Sterling Group объявляет о вводе в эксплуатацию системы SAP R/3

Генеральный директор Sterling Group Сергей Токмаков и менеджер проекта Нина Новикова делают «Аэрофлот» прозрачным

На состоявшемся 1 марта семинаре компаний Sterling Group и «Аэрофлот — российские авиалинии» было объявлено о вводе в эксплуатацию системы SAP R/3. Пока на ней работает, конечно, лишь часть подразделений «Аэрофлота»: комплекс наземного обеспечения перевозок (промышленная эксплуатация) и департамент материально-технического снабжения (опытная эксплуатация). Тем не менее каждая новость о промышленном применении R/3 у нас в стране — событие. План внедрения системы рассчитан на три года. За текущий год бухгалтерский учет и управление материальными потоками планируется вести в отделах расчетов загранпредставительств, в центральном международном агентстве, в центре международных расчетов, департаменте обработки перевозочной документации, авиационно-техническом центре и службе бортпроводников (куда входит снабжение пассажиров продуктами).

У «Аэрофлота» и у Sterling Group свои, довольно своеобразные стратегии внедрения ERP и они, похоже, неплохо сочетаются. Компании не ищут легких путей. «Аэрофлот» начинает не с тех подразделений, которые к этому в максимальной степени готовы, а с наиболее затратных, где можно получить наибольшую отдачу. Sterling Group внедряет систему не помодульно, а по возможности комплексно, даже невзирая на то, что персоналу приходится в переходный период одновременно работать в двух системах управления. Однако альтернативы для компании с миллиардными оборотами, каковой является «Аэрофлот», практически нет.

Переход на R/3 имеет для авиакомпании и своего рода политическое значение, так как «солидность» системы определенно имеет значение для потенциальных инвесторов, а на них «Аэрофлот» рассчитывает. «Прозрачность» компании, столь ценимая теми, кому хотелось бы видеть, куда идут их деньги, тоже неразрывно связана на Западе с ERP-системами. Наше правительство, со своей стороны, разрешило компаниям-гигантам переходить на план счетов, соответствующий западным стандартам отчетности, так что после внедрения не придется вести двойной план счетов.

Миллионы долларов, которые будут потрачены на внедрение, могут произвести впечатление на россиян, и без того взбудораженных массовым использованием «Боингов» и европейских аэробусов в «Аэрофлоте», но если подходить по западным меркам, то сумма для такой компании скорее скромная, ведь там принято тратить на информационные системы существенную долю своего бюджета. Впрочем, расходы на ERP-систему для российской авиакомпании не основная часть затрат на информационные технологии: не меньших средств требует создание и поддержка единой инфраструктуры, а также приложения, специфические для авиакомпаний. В качестве аппаратной платформы используется тройной кластер из RISC-серверов HP 9000 Класса N, рассматривается возможность покупки HP Superdome. Основные данные хранятся в СУБД Oracle.