Портативный компьютер iBook — гвоздь последней выставки MacWorld Expo

Самые свежие новости и продукты, представленные на
MacWorld, вновь раздули в наиболее стойких приверженцах
Apple пламя веры в обоснованность претензий на лидерство
Дух выставок MacWorld Expo неизменно характеризует «верность Macintosh». Несмотря на то что сегодня эта мысль выглядит уже несколько избитой, прошедшее в середине июля шоу показало, что у поклонников Macintosh есть поводы для оптимизма.

Самые свежие новости и продукты, представленные на MacWorld, вновь раздули в наиболее стойких приверженцах Apple пламя веры в обоснованность претензий на лидерство, а прочие посетители заразились тем энтузиазмом, который вот уже в течение многих лет исходит от последователей передовых идей, заложенных в Macintosh, и, безусловно, заслуживает уважения.

Тон очередному форуму задал временно исполняющий обязанности директора и один из основателей Apple Computer Стив Джобс, перечисливший в своей вступительной речи последние достижения компании. Одним из наиболее радостных событий, упомянутых Джобсом, стали обнадеживающие итоги очередного финансового квартала, завершившегося 26 июня. Квартал принес Apple прибыль в размере 114 млн. долл. (это седьмой результат за все время существования компании). Бестселлером рождественской распродажи 1998-1999 года стал компьютер iMac. Новые компьютеры Apple получили поддержку разработчиков компьютерных игр, производителей периферийного оборудования и прикладных программ.

Даже богатый набор периферийных устройств и программных средств, продемонстрированных третьими фирмами, не смог затмить успех ноутбука iBook, который стал несомненным гвоздем программы. Выпуск iBook стал завершением практической реализации продуктовой стратегии, о которой Джобс подробно рассказывал на прошлогоднем форуме Mac Expo, проходившем в августе 1998 года в Нью-Йорке. Эта стратегия предполагала выпуск всего четырех базовых моделей компьютеров — настольных и портативных для потребительского и профессионального рынков.

Перед началом последней выставки Apple уже имела на профессиональном рынке настольный компьютер PowerMacintosh и портативный PowerBook, а на потребительском — настольную машину iMac. Дизайн полупрозрачного iMac, выпускаемого в пяти различных расцветках, разрушил все существовавшие до прошлого года стереотипы. Его достойный преемник, элегантный iBook выпускается в двух двухцветных вариантах: бело-голубом и бело-оранжевом. Цена этого компьютера несколько превышает стоимость машин, продаваемых сегодня на потребительском рынке, но зато он может похвастаться рядом функциональных преимуществ.

«Средства беспроводного взаимодействия позволяют сэкономить массу денег, — подчеркнул один из совладельцев консультационной и торговой компании Mac Only Джонатан Лонгскор. — В результате сразу десять компьютеров iBook могут обращаться к одному и тому же модему или плате Ethernet, обеспечивая подключение к Internet без необходимости аренды нескольких телефонных линий».

Специалисты отмечают, что Apple вновь оказалась в числе лидеров после ряда лет застоя начала и середины 90-х, и пытается развивать сразу несколько перспективных направлений.

«Подсчитав количество продуктов третьих фирм, представленных на выставке, нельзя не отметить ту роль, которую Джобс сыграл в деле налаживания взаимоотношений с производителями компьютерных игр, периферийного оборудования и прикладного ПО, — подчеркнул 13-летний Моррис Папи. — Apple всегда стояла особняком в компьютерном мире, теперь же Стив Джобс помог компании установить тесные связи с создателями игр и других приложений».

Бухгалтер Ричард Мерфи и сам является большим поклонником компьютеров Macintosh, однако главной причиной, которая заставила его проделать трехчасовой путь до Нью-Йорка, стало желание продемонстрировать новейшие технологии восьмилетнему сыну, который готов часами просиживать за компьютером, осваивая очередную игру. На выставке Мерфи-младший, заявлявший, что желает стать астронавтом, когда вырастет, не отходил от стенда с компьютерами iBook, на которых любой желающий мог познакомиться с самыми последними игровыми программами.

Однако далеко не все представители молодого поколения отдавали должное таланту Джобса. Восемнадцатилетний Web-дизайнер Питер Рапп, например, заявил: «Не стоит преувеличивать заслуги Джобса. Ведь всю подготовительную работу выполнил прежний генеральный директор Apple Джил Амелио. Придя в компанию, он сделал очень многое для того, чтобы повысить эффективность труда разработчиков, и указал им правильный путь еще до возвращения Джобса».

Посетители выставки по-разному оценивали личность Джобса, но их объединяло одно — вера в возрождение прежней мощи Apple. Независимые профессионалы, пользователи и студенты вновь собрались под знаменами Macintosh.

Впрочем, несмотря на успех моделей iBook и iMac, не стоит забывать и о существующих объективных трудностях. «Ориентация на потребительский рынок сослужила Apple хорошую службу, — заметила аналитик IDC Энн Буи. — Однако удастся ли компании сохранить набранный темп? Развитие потребительского рынка сегодня заметно опережает рост рынка профессионального, и, наверное, такому производителю, как Apple, действительно лучше сосредоточить свои усилия на домашних компьютерах. Компания стремительно ворвалась на потребительскую арену, где правят бал средства мультимедиа, покорив пользователей революционным дизайном своих продуктов. Но как долго ей удастся удержаться на вершине? Ситуация на рынке меняется очень быстро, клиенты требуют все новых и новых идей. Сумеет ли Apple выдержать сумасшедшую гонку?»

Впрочем, Джобс уже не раз опровергал неблагоприятные прогнозы, и даже 13-летним посетителям выставки об этом прекрасно известно.