У всего есть свои причины, а в данном случае причины становятся очевидными, стоит лишь проследить за движением денег.

Пол Страссман в настоящее время заканчивает работу над своей новой книгой Information Capital: Assessing the Intellectual Worth of U.S. Corporations. С ним можно связаться по адресу: paul@ strassmann.com
Ключ к разгадке номер 1. Взлет на фондовой бирже. Мы являемся свидетелями величайшего в истории фондовой биржи роста цен на акции. По моим подсчетам, в конце прошлого года общая стоимость акций 6153 американских компаний составляла 13,7 трлн. долл. Поскольку стоимость основного капитала (то есть стоимость основных средств в бухгалтерском балансе) 25% наиболее успешных корпораций в среднем составляет всего 14% их рыночной стоимости, происхождение оставшихся 86% должны получить какое-либо рациональное объяснение. Самое удобное — объявить разницу в 86% стоимостью знаний, накопленных компанией. Чтобы иметь возможность неограниченно увеличивать стоимость акций, эксперты советуют овладеть искусством управления знаниями. За определенную плату специалисты в этой области с радостью поспособствуют вам в деле увеличения стоимости той части ваших активов, которую составляют знания. Некоторые даже утверждают, что подобные приемы могут вызвать десятикратное увеличение индекса Доу Джонса и сделать Билла Гейтса первым триллионером.

Ключ к разгадке номер 2. Повторное открытие систем управления данными. Едва ли в продаже ПК осталось еще хоть что-нибудь, из чего можно извлечь новые прибыли. Так что же могут сделать поставщики компьютеров? Они были бы не прочь запустить в продажу очередное поколение новых систем, которое обойдется покупателям в триллион долларов. Однако проблема заключается в том, что руководители предприятий так и не получили убедительных доказательств того, что последние инвестиции в области информационных технологий принесли обещанные плоды или увеличили их доходы.

Но тут на помощь приходит управление знаниями. Поставщики отлично знают, что управление данными всегда относилось к числу основных обязанностей руководителя информационной службы предприятия. Каждую секунду торговые аппараты, Internet-магазины и операции в рамках систем электронного бизнеса становятся источниками новых гигабайтов информации. Взяв на вооружение методы управления знаниями, сторонники новых затрат говорят, что следующим большим шагом должно стать подкрепление интеллектуальных способностей сотрудников компании посредством ИТ. При этом управление всеми новыми данными, естественно, возлагается на руководителя информационной службы. С необходимостью увеличения ценности «интеллектуальных» активов трудно поспорить, поэтому управление знаниями становится прекрасной почвой для возобновления проектов, давно уже пылящихся на полках.

Ключ к разгадке номер 3. Большой интерес к конференциям, посвященным управлению знаниями. Затраты на участие в их работе свидетельствуют о существенной выгоде, которую сулит использование новомодной технологии. Организаторы такого рода мероприятий прекрасно чувствуют прибыль, которую можно извлечь, искусно используя интерес к управлению знаниями для выколачивания денег из специалистов с дипломом MBA, рвущихся на руководящие посты. Последний раз что-либо подобное на моей памяти было, когда безумное увлечение бизнес-реинжинирингом достигло своего апогея. На самом же деле управление знаниями всегда было одной из важнейших административных задач. Питер Друкер сказал об этом еще 40 лет назад, и с тех пор ничего не изменилось, если не считать того, что одни модные фразы сменились другими. Способность к эффективному накоплению информационного капитала всегда была необходимым условием достижения успеха. Я уже объяснял, почему информационный капитал приносит большую прибыль, чем капитал финансовый (см. http://www.strassmann.com/pubs/measuring-kc). К несчастью, использование специализированных приложений в этой области неизменно приводит к необходимости добавления к уже имеющемуся нагромождению бесполезных программ новых технологий, век которых отнюдь не долог. Вряд ли это может привести к продолжительному успеху.

Перед тем как поддаться влиянию поставщиков аппаратного и программного обеспечения, рекламирующих свою продукцию, подумайте о том, стоят ли их обещания необходимых инвестиций. Не становитесь легкой добычей. Настаивайте на том, что любая система управления знаниями должна давать вашей компании видимую прибыль. Это единственный способ отличить утопические идеи от способности обеспечить реальный с экономической точки зрения доход.