о городской беспроводной сети стандарта CDMA, внедрением и коммерческой эксплуатацией которого занимается Новочеркасский узел электросвязи - подчиненное подразделение ОАО "Ростовэлектросвязь". Проектирование и строительство сети осуществлялось компанией Nortel.

По утверждению связистов, за первые полгода эксплуатации новочеркасский узел привлек 250 абонентов, вообще же первоначальная емкость городской сети рассчитана на 5 тыс. абонентов.

Планы более чем смелые, если учесть характерное для малых городов недоверие населения к разного рода технологическим революциям и традиционно низкий жизненный уровень. Между тем нижняя граница стоимости аппарата с подключением составляла в феврале 11 тыс. рублей, и неизвестно, как поведет себя в дальнейшем, поскольку накрепко связана с курсом доллара.

Кризис 1998 года заставил пересмотреть свои планы практически все предприятия, ориентировавшиеся в основном на потребительские аппетиты того самого "середняка", который после августа практически полностью вымер в провинции. Как ни парадоксально, класс российских "богачей", одним из атрибутов которого считается "мобильный", пострадал в меньшей степени. Разумеется, с августа владение сотовым телефоном стало обходиться заметно дороже. Если раньше, по оценкам ростовских операторов сотовых сетей, регулярный абонент (не пользующийся разовыми карточками эфирного времени) ежемесячно "наговаривал" на 500-1000 рублей, то теперь он легко преодолевает уровень 3-4 тыс. Это, согласитесь, немало даже для значительной доли состоятельных граждан.

В это "смутное" время на рынке сотовой связи появляется оператор, предлагающий минуту эфира по цене 20 копеек, а месячную абонентскую плату - 40 рублей. Для сравнения, в дневное время минута разговора других операторов по-прежнему не ниже 20 центов (5 рублей). Естественно, при этом сохраняется символ преуспевания - мобильный телефон.

В масштабах большого города, скажем, Москвы или даже Ростова-на-Дону последствия такого чуда предсказать нетрудно. Это означало бы крах всех конкурентов и быстрый переход их клиентуры к единственному и лучшему оператору. В масштабах экономики страны - разорение целой отрасли, отток иностранных инвестиций и потери в виде недополученных налогов. В масштабах же одного Новочеркасска - это скорее пробный шаг, сделанный для прощупывания почвы.

Идея иметь сотовую связь современного стандарта СDMA едва ли не по цене пейджера, конечно же, пришлась по вкусу жителям Новочеркасска. Активная реклама в образе девушки в автомобиле, разговаривающей по сотовому телефону CDMA, привлекла не одну сотню абонентов. Еще более удачной вышла фраза в рекламном ролике, исполняемом на местном ТВ: "Оцените выгоду - пользование новочеркасским сотовым почти в 30 раз дешевле, чем у других операторов".

И правда дешевле. Однако всякому феномену находится объяснение.

До настоящего времени сети CDMA действовали только в трех регионах России - Москве, Челябинске и Ростове-на-Дону. Госкомсвязи регламентировал использование этой технологии на территории страны только в режиме радиодоступа для фиксированных абонентов. В соответствии с этим требованием выдавались (и будут выдаваться) лицензии на предоставление услуг операторам CDMA. Такую же получило в свое время и ОАО "Ростовэлектросвязь", как принято считать, один из местных монополистов. Ростовский Госсвязьнадзор в лице главного инженера Юрия Родоманченко подтвердил, что "Ростовэлектросвязи" разрешено предоставлять услуги только по технологии фиксированного радиодоступа (WLL), и добавил, что это положение действует для нее на территории всей области.

В самом Ростове-на-Дону, где конкуренция с другими сотовыми операторами наиболее остра, "монополист" придерживается установленных правил. Во всяком случае, рекламы "ростовского сотового телефона CDMA" не наблюдалось, хотя отдельные субъекты с мобильными трубками замечены все же были. Но на периферии - в городе Новочеркасске тем временем происходит маленькая революция в сфере связи, и технически совершить ее оказалось нетрудно.

Во всем мире относительно новая технология доступа CDMA применяется для построения именно сетей сотовой связи, наряду с технологией TDMA, лежащей в основе более традиционных сотовых сетей GSM и DAMPS. Сеть CDMA может функционировать как мобильная - она обеспечивает надежный межсотовый перехват и обслуживание движущегося (например, в автомобиле) абонента. Сужение ее возможностей до использования лишь в режиме фиксированного доступа осуществляется с помощью установки определенных опций, которые оператор может индивидуально программировать для каждого абонента. Смена режимов длится недолго, главное - чтобы у абонента был в распоряжении мобильный телефон.

С точки зрения условий жизни в мегаполисе CDMA дает неоценимое преимущество оператору, поскольку позволяет хорошо "уплотнять" каналы, то есть обслуживать одновременно большее количество абонентов, чем сети других стандартов при сравнительно равных капиталовложениях в базовое оборудование. Использование же ее в качестве технологии фиксированного радиодоступа позволяет решить острую на сегодняшний день социальную проблему телефонизации населения при минимуме затрат. Не нужно прокладывать сотни километров траншей и медного кабеля, устанавливать дополнительные подстанции и коммутаторы на так называемой "последней миле". Налицо существенная экономия времени и денег. А абонентская емкость сетей CDMA вполне сопоставима с нуждами крупных российских городов.

Именно этот фактор лег в основу вполне разумного решения Госкомсвязи ограничить применение стандарта CDMA только для создания фиксированных радиотелефонных сетей. При этом операторы CDMA освобождены от дорогостоящих "безвозмездных" взносов на развитие сетей связи общего пользования, которыми облагаются компании-операторы сотовой связи всех остальных стандартов. В целом все это объективно отражается на себестоимости услуг операторов радиотелефонной связи, что позволяет некоторым "обиженным" использовать создавшиеся условия как мощный аргумент в ценовой конкурентной войне.

В развитых зарубежных странах компании-операторы обслуживают сотни тысяч абонентов, и козыри "молодых" сетей CDMA и "пожилых" - TDMA сравнительно уравновешивают друг друга. У нас же ситуация совершенно иная, и стоимость одной минуты эфира мобильной связи - порядка 20-40 центов - вполне обусловлена реалиями рынка. Снижать расценки дальше - значит демпинговать в ущерб доходности бизнеса и соответственно перспектив его развития. Да и мегаполисов в нашей стране, кроме Москвы, пожалуй, больше и нет. По крайней мере столицу донского казачества - город Новочеркасск к ним явно не отнесешь.

Говорить об экономической целесообразности эксплуатации сети CDMA в режиме мобильной связи только для Новочеркасска ненормально. Каковы цели подобного демарша и как долго он продлится, судить сложно. В качестве вероятного варианта можно предположить желание победить проворных конкурентов, захвативших все три широко распространенных стандарта сотовой телефонии. Ведь операторы GSM, DAMPS, NMT-450i устремились из Ростова в область, чтобы расширить зону уверенного охвата, и при этом получили фору в виде повсеместного роуминга и устоявшегося имиджа. "Ростовэлектросвязь" начала гонку с опозданием, и сейчас опробуются самые отчаянные варианты восстановления статус-кво. Монополист в области связи имеет широкие возможности для маневра: он может дотировать убыточную для себя мобильную связь за счет денег, собираемых с предприятий и населения за другие услуги.

Как бы то ни было, "новочеркасский сотовый" уверенно движется вперед.