Юрген Тиль (Intel) рассказал как его компания, генеральный спонсор РИФ, собирается поддерживать Internet
Чтобы заниматься бизнесом, недостаточно иметь хороший бизнес-план. Не менее важно умение наладить отношения с перспективными партнерами и государственными чиновниками. И тех и других обычно находят на профильных конференциях или выставках. В области Internet одним из таких мероприятий является "Российский Интернет-форум" (РИФ), который организуется Региональным общественным центром Интернет-технологий (РОЦИТ). В этом году третий РИФ '99 прошел под девизом "Технологии Internet - дорога в XXI век" с 10 по 13 марта.

Первый РИФ, состоявшийся два года назад, был началом диалога между компаниями, которые используют Internet для получения прибылей. Второй РИФ продемонстрировал интерес различных политических и финансовых структур России к Internet. Третий же РИФ показал, что индустрия Internet продолжает развиваться, хотя и менее быстрыми темпами, чем до кризиса. Форум уже стал привычен, и многие деятели "индустрии Internet" подстраивают свои расписания так, чтобы поучаствовать в нем.

РИФ стал местом встречи, где можно найти практически всех нужных людей, активно участвующих в работе Сети. Выступлений было много, причем достаточно интересных, хотя и не наблюдалось того эмоционального подъема, который был характерен для второго РИФа.

Программа форума традиционно состояла из двух частей: утренних пленарных заседаний и отдельных заседаний по секциям после обеда. Секций было шесть, каждая из них имела свою тему и спонсора. Участников же форума можно разделить на пять групп - провайдеры, Web-дизайнеры, создатели наполнения, корпоративные представители и "электронные коммерсанты".

Для провайдеров были предназначены секции "Сети доступа", "Microsoft - для провайдеров. Как заработать деньги в Internet" и "Nortel Networks - Управление объединенными сетями". Основной тенденцией развития Internet стало слияние технологии передачи данных с предоставлением услуг. Расширение же технических возможностей построения сетей передачи данных с использованием радиоэфира и технологии DSL увеличивает привлекательность Internet. Объединение сетей передачи данных с телефонными коммуникациями и увеличение скорости доступа к Internet конечных пользователей подхлестнут развитие как провайдеров Internet, так и операторов связи.

Web-дизайнеры преимущественно посещали секции - "Реклама в Internet" и "Туризм и Internet: коммуникации, маркетинг, деловые процедуры". Причем большинство разработчиков Web-проектов не пожелали называть себя Web-дизайнерами. Они утверждают, что их работа заключается не столько в создании хорошего дизайна Web-сервера, сколько в правильном и эффективном взаимодействии с заказчиком. Вероятно, более точным названием для профессионального Web-дизайнера будет "Web-представитель" или еще более загадочный "Web-интегратор". Если же говорить о будущем студий по разработке Web-представительств, то его предсказал Павел Черкашин, генеральный директор Actis Systems. Он считает, что рынок профессиональных Web-услуг сейчас еще далек от насыщения, и, вероятно, в этом году появится несколько новых студий.

У создателей информационного наполнения Internet в этом году самым популярным было слово "портал". Им была посвящена секция под названием "Российские Internet-порталы и русскоязычные ресурсы Internet". Слово "портал" можно перевести как "вход", а в Сети от правильно построенного входа зависит многое. С помощью портала посетитель может найти необходимую ему информацию, однако поскольку порталы находятся на пересечении "информационных дорог", то у многих компаний возникает желание управлять этими информационными потоками. Вероятно, в новом году появятся порталы не только универсальные, но и специализированные. Например, о попытке создания такого специализированного портала для представителей малого и среднего бизнеса на форуме объявили Фонд поддержки малого предпринимательства при правительстве Москвы, компании V6, Microsoft и Nortel.

Представители компаний, которые используют или собираются использовать в своей работе Internet, посетили секции "Корпоративные системы и информационная безопасность" и "Корпоративные информационные системы". Здесь также говорили об объединении сетей передачи данных и голоса, виртуальных частных сетях и ускорении доступа к Internet. Однако на этих секциях больше внимания уделялось безопасности и надежности получаемых решений. Если на втором РИФе были доклады о возможности создания виртуальных частных сетей, то на прошедшем форуме речь шла уже о реализованных системах.

Бизнесменам, которые хотели бы использовать Internet для заключения контрактов, перевода денег и оформления заказов, были предназначены секции "Платежи и коммерция в Internet" и "Банковские услуги в Internet". С точки зрения Internet-коммерции этот год является важным этапом, поскольку на Сеть обратили внимание крупные банки, которые пытаются использовать ее для предоставления услуг по удаленному управлению банковскими счетами. Два крупных банка - "Автобанк" и "Гута-банк" - рассказали на форуме о предлагаемых ими системах управления счетами через Internet. Очень интересная дискуссия состоялась по вопросу о том, что же считать электронной коммерцией. Одним из предлагаемых определений было следующее: "Электронная коммерция - это способ заключения сделок в электронной форме с помощью телекоммуникаций, при котором хотя бы одна сторона является автоматом". Под Internet-коммерцией принято подразумевать электронную коммерцию, которая ведется с помощью Internet.

Следует отметить, что на третьем РИФе было значительно меньше возможностей для дискуссий, поэтому не всегда удавалось обсудить полученные из докладов сведения. Был проведен только один круглый стол с представителями Ассоциации документальной электросвязи, на котором обсуждались цели и задачи этой организации. Однако даже на нем не было оживленных дискуссий. Возможно, в следующем году, на РИФ '00, активность слушателей увеличится.