Опыт автоматизации зоны беспошлинной торговли в «Домодедово»

В аэропорту Домодедово на площади 200 кв. метров расположились супермаркет, бутик, торгующий модной одеждой, часами и ювелирными изделиями, и бар, открывшиеся в марте нынешнего года

Тот, кто давно не был в «Домодедово», пожалуй, не узнает этот аэропорт: начавшаяся в 1995 году реконструкция сильно изменила его облик. И хотя переустройство «воздушных ворот» еще не завершено (окончание работ запланировано на 2003 год), «Домодедово», по отзывам экспертов, уже сегодня является крупнейшим и наиболее современным комплексом на территории бывшего СССР, занимая первое место в России по внутренним и международным грузовым авиаперевозкам.

Некоторые элементы инфраструктуры аэропорта не имеют аналогов в отечественной гражданской авиации. К примеру, это утверждение можно отнести на счет спутниковой системы позиционирования автотранспортных средств на территории авиакомплекса.

В настоящее время «Домодедово» обеспечивает сообщение не только с российскими городами и странами СНГ: из аэропорта также выполняются рейсы в государства Европы, Азии и Америки. Это обстоятельство, а также стремление предоставить пассажирам услуги международного уровня побудило администрацию открыть в реконструированном пассажирском терминале зону беспошлинной торговли.

В продолжавшейся два года борьбе за право на ее создание участвовали полдюжины претендентов, среди которых были, в частности, компании, владеющие магазинами беспошлинной торговли в аэропорту «Шереметьево». А обладателем концессии стала швейцарская группа компаний Weitnauer. Она заключила с «Домодедово» эксклюзивный контракт, по условиям которого сможет расширять свои торговые площади по мере развития международной зоны аэропорта.

На площади 200 кв. м расположились супермаркет, бутик, торгующий модной одеждой, часами и ювелирными изделиями, и бар, открывшиеся в марте нынешнего года. Супермаркет продает традиционный ассортимент товаров — спиртные напитки, шоколад, сигареты и сувениры. Продукция крупнейших — на рынке duty free — мировых поставщиков дополняется товарами отечественного производства, многие из которых пользуются большим спросом.

По словам исполнительного директора компании Weitnauer East Виктора Савельева, для привлечения покупателей и удовлетворения их запросов его компания опирается и на опыт, накопленный другими магазинами группы.

Так, персоналу любого из них вменяется в обязанность вести учет запросов покупателей; их пожелания фиксируются в особом журнале. Кроме того, регулярно проводятся специальные опросы посетителей магазина. Подобные акции позволяют оценить структуру пассажиров и их предпочтения и на этой основе корректировать ассортимент товаров и вырабатывать политику компании в области розничной продажи.

В развернутом в зоне беспошлинной торговли комплексе используются кассовые терминалы ICL Team PoS 4000F* со сканерами Symbol LS-9100

Для постоянных клиентов домодедовского магазина Weitnauer выпущены дисконтные карты, а также проводятся различные акции (к примеру, «купи два экземпляра по цене одного»), стимулирующие активность покупателей.

В целом в комплексе беспошлинной торговли аэропорта «Домодедово» будут реализованы те же стандарты обслуживания, которых придерживаются все остальные магазины Weitnauer в мире.

Это в полной мере относится и к использованию современных информационных технологий. В Weitnauer уже смогли оценить преимущества систем автоматизации торговли: в компании давно реализованы принципы компьютерного учета товародвижения и существует собственная информационная система.

Более того, в настоящее время ведется интенсивная работа по созданию внутренней информационной сети, которая объединит все магазины Weitnauer. Информация из них поступает в единую базу данных, возможность доступа к которой имеет как руководство группы компаний, так и менеджеры магазинов беспошлинной торговли, что позволяет оптимизировать бизнес-процессы и увеличивать объемы продаж. В состав группы Weitnauer входит специальное «технологическое» подразделение — Service Unit, основная деятельность которого связана с управлением цепочкой поставок с помощью эффективной информационной системы. Один из наиболее важных приоритетов группы на текущий год — совершенствование применяемых информационных систем, в том числе и в области электронной коммерции (упор делается на автоматизацию бизнес-процессов в структуре группы Weitnauer).

Вопрос о целесообразности внедрения информационной системы в зоне беспошлинной торговли в «Домодедово» перед Weitnauer не стоял, хотя соответствующий проект и оказался довольно дорогостоящим. Так, по оценке Савельева, затраты на автоматизацию составили примерно 15% общих расходов компании на открытие торгового комплекса.

Обсуждался же вопрос о том, какая система автоматизации будет использоваться в новом магазине. Решение об этом было принято на конкурсной основе. Среди адресатов, получивших от Weitnauer предложение на участие в тендере, была и компания «Пилот» (она попала в список по рекомендации своего стратегического партнера — Fujitsu-ICL), которая в итоге и была выбрана в качестве исполнителя работ по автоматизации центра беспошлинной торговли.

Как заметил Савельев, предпочтение «Пилоту» было отдано, в частности, потому, что «эта компания изначально ориентирована на задачи торгового учета и накопила в этой области большой профессиональный опыт». Компания «Пилот» выступила в роли системного интегратора, предложившего решение, включающее поставку оборудования, а также общего и специализированного программного обеспечения.

Технические требования к будущей системе составили два объемистых тома. В первом из них содержались общие требования, относящиеся к информационным системам, устанавливаемым в любых магазинах Weitnauer. Сюда вошло подробное описание принятых в группе компаний бизнес-процессов, форм отчетности, структуры базы данных и т.п.

Второй том составили требования, отражающие российскую специфику проекта, выражающуюся, в частности, через законодательные акты или таможенные процедуры. В отличие от первого тома, поступившего из штаб-квартиры Weitnauer в готовом виде, содержание второго тома формировалось в ходе реализации проекта совместными усилиями специалистов «Пилота» и московского офиса Weitnauer.

Похоже, именно понимание специалистами «Пилота» возникающих на отечественном рынке проблем убедило руководство Weitnauer в том, что при разработке ИС следует опираться на российских специалистов. Между тем, по словам директора по технологиям компании «Пилот» Александра Усова, в Weitnauer вначале склонялись к тому, чтобы «использовать решение, приспособленное для западного рынка».

Отзываясь об особенностях проекта, в «Пилоте» отмечают, что в данном случае имели дело с заказчиком, имевшим четкое представление о том, что должна делать информационная система. По их словам, на российском рынке подобная ситуация — большая редкость.

«Проектирование любой системы идет от результата, который определяет выбор технологий, аппаратных и программных средств, — комментирует Усов. — Если заказчик не понимает, что ему нужно, он начинает метаться от одного варианта системы к другому, и процесс разработки превращается в сплошные переделки».

«Значительная часть проекта смоделирована нами с использованием современных CASE-технологий, в частности с помощью специального пакета программ для бизнес-моделирования — Rational Rose, — вспоминает Усов. — Специалисты головного офиса Weitnauer были удивлены детализацией расписанных нами бизнес-процессов, поскольку они не получали подобных предложений от европейских системных интеграторов».

В развернутом в зоне беспошлинной торговли комплексе используются кассовые терминалы ICL Team PoS 4000F* со сканерами Symbol LS-9100 и ПО для кассовых терминалов «Профи_Т 4.0», оборудование для маркировки Eltron LP2742 и Zebra STRIPE S-600 (на этапе предпродажной подготовки товаров), устройства для инвентарного контроля Symbol SPT 1700 и программное обеспечение для терминалов сбора данных Omni_LINK (в операциях складского учета), оборудование для защиты от воровства Sensormatic MegaMax и Sensormatic J2K (установлено в торговых залах), а также программа для авторизации кредитных карт в режиме реального времени.

К настоящему времени автоматизация бизнес-процессов (документооборота, учета движения товаров, подготовки отчетности и др.) практически завершена. Отчетные формы, полученные на основе ввода и обработки данных о продаваемых товарах, отправляются в головной офис Weitnauer в Базеле.

Правда, работа по отладке отдельных форм отчетности продолжается. Однако и в «Пилоте», и в московском офисе Weitnauer относятся к этому спокойно. «Человек, получивший в руки мощный инструмент, не в состоянии сразу же понять его. Такое понимание приходит только в процессе работы с этим инструментом, а вслед за тем у пользователя, естественно, появляются новые запросы», — говорит Усов.

Основные усилия теперь направлены на разработку различных аналитических форм. По словам Савельева, одна из основных задач на данном этапе — автоматическое формирование отправляемой в базельский офис Weitnauer заявки на поставку товара. Подобный заказ должен учитывать множество факторов: наличие конкретного товара на складе московского магазина, его популярность у покупателей, сезонные колебания пассажиропотока и ряд других параметров.

Хотя формальным сроком окончания проекта считается сентябрь нынешнего года, сотрудничество Weitnauer и «Пилота» на этом не закончится. «Работа с любым заказчиком продолжается непрерывно» — это правило может подтвердить каждый разработчик.


Из истории «Домодедово»

Рождение четвертого по счету московского аэропорта было отмечено первым пассажирским рейсом на Свердловск, выполненным самолетом Ту-104 в марте 1964 года. Официальное открытие здания аэровокзала состоялось в мае 1965 года.

В 1966-1967 годах аэропорт участвовал в испытаниях пассажирского самолета Ил-62, который по прошествии более десяти лет стал летать из «Домодедово» по самому протяженному беспосадочному маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский

В 1975 году со взлетной полосы аэропорта поднялся сверхзвуковой самолет Ту-144, совершивший первый беспосадочный перелет в Алма-Ату

Из «Домодедово» выполнили свои первые пассажирские рейсы и другие отечественные самолеты, в частности, Ил-86 (Москва — Ташкент) и Ил-96-300 (Москва — Анкара)

В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта