Успех Wal-Mart в области управления цепочками поставок заставил задуматься всех остальных представителей розничной торговли, которые сегодня отчаянно пытаются наверстать упущенное.

«Стать поставщиком компании Wal-Mart — непростое счастье, — заметил директор информационной службы компании Mattel Джозеф Экрот. — С одной стороны, при этом мы получаем феноменальный канал сбыта, а с другой — клиента, с которым очень тяжело работать. Ведь он требует только отличного качества». Этот урок ведущий производитель игрушек, а также тысячи других поставщиков особенно хорошо усвоили после того, как крупнейшая в мире сеть розничной торговли Wal-Mart Stores построила систему управления запасами и цепочками поставок, которая изменила лицо всего бизнеса розничных продаж. Вложив огромные деньги в передовую технологию сбора данных и организации контроля продаж на уровне каждого отдельного артикула, гигант розничной торговли сумел создать ИТ-инфраструктуру, которая является сегодня основным его козырем в конкурентной борьбе. Эту инфраструктуру активно изучают и пытаются копировать компании всего мира.

«Пожалуй, Wal-Mart — самый лучший диспетчер цепочек поставок за всю историю их существования», — заявил директор компании AMR Research по вопросам исследований в области розничной торговли Пит Абелл. Он полагает, что Wal-Mart сумеет и в дальнейшем сохранить свое место в авангарде. «Wal-Mart не стоит на месте, она активно развивается, — отметил Абелл. — Компания продолжает раздвигать рамки управления цепочками поставок, занимаясь поиском и поддержкой еще более совершенной технологии, которая повысит эффективность работы информационной инфраструктуры. Например, микросхемы идентификации, использующие радиочастоты (Radio Frequency Identification, RFID), могли бы заменить штрих-коды и ярлыки безопасности некоторой комбинацией более дешевых механизмов».

Идеи Сэма

Основатель Wal-Mart Сэм Уолтон впервые начал изучать возможности использования компьютеров для организации управления запасами в каждом отдельно взятом магазине в середине 60-х годов. Внедрение базы данных упростило только процедуру анализа; подсчет запасов и выполнение рутинных операций по-прежнему составляли для руководства и персонала компании немалые затруднения.

Некоторое облегчение наступило лишь в начале 80-х годов, когда в розничной торговле появились системы электронной идентификации товаров. Они базировались на определении учетной единицы запасов (Stock Keeping Unit, SKU) и применении стандартизированных штрих-кодов.

Впервые же идея создания идентификационного кода, считываемого машиной, была выдвинута еще в 1949 году, когда Бернар Сильвер и Норман Вудлэнд зарегистрировали соответствующий патент. В 1967 году в одном из супермаркетов Цинциннати была развернута система, в которой кодирование осуществлялось с помощью набора концентрических окружностей. И наконец 1974 год ознаменовался появлением (опять-таки в бакалейном магазине) первой системы сканирования в ее современном понимании. Она считывала стандартный прямоугольный универсальный штрих-код, который сегодня получил повсеместное распространение.

Прошло совсем немного времени, и на большей части упакованных товаров уже красовался штрих-код. В 1983 году компания Wal-Mart приобрела кассовые терминалы, которые одновременно обеспечивали учет продаж и минимизацию запасов. Четыре года спустя мощная спутниковая система связала все магазины с офисами компании, в режиме реального времени пересылая в центральную информационную службу Wal-Mart сведения о запасах.

С самого начала руководство Wal-Mart понимало важность передачи соответствующих данных поставщикам и в конце концов решило предоставить им интерактивный доступ к необходимой информации, которая размещалась на Web-сайте Retail Link. «Именно открытие поставщикам оперативных баз данных о продажах и запасах помогло Wal-Mart приобрести ту мощь, которой она обладает сейчас», — отметила старший партнер консультационной компании J.C. Williams Group Рена Гранофски.

Обычно информация о продажах скрывается от конкурентов. Руководство Wal-Mart дало понять поставщикам, что считает их партнерами, а не противниками. Внедрение программного обеспечения совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR) позволило сократить транспортные расходы как продавцу, так и его поставщикам. «Благодаря этой инициативе в цепочке поставок появился определенный товарный резерв», — пояснила Гранофски.

На благо партнеров

Повышение эффективности помогло Wal-Mart удерживать самые низкие цены. «Компания могла позволить себе иметь гораздо меньшую маржу по сравнению с другими, потому что она обладала наиболее эффективной цепочкой поставок, — заметил Абелл. — Товары в Wal-Mart стоят на 5-10% дешевле, чем в магазинах большинства их конкурентов».

Успех Wal-Mart в области управления цепочками поставок заставил задуматься всех остальных представителей розничной торговли, которые сегодня отчаянно пытаются наверстать упущенное. «Сейчас все спохватились, — говорит Абелл. — Конечно, у других продавцов тоже имеются системы управления запасами, но организовать доступ партнеров к той информации, которая им нужна, не так просто».

Опыт Wal-Mart оказывает свое влияние далеко за пределами сектора розничной торговли. По словам Экрота, он самым внимательным образом изучал передовые решения Wal-Mart в области управления цепочками поставок, когда занимал должность директора корпорации General Electric по производству.

«На сегодняшний день эта компания — эталон», — считает он. Одна из причин столь тщательного изучения достижений Wal-Mart заключается в том, что компания сумела вывести закупки у поставщиков на чрезвычайно высокий уровень. Это произошло потому, что внедряемые программы и решения приносят выгоду не только самому продавцу, но и его партнерам. Реализация CPFR привела к стиранию граней между поставщиком и клиентом: ведь и тот, и другой стремятся к достижению одной общей цели — продать как можно больше товаров, избегая при этом создания их избыточного запаса.

«Mattel извлекла из сотрудничества с Wal-Mart немало уроков и теперь применяет полученные знания при формировании других каналов, — отметил Экрот. — Оптимизация цепочек поставок внутри Mattel — только полдела. Другая половина тесно связана с каждым из наших клиентов, поэтому мы стараемся оперативно реагировать на получение от них соответствующей информации».

Тесные связи помогли Mattel в решении следующей основной задачи бизнеса, которая заключается в повышении эффективности производства. «Возможность эффективного анализа информации о темпах продаж игрушек, от которой зависит решение об увеличении или сокращении объемов производства, определяется наличием необходимых исходных данных», — заметил Экрот.

Система управления запасами XXI века

Информационная служба Wal-Mart рассматривает сегодня возможность применения в магазинах беспроводных технологий. Кроме того, компания занимается тестированием систем обработки интеллектуальных ярлыков на базе технологии RFID, которые должны прийти на смену привычным штрих-кодам и повысить эффективность механизма контроля движения товаров.

Сети розничной торговли уже добились немалых успехов в деле оптимизации товарных запасов. Следующим этапом должно стать совершенствование программного обеспечения для анализа запасов, которое поможет разложить товары на полках магазина с учетом позиции, занимаемой ими в общей системе продаж, а также их совокупной стоимости, на которую оказывают влияние скрытые расходы на транспортировку, размеры упаковки и затраты на хранение и перемещение на складе.

Подобные системы управления цепочками спроса уже находят применение в Европе и Японии, а с недавнего времени появились и в США. Среди поставщиков таких технологий можно отметить немецкую компанию SAF, американского производителя DCM Solutions и шведскую корпорацию Industri-Matematik International. «Не забудьте включить сюда же и сегодняшних лидеров в области разработки аналитического программного обеспечения, к которым относятся компании Retail Technologies International и Retek, — заметила Гранофски. — Это самые крупные игроки рынка, и они по-прежнему будут удерживать занимаемые ими позиции».

Вице-президент по информационным технологиям Национальной федерации розничной торговли США Кати Хотка отмечает, что на потребительский рынок возвращаются киоски, размещаемые внутри магазинов. Помимо выполнения рекламных функций сотрудники таких киосков помогают покупателям получить ответы на интересующие их вопросы. С их помощью клиент может определить наличие и местоположение того или иного товара, узнать точную дату очередной поставки тех наименований, которых сейчас нет в наличии, изучить характеристики товара перед его покупкой, заказать нужный товар и организовать его доставку на дом.

Подход, применяемый сегодня Wal-Mart к построению взаимовыгодных отношений с поставщиками, к кооперации между продавцами и поставщиками, в будущем скорее всего превратится в фактический стандарт стратегии ведения бизнеса. Это объясняется тем, что предложенные руководством Wal-Mart механизмы действительно работают.

«Мы поняли, что если будем прислушиваться к представителям Wal-Mart, серьезно относиться к их инициативам и примем стратегию, которая приносит им успех, то и сами окажемся в выигрыше», — пояснил Экрот.


Основные даты

Основатель Wal-Mart Сэм Уолтон впервые начал изучать возможности использования компьютеров для организации управления запасами в каждом отдельно взятом магазине в середине 60-х годов

1962: Wal-Mart открывает свой первый магазин.

1979: Сеть розничной торговли переключается на использование компьютерной системы управления запасами, которая позволяет контролировать движение каждого отдельного товара.

1983: Wal-Mart устанавливает в каждом магазине устройства, обеспечивающие считывание штрих-кодов, которые нанесены на упаковке большей части товаров. Штрих-коды приходят на смену инвентаризационным номерам, которые вводились в кассовые терминалы, и упрощают задачу обобщения данных о продажах и запасах в центральном офисе.

1987: Wal-Mart завершает двухлетний проект развертывания системы спутниковой связи, с помощью которой данные из всех магазинов поступают в штаб-квартиру, обеспечивая учет информации в режиме реального времени.

1990: Компания внедряет систему совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов, которая упрощает процедуру планирования для поставщиков и дистрибьюторов. Точность прогнозирования заметно возрастает. 1996: Wal-Mart запускает в эксплуатацию Web-сайт электронной коммерции.