МТС подводит первые итоги размещения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже

Михаил Смирнов: «Введение безлимитных тарифных планов, как это сделали МСС и «Би Лайн» нашей компанией не планируется»

В середине августа компания «Мобильные ТелеСистемы» провела пресс-конференцию по итогам работы в первом полугодии и за первые полтора месяца, прошедшие с 30 июня — дня размещения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Стоит заметить, что время для оглашения достижений оказалось не самым удачным, ведь в течение августа в сети компании дважды случались крупные неполадки, заставившие пользователей сотовых телефонов вновь задуматься о надежности данного вида связи. И хотя о причинах аварий были сделаны официальные заявления, они мало кого полностью удовлетворили, оставив достаточно места для слухов и домыслов. МТС предрекали «утерю лица» и снижение темпов развития.

Президент компании Михаил Смирнов, естественно, опроверг эти мрачные предположения. Он дал понять, что за последние месяцы МТС только укрепляла свое финансовое положение и, приступив к акционированию, стала меньше зависеть от случайных факторов. Смирнов объяснил случившиеся в сети аварии «стечением обстоятельств, вероятность которых была равна нулю». Сейчас специалисты МТС совместно с их немецкими коллегами из Siemens и Deutsche Telekom занимаются тщательной проверкой оборудования, основных и резервных соединений.

Международный финансовый рынок не отреагировал на августовские неудачи оператора снижением котировок. По состоянию на 15 августа капитализация компании выросла на 37% и составила 2,9 млрд. долл. МТС сейчас является самой дорогой российской компанией, работающей в несырьевом секторе экономики. Объемы торгов на Нью-Йоркской бирже (от 5 до 300 тыс. акций в день) также свидетельствуют об интересе зарубежных инвесторов к российскому сотовому оператору.

В среднем в первом полугодии 2000 года ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента составляла 68 долл., что даже несколько выше, чем аналогичные общеевропейские показатели. Выход на массовый рынок в апреле — июле повлек за собой снижение удельной выручки от одного абонента на 20%, правда, за этот же период абонентская база МТС выросла на 230 тыс. и достигла к 15 августа 776 тыс. человек, из которых 734 тыс. приходится на Московскую лицензионную зону. Особое внимание обращалось на то, что эти данные приводятся в «чистом виде», то есть с учетом оттока абонентов.

Общая сумма доходов от продаж услуг и оборудования за первые шесть месяцев года составила 222 млн. долл. Объем доходов и чистой прибыли за второй квартал, когда наблюдался основной приток абонентов, значительно вырос (на 20 и 50% соответственно) по сравнению с первым кварталом года. Эти результаты выглядит даже несколько парадоксально, учитывая, что весомую прибавку в абонентской базе в последнее время составляли «малоговорящие» абоненты.

Однако в МТС утверждают, что этого удалось добиться за счет сокращения затрат на привлечение новых абонентов и роста трафика в сети. Наряду с другими факторами общее увеличение трафика в пересчете на одного абонента было вызвано формированием некоей среды пользователей мобильных телефонов, которые имеют возможность экономить на входящем трафике при внутрисетевых соединениях.

Президент МТС констатировал также факт роста объема дополнительных услуг, в частности таких, как WAP-доступ. Ежемесячно, начиная с мая настоящего года, WAP-трафик в сети МТС увеличивался практически вдвое и по состоянию на июль составил 1,2 млн. минут в месяц. Представители компании указывают на то, что интерес к использованию таких передовых технологий проявляют не молодежь и относительно малоговорящие пользователи, но абоненты, чьи ежемесячные счета составляют 200-500 долл. и выше.

Михаил Смирнов заявил, что введение безлимитных тарифных планов, как это сделали МСС и «Би Лайн», его компанией не планируется. Вообще такую практику он считает ошибочной. В МТС уверены, что существующая тарифная политика, качество связи и расширенный набор услуг позволят компании удержать «высокобюджетных» абонентов, несмотря на внешнюю привлекательность предложений конкурентов.