И виной тому — переоценка возможностей данной технологии. Ключом к успеху может стать не совершенствование интерфейса между человеком и машиной, а улучшение взаимодействия между людьми.

«До сих пор многие пытались использовать в этих целях Lotus Notes или какой-либо поисковый механизм, но в данном вопросе невозможно чисто техническое решение», — говорит Уэйн Эпплхенс, руководитель подразделения основанных на знаниях информационных систем компании J.D. Edwards.

Подход, который уже доказал свою эффективность и был использован многими компаниями, состоит в организации так называемых «сообществ по обмену практическими знаниями», которые позволяют сотрудникам делиться друг с другом информацией по таким вопросам, как, например, электронная коммерция. Информационные технологии обеспечат инфраструктуру, необходимую для эффективного взаимодействия между подобными группами. В то же время, по словам вице-президента по управлению знаниями компании Align Solutions Скипа Макдональда, основная задача — обеспечить взаимодействие людей в группе. Если удастся наладить общение в форме свободной дискуссии, без использования электронной почты и телефона, это будет еще лучше.

Консультационная компания AMS начала использовать методику сообществ по обмену практическими знаниями в работе своего исследовательского отдела еще в 1993 году. Каждое такое сообщество возглавляет лидер-«мыслитель», который в общей сложности обычно тратит три или четыре недели рабочего времени в год на организацию деятельности сообщества.

Сотрудники, чей вклад в работу группы является наиболее существенным, вознаграждаются уже хотя бы тем, что их работа никогда не остается незамеченной. Однако руководство компании все больше склоняется к мысли, что для повышения эффективности обмена знаниями потребуются также денежные стимулы.