Определение: Интеграция корпоративных приложений (enterprise application integration — EAI) — подход, предусматривающий связывание приложений, приобретенных или разработанных внутри самой компании, с тем чтобы они наилучшим образом поддерживали бизнес-процессы. EAI предоставляет пользователям инструментальные средства для моделирования бизнес-процессов и связи этих приложений с промежуточным ПО, которое может обеспечить взаимодействие с другими приложениями за счет обмена сообщениями

Сегодня разнообразные прикладные системы, которыми располагают компании, редко взаимодействуют или совместно используют данные для поддержки бизнес-процессов компании. Инструментарий интеграции корпоративных приложений, при условии, что ИТ-служба компании готова затратить немало сил и средств, может решить эту проблему.

Компания, ведущая розничную торговлю и получающая заказы по многочисленным каналам, либо компания, предоставляющая финансовые услуги и занимающаяся инвестициями и страхованием, могла бы стать идеальными кандидатом для EAI. Плохо интегрированные приложения или препятствуют компании использовать новые возможности, или снижают качество обслуживания потребителей до такой степени, что компания может проиграть своим конкурентам.

«В конце концов ведение бизнеса через Internet заставит вас использовать EAI, — писал в своем июньском отчете Джон Манн, аналитик Patricia Seybold Group. — Пользователи непременно обратят внимание, если, отправив заказ по Internet, вскоре после этого не смогут получить корректную и полную информацию о состоянии своего заказа».

Кимберли Найкл, аналитик компании AMR Research, добавила: «Компаниям нужно обеспечить внутреннюю интеграцию информационных систем. Мне необходимо обмениваться информацией со всеми, кто работает в моей компании. Я хочу иметь возможность поддерживать бизнес-процессы».

Вот чего действительно не хотят компании, так это полностью переписывать унаследованные приложения или оказаться вынужденными работать с жесткой системой. «Вы должны сделать это быстро и так, чтобы получившаяся структура была гибкой», — подчеркнула Найкл.

Программное обеспечение EAI, по словам аналитиков, позволяет решить эту задачу, поскольку обеспечивает обмен данными между существующими и новыми приложениями с помощью сообщений, управляемых правилами бизнес-процесса. Пользователь моделирует бизнес-процесс и определяет правила, которым должны следовать приложения во время работы. Брокер сообщений направляет сообщения в соответствии с этими правилами. Данные в сообщениях преобразуются в тот формат, который требуется для каждого из приложений.

Поскольку программное обеспечение EAI, по существу, не зависит от конкретных приложений, которые оно связывает, бизнес-процессы могут меняться и наращиваться без изменения самих приложений. Однако, по словам Найкл, чтобы полученная инфраструктура была действительно гибкой, в первую очередь в EAI должны быть реализованы следующие пять уровней технологии.

  • Поддержка бизнес-процессов. Многие производители предлагают инструментальные средства, которые предоставляют потребителям визуальную диаграмму бизнес-процессов. Здесь пользователи могут определить правила для каждого сообщения, к примеру, «после того как заказ выполнен, приложение обработки заказов сообщает бухгалтерской системе о необходимости послать счет и предупредить отдел доставки о необходимости выслать продукт». Некоторые инструментальные средства имеют возможности «интеллектуальной маршрутизации», которые позволяют проанализировать сообщение и «понять», что с ним делать дальше в рамках бизнес-процесса.
  • Транспортировка. Данные могут передаваться из точки в точку или в рамках архитектуры, называемой публикацией/рассылкой, при которой приложение посылает сообщения другим приложениям, а они в свою очередь сообщают брокеру о своей заинтересованности. В зависимости от сети и платформ, на которых размещаются приложения, данную архитектуру можно реализовать с помощью промежуточного программного обеспечения, такого как драйверы базы данных, компонентные объектные модели или промежуточное программное обеспечение обработки сообщений.
  • Услуги. Чтобы механизм сообщений мог выполнять возложенные на него задачи, необходимо обеспечить следующее: организацию очередей для хранения сообщений, если приложение-получатель работает медленнее, чем отправитель; целостность транзакций — для того, чтобы подтвердить, что транзакция завершилась прежде, чем сообщение будет послано или признано полученным; приоритеты сообщений; обработку ошибок; «контрольные точки», которые позволяют инструментальным средствам управления сетью контролировать трафик.
  • Интерфейсы. Программное обеспечение EAI получает доступ к различным приложениям за счет подключения к ним необходимых интерфейсов. Интерфейсы взаимодействуют с приложениями или с помощью описаний, которые они предоставляют компонентной модели своей платформы, или за счет использования возможностей прикладных интерфейсов данной программы.
  • Преобразование. Поскольку не все приложения хранят данные одним и тем же образом или в одном и том же формате, программное обеспечение EAI позволяет преобразовывать данные в ту форму, которая требуется приложению-получателю. Некоторые программные пакеты включают в себя инструментарий, который позволяет создавать «карту» или устанавливать соответствие форматов данных одного приложения с форматами других приложений.

По мнению Манна, развертывание средств EAI оказывает влияние на работу всей организации. «Затраты составляют от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов, в зависимости от размера и выполняемых функций», — подчеркнул он. Некоторые компании, работу которых он изучал, стремятся интегрировать функции приложений, что приводит к значительному усложнению структуры и росту затрат.

Развертывание EAI также требует серьезных навыков работы и большого опыта, чего, в силу новизны этой концепции, часто не хватает. Более крупные компании обычно имеют группы архитекторов информационных систем и разработчиков, способных выполнять эту задачу.

Потенциальная доходность решений EAI заставляет производителей программного обеспечения развертывать свои проекты во всех сегментах рынка. В апрельском отчете Найкл перечисляет три десятка таких производителей. Уолл-стрит также подталкивает их к этому. Буквально в первый день торговли на бирже акции первого выпуска двух компаний, работающих в области EAI, выросли в цене вдвое или втрое.


Механизм работы

1. Заказ поступает через переговорный центр, по почте, по электронной почте, через Web или по факсу

2. Информация о потребителях, полученная в процессе оформления заказа, передается в процесс «новый потребитель», который в свою очередь передает информацию о новом клиенте в различные приложения и базы данных

3. Как только заказ проверен (потребитель, кредит, компоненты), соответствующие подробности передаются для заполнения заказа, который может выбрать затребованные компоненты со склада, запланировать их для производства или просто переслать

4. В процессе выполнения заказа возвращается информация о его состоянии (сроках выполнения)…

5. …и в систему принятия заказов, и в переговорный центр, который должен знать о невыполненных заказах