Компания «Зебра Телеком» — оператор, предоставляющий услуги IP-телефонии и доступа в Internet, сообщила, что первые месяцы ее работы на петербургском рынке оказались вполне успешными. Продвижение идет почти по плану и даже с небольшим перевыполнением по некоторым показателям. В то же время второй по величине региональный рынок оказался достаточно тяжелым для подъема — в Петербурге IP-телефония (основная услуга «Зебры») несмотря на все маркетинговые усилия компании значительно менее популярна, чем в Москве. По словам Андрея Кузьмина, директора компании «Зебра Телеком СПб», с момента выхода на петербургский рынок в июне этого года активировано 14 тыс. универсальных карт. Ежемесячные продажи растут в среднем на 10-20%. В октябре голосовой трафик превысил 400 тыс. минут. На 10% превышены планы по количеству точек продаж универсальных карт «Зебра Телеком» (1,1 тыс. на 21 ноября). К концу первого полугодия 2003 года компания планирует иметь в северной столице около 1,5 тыс. торговых точек. В ближайшей перспективе «Зебра» должна войти в пятерку крупнейших операторов IP-телефонии в Петербурге. Как сказал Кузьмин, эта задача, возможно, уже выполнена, поскольку достоверной и независимой информации о позициях различных операторов на петербургском рынке пока нет.

«Зебра» вложила в свой петербургский офис около 500 тыс. долл. (вместе с затратами на маркетинг). Информация о том, какой доход получила или планирует получить по итогам года дочерняя компания в Петербурге, не раскрывается. Представители «Зебры» лишь обнародовали планы для всей компании: по итогам работы в двух столицах в этом году совокупный доход должен составить 8,5 млн. долл., а трафик — 50 млн. минут.

Несмотря на неплохие показатели работы, глава петербургской «Зебры» выразил некоторое неудовлетворение темпами роста продаж: «Не сказал бы, что мы вышли на тот уровень, который изначально планировали. Нужно, чтобы IP-телефония стала более популярной в Петербурге. А пока ее популяризацией в северной столице занимается только наша компания».

«Если в Петербург придут другие известные московские операторы IP-телефонии, то рост наших продаж на региональном рынке только увеличится. Его потенциал огромен, нужно только больше средств тратить на популяризацию IP-телефонии. А с приходом в Петербург других сильных операторов из Москвы совокупные расходы на продвижение услуги должны возрасти», — считает Алексей Гаранов, директор ЗТ по маркетингу.

Некоторые московские операторы уже присутствуют на петербургском рынке. Например, «Корпорация ОСС», которая хорошо известна в Москве, в Петербурге не проявляет особой маркетинговой активности, поэтому не очень заметна.

Есть еще одна особенность петербургского рынка, которая ограничивает рост продаж, — во второй столице России, несмотря на ее привлекательность для туристов, значительно меньше приезжих, которые активно пользуются IP-телефонией.

Приезжие могут использовать в Петербурге те универсальные карты «Зебры», которые куплены в Москве, и наоборот. Трафик, приходящийся на карты, которые используются не в том городе, где приобретены, «приличный» в абсолютном выражении и незначительный — в процентном. Тем не менее то, что люди, курсирующие между Москвой и Петербургом, пользуются картами «Зебры Телеком», считается достижением, которое способствует продвижению услуг компании на рынках обоих городов.