Челябинская область победила в открытом конкурсе Минэкономразвития РФ на право одной из первых в стране участвовать в построении электронной системы госзакупок. Предполагается, что созданное в области решение сможет стать типовым для других регионов

Владимир Дятлов: «В интересах государства нужно как можно скорее создать эту систему, потому что создание единого классификатора и единого справочника цен позволит сделать более прозрачной всю работу по государственным закупкам»
В Турции прошла конференция для клиентов и региональных партнеров корпорации «Парус». Мероприятие было посвящено обсуждению наиболее важных для работников бюджетной сферы вопросов, связанных с изменениями в законодательстве по налогообложению и бухучету. Работа одной из секций была посвящена теме «Электронные госзакупки». Значительный интерес у слушателей вызвал доклад вице-губернатора Челябинской области Владимира Дятлова. Администрация области приступила к реализации проекта по созданию системы электронных госзакупок. Этот регион победил в открытом конкурсе Минэкономразвития РФ на право одним из первых в стране участвовать в построении такой системы. Предполагается, что созданная в области система может стать типовым решением для других регионов. Проект осуществляется в рамках «Областной целевой программы государственной поддержки и развития интернет-экономики Челябинской области на 2001-2003 гг.». Исполнение проекта возложено на Комитет по экономике и Главное управление материальных ресурсов областного правительства, корпорацию «Парус» (корпорация разработала экспериментальную модель электронных госзакупок) и компанию «Связьинформ» Челябинской области.

Об ИТ-проектах региона с заместителем губернатора Челябинской области Владимиром Дятловым беседует шеф-редактор ИТ-направления издательства «Открытые системы» Павел Христов.

В области принята и реализуется программа поддержки развития Internet-экономики. Расскажите о ее основных направлениях.

Принятая в августе 2001 года программа подразумевает значительное расширение доступа населения и предприятий к Internet, увеличение общего числа телефонных номеров, развитие IP-телефонии, создание «электронного правительства» по ряду вопросов, а также формирование системы электронных закупок как для госучреждений, так и для бизнеса.

Кроме государственного финансирования программы, средства поступают и из иных источников. В финансировании программы участвуют, в частности, Южуралтранстелеком — дочерняя компания «Транстелекома» — и Челябинсксвязьинформ — структура «Ростелекома». Эти телекоммуникационные компании заинтересованы в том, чтобы стимулировать появление новых приложений для своей инфраструктуры связи. Область является одним из лидеров в России по развитию телекоммуникаций. Здесь работают сразу пять операторов мобильной связи. Есть Internet-каналы с очень высокой пропускной способностью, в том числе с использованием спутниковой связи, прямой выход в Европу. Наличие этой инфраструктуры, а также кадрового и технического потенциала позволило нам взяться за те проекты, которые мы сейчас реализуем.

Бизнес вкладывается в проекты, которые ему интересны. Частью это программные продукты, частью — методические материалы, которые уже могут быть использованы при создании системы госзакупок. Интересы таких инвесторов, как «Связьинформ», состоят в том, чтобы была задействована их система каналов связи; компания готова на условиях аренды поставлять серверы и программные продукты. А власть вкладывает организационно-законодательное обеспечение, создание нормативно-правовой базы, в случае необходимости — «железо». Каждый несет затраты, но и получает адекватные результаты реализации общего проекта.

Что касается системы госзакупок, то уже сегодня 67% покупок совершается по системе конкурсов. Существует структура, специально занимающаяся этой деятельностью, — Управление материальных ресурсов, которое проводит торги не только для областных, но и для муниципальных нужд для внебюджетных фондов. Благодаря достаточной централизации управления финансами при сохранении двух уровней бюджетной системы у нас нет противоречий с «муниципалами». По разным оценкам, внедрение этой системы позволяет реально экономить на закупках 10-15% средств. В Челябинской области на закупки направляется ежегодно 6 млрд. руб., то есть 40% областного бюджета.

Система электронных госзакупок перекликается с другими проектами. В частности, наряду с еще тремя регионами, которые стали победителями соответствующего конкурса, области выделен транш Мирового банка на проведение программы реформирования управления финансами, предусматривающей переход к казначейскому исполнению бюджета.

Еще один проект (он проводится в Москве и в Челябинской области) — это проект реформирования почтовой системы, на который выделены деньги голландского правительства. Суть его состоит в том, чтобы сократить срок почтового обслуживания, доведя его до международных стандартов. Сегодня России принадлежит печальный рекорд продолжительности доставки корреспонденции: по стране этот срок составляет до 21 дня. Еще одна цель — донести до населения в малых городах и в сельских населенных пунктах весь спектр финансовых услуг, доступа к которым оно сейчас лишено. Учреждения Сбербанка, которые их раньше обслуживали, закрыли свои отделения. Огромные средства на руках у населения не работают, лежат «в чулках». Данный проект должен решить и эту проблему.

Наконец, эти работы хорошо ложатся на программу внедрения на территории области электронных карт, основанную на международной системе карт Viza с микрочипом. С помощью карты можно реализовать до 16 разных видов обслуживания: она может служить пропуском на предприятие, средством для оплаты проезда и т.д. Кстати, социальная карта москвича реализуется на основе той же самой пластиковой карты с микрочипом.

Как определялись направления программы Internet-экономики? Как выбирались приоритеты?

Это единый документ; он достаточно долго прорабатывался в разных подразделениях областного правительства и с консультантами коммерческих структур, которые выступают теперь и инвесторами программы. При этом мне кажется, что сейчас, когда мы в рамках «Электронной России» начали работать над несколькими проектами, очень важно, чтобы проекты, о которых я говорил, легли на одну основу, чтобы они работали в единой системе и использовали одни инструменты. В противном случае все придется переделывать.

Очевидно, такие же риски есть и при интеграции реализованных решений с другими регионами?

Хорошо, что появилась федеральная программа «Электронная Россия»: она как раз и позволит избежать подобной дезинтеграции, когда кто-то будет создавать один программный продукт, а кто-то — другой. Очень важно, чтобы все ориентировались на единые стандарты. В противном случае возникнут необоснованные затраты, информационное пространство будет разорвано.

Но в данном случае очевидно, что вы опережаете многие другие регионы. Вы претендуете на то, что именно ваши предложения станут основой для таких стандартов?

Да, мы претендуем на то, чтобы стать «полигоном», на котором будут отрабатываться решения для всей страны. По госзакупкам мы говорим о шестимиллиардном бюджете в масштабах области. Вы прекрасно понимаете, что в большинстве регионов нет такого технического и кадрового потенциала, нет таких возможностей выработать оптимальную модель, которую потом действительно можно было бы тиражировать.

Система эта уже работает?

Сегодня работает ее «бумажный» аналог. Но уже разработана цифровая модель, которую нужно положить на «электронно-инструментальный» уровень. Эту задачу мы сейчас решаем совместно с корпорацией «Парус», а также с челябинской компанией «Уралэлектрокомплект». Мы тесно с ней сотрудничаем — как в части электронных закупок, так и при создании системы «электронного правительства».

Проект системы электронных государственных закупок соседствует с проектами, реализуемыми в интересах бизнеса. Например, в Челябинской области создается электронная биржа металлов. Именно на этой системе происходит связка бизнеса и государственного сектора, поэтому появляется возможность привлечения внебюджетных инвестиций. Формируется единый фонд информации о металлопрокате отечественного производства. Такие начинания должны помочь решить острую проблему наполнения системы информацией.

В интересах государства — как можно скорее создать эту систему, потому что создание единого классификатора и единого справочника цен позволит сделать более прозрачной всю работу по государственным закупкам и использованию средств, которые направляются на эти нужды.

В ноябре запускается единая информационная система товаров и услуг в Челябинской области. В нее войдут классификатор цен и продуктов: 60 тыс. наименований товаров по общему, единому российскому классификатору, который, кстати, все уже забыли, а ведь он существует.

Какой вы видите процедуру внедрения системы электронных торгов, последовательность шагов?

На сегодня выбрано несколько направлений: торги для муниципальных образований в городе Миасс и один из департаментов (Главное управление образования и науки) — чтобы систему можно было опробовать на разных уровнях бюджета и ведомственной принадлежности. Кроме того, перед нами стоит также цель опробовать техническую инфрастуктуру «Связьинформа». Во внедрении активно участвует компания «Парус-Урал плюс», которая уже имеет опыт выполнения подобных функций. Другими словам, есть связка нескольких структур, которые вместе работают над созданием информационно-маркетингового центра областного правительства.

Кто на первом этапе станет пользователями этой системы? Как много их будет? Что это за люди? Какая у них квалификация?

У нас уже есть около 300 поставщиков типовых товаров, которые закупаются для нужд бюджета. Всякий раз, когда проводятся торги, объявление разрешается в Internet и публикуется в печатном СМИ, это открытая, гласная информация. Никаких ограничений допуска к торгам нет.

А покупатель — это областной и муниципальный бюджет. Если мы говорим об Управлении образования, то любая школа, которая сейчас покупает парты в первом попавшемся магазине, имеет право воспользоваться системой электронных закупок. И тогда завтра вы сможете узнать в Internet, сколько стоит парта, за которой учится ваш ребенок.

Хорошо, в школе есть компьютер, а на этом компьютере завтра появятся соответствующие приложения. Но ведь людей нужно обучать...

В любом случае необходимы и обучение, и контроль, и оперативная доставка информации. Мы даем вводный курс по «Электронной России». В целом система образования муниципальных служащих подразумевает переобучение и переаттестацию с определенной периодичностью тех людей, которые занимаются госзакупками. В этой области не могут работать непрофессионалы.

На какой срок запланировано проведение пилотных проектов?

Проекты уже начаты. Поставлена задача: к 15 декабря отчитаться о первых результатах. От этого будет зависеть финансирование следующего года. Поэтому сроки очень сжатые.

Перед кем нужно отчитаться?

Перед Минэкономразвития, которое курирует эту программу. Министерство выбрало данный проект по итогам регионального конкурса. Определили, что регион действительно достоин стать пилотной зоной, поскольку в нем есть сочетание многих необходимых факторов. Кроме того, сейчас закончился официальный конкурс поставщиков программного обеспечения, итоги которого пока не объявлены, но мы надеемся, что никаких сюрпризов не будет.

Расскажите о системе «электронного правительства».

Такая система подразумевает решение многих вопросов в безличной, электронной форме. За получением лицензии можно обратиться, не ходя по кабинетам и не подписывая массы бумаг.

Человек может написать любое заявление или жалобу и отправить через Internet губернатору, которому можно задать любой вопрос. Люди должны знать, чем занимается избранное народом правительство области.

Они получают возможность напрямую читать все постановления, все распоряжения губернатора, высказывать свое мнение о них, получать доступ к информации о бюджете и точно знать, как он планируется, какова его доходная часть, из каких источников он формируется, как расходуется, исполняется ли по назначению. Вся эта информация должна стать открытой для граждан.

Когда вы рассказываете об электронных закупках, то приводите экономические аргументы внедрения такой системы: экономия составит 15-20%. А когда рассказываете об электронном правительстве, то говорите о том, что власть становится открытой для граждан. Означает ли это, что данная программа имеет политические мотивы?

Нет. Она помогает людям по-другому работать: бизнес на территории активно развивается, дает больше налогов, отчислений. Одна из подобных систем уже действует в рамках программы поддержки малого бизнеса в Челябинской области. Создана система дистанционных информационно-консультационных пунктов. В каждом городе и районе есть компьютер, связанный модемной связью с центром. Через компьютер предприниматель может задать любой вопрос — технологический, юридический, бухгалтерский или экономический. Он может получить необходимую информацию о проводимых конкурсах, о производителях оборудования, об уровне цен на ту или иную продукцию. Так что это не чисто социальная или политическая программа, это программа поддержки бизнеса на территории региона.

Если мы насчитаем 70 тыс. предприятий в Челябинской области, каждое из которых готово заплатить тысячу рублей в месяц за возможность приобрести самую дешевую продукцию, за самую дешевую услугу, то в месяц это составит 70 млн. руб. дохода. После того как мы отработаем данную модель на одном бюджетополучателе, на одном муниципальном образовании, она будет тиражироваться по всем муниципальным образованиям и бюджетополучателям.

Есть ли отдельные группы, категории населения — социальные и профессиональные — от поддержки которых в особенности зависит успех программы?

Есть несколько таких групп. Одна из них — это правительственные чиновники, которые занимаются программами на федеральном уровне. Вторая — бизнес, который во многом ориентирован на продажу своих товаров и услуг для государственных нужд. Чем выше конкуренция, тем ниже цена. Мы бы хотели, чтобы они как можно более широко были осведомлены о возможностях системы электронных закупок.

Еще одна группа, которую следует выделить, — это чиновники регионального и муниципального уровней. Чем скорее эта модель начнет распространяться по всей территории страны, тем быстрее будут решаться все задачи — экономические и социальные. Можно сказать, что это переход на другой уровень правления.

Во многих регионах отсутствуют взаимопонимание и согласованность между разными уровнями бюджета, которые есть в нашем регионе. Не везде также понимают, что в описанные выше системы действительно целесообразно делать инвестиции, потому что это может приносить хорошие дивиденды.

Чем лучше население и социальные чиновники будут информированы о тех возможностях, которые создают системы электронных закупок, тем лучше будет всем. Чтобы поделиться своим опытом, наш регион планирует в начале 2003 года провести форум, который так и называется: «Формирование информационного пространства России».


Статистика госзакупок

Объем государственных закупок

В практике государственных и муниципальных закупок применяются следующие способы заключения контрактов:

  • открытый конкурс (конкурс, в котором может принять участие любое лицо);
  • закрытый конкурс (конкурс, в котором принимают участие заранее приглашенные лица);
  • двухэтапный конкурс (конкурс проходит в два этапа с подачей первоначальных конкурсных заявок по техническим требованиям на первом этапе, проведением переговоров по техническим аспектам и подачей окончательного предложения на втором этапе);
  • запрос котировок (регламентированный неконкурсный способ закупки, когда у нескольких потенциальных поставщиков одновременно запрашиваются цены на четко и однозначно специфицированную простую товарную продукцию);
  • закупка у единственного источника (регламентированный неконкурсный способ закупки у заранее определенного поставщика).

Наиболее часто применяемым способом закупки для государственных нужд является запрос котировок. Его доля составляет в среднем:

  • 54% при закупках продукции для федеральных государственных нужд;
  • 71% при закупках продукции для нужд субъектов Федерации;
  • 62% при закупках для нужд местного самоуправления.

Это объясняется простотой процедуры закупки и низкими требованиями к квалификации государственных служащих, проводящих закупки.

Количество процедур закупок

Высокая популярность данного способа закупки среди государственных заказчиков уровня субъектов Федерации, а также среди муниципальных заказчиков объясняется относительно небольшой средней стоимостью государственного (муниципального) контракта. Она составляет:

  • для федеральных заказчиков 1227 тыс. руб.
  • для заказчиков субъектов Российской Федерации 400 тыс. руб.
  • для муниципальных нужд 455 тыс. руб.

Наиболее высокий уровень конкуренции между поставщиками наблюдается на открытых конкурсах. При закупках для федеральных государственных нужд в среднем в одном конкурсе участвует 6 поставщиков, в то время как по закрытым конкурсам — 3, по запросу котировок — 3. Наблюдается устойчивая тенденция роста числа поставщиков-участников открытых конкурсов.


Челябинская область

  • Население Челябинской области составляет 3,5 млн. человек.
  • Основа экономики области (53,5% в объеме общего производства) - черная металлургия. Основная продукция - прокат черных металлов. Знаменитый Магнитогорский металлургический комбинат является лидером в производстве стали и проката в России. "Мечел" - еще одно крупное предприятие по производству проката и качественных сталей; в этой же отрасли работает еще два десятка крупных предприятий. Вторая отрасль - машиностроение (на его долю приходится 18%), представлена ЧТЗ, УралАЗ-ом и массой предприятий оборонно-промышленного комплекса.
  • В области расположены центр ракетно-космической техники и центр ядерных технологий. Третий и четвертый "киты" областной экономики - цветная металлургия и энергетика (по 8%).
  • Объем промышленного производства составляет 6 млрд. долл. в год. 1,8 млрд. долл. - это экспорт, поэтому область зависит очень сильно от конъюнктуры мировых цен. Свыше 1 млрд. долл. ежегодно вкладывается в развитие производственно-социальной инфраструктуры.
  • На территории Челябинской области расположен один из крупнейших вузов России - Южно-Уральский государственный университет, в котором обучаются 45 тыс. студентов.