрацией Челябинской области по построению системы госзакупок. Главная контрольная точка данного проекта — доля электронных торгов в конце 2003 года, а его результатом должно стать типовое решение, пригодное для других субъектов федерации.

По словам гендиректора eMatrix Вероники Голавской, ее компания высоко оценила приглашение на конференцию в ТПП, объединяющей около 20 тыс. предприятий, так как она заинтересована в увеличении доли корпоративных клиентов. Именно конечные пользователи компьютерной техники, которых пока можно пересчитать по пальцам, совершая закупки через eMatrix, уже сейчас оплачивают их с помощью электронных аккредитивов «НИК-Пэй» и пользуются услугами брокеров. Профессиональные участники рынка в основном используют площадку в качестве источника информации, проводя сделки через собственные корпоративные системы или обычными, «бумажными» средствами.

Между тем на компьютерном рынке, который все более ориентируется на товары массового спроса, потребность в электронной коммерции все же выше, чем на прочих. По мнению Андрея Акопянца, управляющего партнера компании Net-prom.ru, потребности в электронной торговле на слабоструктурированных рынках сформируются еще не скоро, хотя поле для совершенствования межкорпоративных отношений с помощью ИТ все же есть.

В отличие от хорошо структурированных рынков, на которых можно легко использовать биржевую модель торговли, эти рынки при обширной номенклатуре характеризуются короткими цепочками поставок и нестандартностью сделок. Основная конкуренция на них идет не по цене, а по соотношению цена/качество, и условия каждой конкретной поставки оговариваются индивидуально. Хотя B2B-системы генерируют определенный доход для своих владельцев, в большинстве случаев их пользователи, видя на экране персонального компьютера адрес электронной почты, пока предпочитают звонить потенциальным партнерам по телефону. «Электронный» бизнес, таким образом, пока проигрывает «телефонному».