Однако этого срока хватило, чтобы констатировать приятный для пользователей мобильных телефонов факт: прогнозы о том, что темпы снижения цен на сотовую связь замедлятся, пока не оправдываются.

Итак, к началу марта «ценовая война» между главными игроками рынка возобновилась

Хотя операторы продолжают утверждать, что работают на пределе уровня рентабельности. Два основных игрока рынка, МТС и «Вымпелком», объявили с разрывом в одну неделю о введении новых тарифных планов в сетях GSM 900/1800, понизив «планку вхождения» в престижную категорию контрактных абонентов сразу на 30-40%.

CDMA уже не так страшен

Другое, не менее важное событие связано с тем, что в феврале наконец-то был определен статус сотовых сетей IS-95 (CDMA) на российском рынке. В этой области ничего непредсказуемого не произошло. Как и предполагало большинство экспертов, услуги мобильной связи стандарта CDMA легализованы, но с одной существенной оговоркой: период предоставления услуг мобильной связи IS-95 ограничивается сроками действия лицензий, выданными операторам ранее, в 1995-1996 годах. Высшие руководители Минсвязи заявили, что новые лицензии на построение и эксплуатацию сетей IS-95 выдаваться не будут, а с нынешними операторами подписан Меморандум о взаимопонимании, поставивший точку в затянувшихся «хождениях по мукам» CDMA в России.

Легализация де-юре еще одного стандарта подвижной сотовой связи в России пока не вызвала особой реакции в заинтересованных кругах. Ведущие операторы в Москве высказывают мнение, что изменений в раскладе сил, выражающихся в объемах инвестиций, и темпах прироста абонентской базы не произойдет. Подразумевается, что «двоевластие» МТС и «Вымпелкома» в обозримом будущем сохранится, а их отрыв от основной массы преследователей увеличится — лидеры столичного рынка будут активно расширять свое региональное присутствие.

Что касается регионов, то поначалу в высказываниях местных представителей телекоммуникационной отрасли были слышны нотки сомнения относительно действенности этого «соломонова» решения Министерства связи. Означает ли временная легализация стандарта подвижной связи IS-95, что разрушительный демпинг со стороны операторов CDMA будет продолжаться, тем более что последним терять уже нечего? В ответ из уст начальника Управления электросвязи при Минсвязи России Алексея Рокотяна прозвучало недвусмысленное предупреждение в адрес тех операторов, которые попытаются продвигать услуги по ценам ниже себестоимости. Алексей Рокотян заверил, что «любые сигналы о демпинге операторов будут тщательно проверяться, а к нарушителям будут предъявляться суровые санкции». Подход оригинальный, но вся проблема в том, насколько правомерны механизмы воздействия на провинившихся операторов на основании одного только факта нарушения меморандума. Или Минсвязи и Министерство по антимонопольной политике примут официальный законодательный акт о запрещении перекрестных дотаций на услуги связи, означающий для операторов-монополистов конец эпохи демпинга и «золотых сливок»?

Третий - не лишний?

Следующим нашумевшим событием прошедшего месяца для столичных сотовиков явились так и не подтвержденные, но и не опровергнутые слухи о скором появлении на рынке GSM-900 «третьей силы». В качестве наиболее вероятного претендента называлась финская компания Sonera, владеющая в России магистральными каналами значительной емкости и заметно активизировавшаяся в последнее время на нашем телекоммуникационном рынке. В принципе только зарубежная компания, обладающая огромными (по российским масштабам) инвестиционными ресурсами сможет составить заметную конкуренцию нынешним лидерам сотовой связи — «Вымпелкому» и МТС. Тем не менее представители «Вымпелкома» считают, что даже при таком исходе третий окажется лишним. Аргументы таковы: потенциальная емкость столичного рынка сотовой связи при нынешнем уровне тарифов и платежеспособности населения оценивается в 1,5-2,0 млн. абонентов. К концу года и МТС, и «Вымпелком» надеются довести свою абонентскую базу до 700-800 тыс. человек каждый. Иными словами, практически все потенциальные абоненты в Москве и области опять-таки будут распределены между «Би Лайном» и МТС, и проблема окупаемости вложений видится в весьма призрачном свете.

Другое дело, если третий оператор окажется первым — в том смысле, что ему могут выдать лицензию на построение и эксплуатацию сети третьего поколения UMTS. Такая перспектива выглядит весьма правдоподобной и очень заманчивой, если в качестве реального претендента рассматривать все ту же Sonera или другого зарубежного тяжеловеса. Ведь новому оператору в любом случае предстоит строить сетевую инфраструктуру «с нуля», и конечно же он предпочтет вкладывать сотни миллионов долларов не в отживающие, а в только набирающие мощь технологии. Тогда, разумеется, ситуация обернется с точностью до наоборот: сегодняшним лидерам рынка придется выступать в роли догоняющих. Эту возможность нельзя отрицать, но в «Вымпелкоме» и МТС верят, что дело не примет столь скандальный оборот.

Ниша «контрактников» еще не выбрана

Итак, к началу марта «ценовая война» между главными игроками рынка возобновилась. Едва ли не впервые ее новый виток инициировала МТС, предложившая минуту эфирного времени в городе по цене 0,36/0,19 (день/ночь) долл. без учета налогов. «Би Лайн GSM» решил ответить адекватно — снижением цен на эфирное время примерно до этого же уровня. Игру на понижение поддержала МСС, работающая в аналоговом диапазоне NMT-450; она настолько резко снизила стоимость эфирного времени, что в ее тарифных планах уже фигурируют цены от 9 центов за минуту.

Что и говорить, нынешняя тенденция однозначно положительная, в отличие от прежней политики операторов наращивать абонентскую базу лишь за счет дешевых на первый взгляд «коробочных» телефонов, работающих по предоплаченным карточкам. Сколько бы мне ни говорили о том, что система pre-paid карт выгодна для определенных групп абонентов, элементарная экономика свидетельствует о другом. Карточные системы, очевидно, выгодны оператору, поскольку он продает эфирное время в розницу дороже, чем по контракту, и получает, кроме того, предоплату за неделю или за месяц.

В подтверждение этого могу сослаться на слова представителей «Вымпелкома» о том, что продавать «коробочную» версию телефона за 49 долл. не менее доходно, чем подключать контрактных абонентов. Дело в том, что большая часть сотовых телефонов в столице реализуется посредством дилеров, получающих комиссионное вознаграждение. Разница между комиссионными за продажу одного контрактного и одного «коробочного» телефона выливается в весьма приличную сумму (которая составляет коммерческую тайну дилерского соглашения и потому в данном обзоре не может быть названа), поэтому реальный доход, остающийся у оператора после продажи контрактного телефона, приближается к аналогичному показателю для «коробочного» телефона. К тому же, как говорилось выше, ожидаемую прибыль оператора обеспечивают не единоразовые продажи телефонных аппаратов, а многократные продажи абонентам карточек эфирного времени.

Разумеется, аргументы конкурентов «Вымпелкома» против карточной системы платежей не более чем маркетинговый ход. Вряд ли специалисты МТС не могут просчитать схему, при которой система pre-paid будет приносить прибыль. Причина в том, что с развитием современных двухдиапазонных сетей GSM-900/1800 оказалась неохваченной категория абонентов, предпочитающих получать постоянные услуги на контрактной основе. Руководство МТС решило в связи с этим отложить еще на некоторое время введение в действие своей системы pre-paid.

Следует подчеркнуть, что при обслуживании контрактных абонентов удельные обороты (в пересчете на одного абонента в месяц), а значит, и прибыль, получаемая оператором, существенно выше, чем в случае карточных платежей, а процент «пассивных» абонентов (то есть временно не обслуживаемых) значительно ниже. Игра на понижение тарифов — это борьба за массового середняка, который достаточно обеспечен, чтобы покупать себе гарантированные услуги в течение месяца, и достаточно многочислен, чтобы стать основным «бюджетообразующим» элементом операторов сотового рынка. В нынешней ситуации будет правильнее сказать, что привлекательность новых тарифных планов МТС и «Би Лайна GSM» зависит от индивидуальных пристрастий клиента. Ситуация закручивается в штопор, и вряд ли какая-то из сторон откажется от соперничества. А любителям сенсаций, возможно, стоит подождать появления на сотовом рынке третьего крупного игрока.