В Москве прошел российский CIO-форум

Регина Касонато: «Предприятия будут вкладывать деньги в ИТ не ради экономии, а ради получения новых денег»
На участников конференции, организованной 24-25 ноября компанией «Корпоративные системы» при участии GartnerGroup, обрушилась лавина информации, касающейся важнейших направлений деятельности мировой ИТ-индустрии: анализ и прогнозы по всем ключевым технологическим секторам, многочисленные советы и рекомендации руководителям ИТ-подразделений, презентации продуктов и технологий, разноречивые мнения коллег. В масштабах одной статьи не рассказать обо всем, что удалось услышать на этом форуме, поэтому сейчас я остановлюсь лишь на самых любопытных наблюдениях.

Бросилось в глаза незаслуженно малое внимание к форуму со стороны тех, на кого он был, собственно, направлен: из сотни участников лишь около двух третей составляли руководители информационных служб. Причина этого не столько в невозможности ИТ-руководителей оторваться от повседневных дел, сколько в слабости позиций самих ИТ-подразделений на предприятиях и в недостаточном внимании к развитию инфраструктуры ИТ со стороны производственных и бизнес-подразделений.

Не секрет, что зачастую руководители ИТ-подразделений не входят в совет директоров компании (следовательно, и не являются директорами по ИТ в «классическом» западном смысле) и играют незначительную роль в процессе стратегического планирования развития предприятия. Кстати, еще одна возможная причина отсутствия многих руководителей ИС — недостаточное осознание значимости собственной роли в успехе бизнеса.

Впрочем, по мнению участников дискуссии о стратегиях российских предприятий в области ИТ, информационные технологии и руководители соответствующих подразделений вряд ли смогут занять важное место там, где имеет место монополия: зачем предприятию себя совершенствовать, если заказчик и так придет, никуда не денется? И наоборот: на тех предприятиях, которые стремятся выжить в условиях острой конкурентной борьбы, велика вероятность, что ИТ-отделы займут важное место, потому что грамотно построенная ИТ-инфраструктура, созданная и функционирующая в соответствии с целями и требованиями подразделений, помогает предприятию лучше понимать происходящее внутри компании и за ее пределами, помогает быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, оперативно находить новые рынки, новых поставщиков, партнеров и клиентов, быстро выводить на рынок новые продукты, быстро и с прибылью оборачивать капитал.

Именно к тем, кто конкурирует, были в основном обращены доклады форума. Регина Касонато, директор по исследованиям GartnerGroup в странах Европы, отметила, что одной из ведущих тенденций в жизни ИТ-подразделений «средних» предприятий (к таковым GartnerGroup относит компании с годовым доходом от 15 до 500 млн. долл., с числом сотрудников от нескольких сотен до нескольких тысяч на самом предприятии и до сотни — в ИТ-подразделениях) станет смена взгляда на ИТ-инфраструктуру. Если раньше многие рассматривали ее как затратную часть бюджета или в лучшем случае как нечто позволяющее экономить средства, то сейчас наблюдается тенденция вкладывать деньги в ИТ ради получения новых денег. (Прогноз GartnerGroup: до 2004 года поддержание присутствия на рынке будет основным стимулом для внедрения и использования ИТ внутри компаний.)

Правда, руководители ИС должны суметь убедить директоров в том, что ИТ смогут обеспечить увеличение прибыли. Для этого ИТ-подразделениям нужно перестать быть «черными дырами», поглощающими инвестиции без всякой видимой отдачи. Отделы информационных служб должны выступать в роли бизнес-партнеров других подразделений, в роли поставщиков ИТ-услуг. Разумеется, этот процесс не будет быстрым. Даже на относительно благополучном Западе к 2003 году менее 40% «средних» предприятий будут иметь стратегический план развития бизнеса, в котором будет отражена и стратегия в области развития ИТ.

Кстати, смещение отношений между ИТ-службами и бизнес-подразделениями в сторону диполя «поставщик услуг — потребитель услуг» происходит не только по отношению к внутренним ИТ-службам, но и по отношению к внешним. Другими словами, заказчики все чаще будут перекладывать заботы о своих ИТ-структурах на плечи независимых поставщиков услуг. (Прогноз GartnerGroup: к 2004 году 70% «средних» предприятий будут выборочно использовать возможности внешних поставщиков ИТ-услуг и менее 30% средних и крупных предприятий будут иметь собственные полнофункциональные ИТ-подразделения. У тех, кто этого не сделает, на 50% возрастет риск незапланированных простоев ИТ-инфраструктуры.)

В ближайшие годы изменятся и акценты в самих ИТ-подразделениях. По мнению GartnerGroup, внимание отделов ИТ будет все более сосредоточено на эффективном использовании информации и на обеспечении оперативного взаимодействия между предприятиями. В связи с этим роль руководителей ИТ-подразделений будет смещаться от управления службами к управлению информационной инфраструктурой предприятия. По мере того как деятельность ИТ-отделов будет все более приближаться к потребностям и целям бизнеса, на место руководителей ИТ-служб станут все чаще назначаться специалисты не в области ИТ, а в области бизнеса.

Ну и, конечно, возрастет роль электронного бизнеса: к 2005 году 70% инвестиций в новые приложения и 50% — в новые инфраструктуры будет производиться ради перехода к электронному бизнесу. Правда, не ожидается, что этот переход станет быстрым: к 2005 году из 2 тыс. наиболее крупных компаний менее 25% перейдут на гибридные схемы бизнеса, сочетающие традиционную систему взаимоотношений с заказчиками и партнерами и схему, основанную на электронном бизнесе. Одна из главных причин тому — сложность: предполагается, что внедрение приложений, необходимых для преобразования бизнеса компании в электронный, окажется вдвое сложнее внедрения систем ERP.