Красная линия и вверхколесные автомобили

Число посетителей CeBIT растет
Технология с географией
Давид Ян: "Мы ищем здесь конкурирующие технологии..."
Анатолий Шевченко: "Компьютер пятого поколения будет "чувствовать", что за человек с ним общается..."
Коль и Герстнер подчеркивают важность ИТ для развития экономики

CeBIT как окно в Европу


Приезжие в Ганновере - предмет особой заботы. От центра города, а именно от вокзала, берет свои истоки проведенная прямо по мостовой жирная красная линия для туристов. Если идти по ней не отклоняясь, то гарантированно осмотришь основные достопримечательности этого симпатичного города. Линия проведена причудливо, она делает петли, как русло равнинной реки, дабы путешественник поворачивал вместе с ней, охватывая профессиональным туристским взором площадь, монумент, дворик. Наверное, в разгар сезона туристы ходят по красной линии гуськом. Это - по одну сторону от железной дороги. С другой же стороны имеется эстакада, по которой в обоих направлениях несутся чистенькие автомобили. Использовать только одну поверхность эстакады нерационально. Поэтому по нижней стороне эстакады тоже "едут" автомобили... вверх колесами.

Ганновер привык к выставкам. Их здесь называют ярмарками. Во время "ярмарок" число посетителей раза в два превышает население города. Пытаясь решить транспортную проблему, до выставки протянули линию метро, точнее - некий гибрид метро и трамвая. Но и это не панацея: число посетителей выросло по сравнению с прошлым годом на 8%, перевалив за 670 тысяч. Иностранцев прибыло на 20% больше, и наши соотечественники тому в немалой степени способствовали. Услышать русскую речь на выставке было совсем не трудно.

Не могу сравнить этот CeBIT с прошлогодним или с Comdex, так как на них не был, но могу сравнить с "Комтеком" и с мюнхенской Systems 96 (по профилю напоминающей скорее Unix Expo). Основные критерии, конечно, - масштаб, количество и качество посетителей. По этим показателям CeBIT гораздо ближе к Systems, чем к "Комтеку". На "Комтеке" пять павильонов, на Systems, кажется, 25, на CeBIT - 27. Праздношатающейся публики или неистовых собирателей сувениров на Systems вообще нет, на CeBIT же они иногда встречаются. Например, там, где обосновались корифеи СУБД или производители серверов, толкутся в основном профессионалы; как, впрочем, и в павильонах, где выставлено оборудование индустриальное или сугубо сетевое. У стендов Microsoft и, скажем, Apple - пестрые полчища; а в павильоне сотовой связи может наблюдаться скопление исключительно молодняка - студенческого вида ярко разодетых, веселящихся без особого на то повода молодых людей, в основном местных. В общем, похоже, большая часть посетителей уже заранее знают, в каких павильонах они будут проводить время.

Немецкие компании не скупятся на аренду "территории": один стенд Deutsche Telekom занимает, наверное, столько же выставочной площади, сколько целый павильон "Форум" на "Комтеке". Многие стенды четырехэтажные, со своими столовыми, лифтами и гардеробами. На Systems стенды поменьше, самые большие тоже обычно принадлежат немецким гигантам, но там и множество стендов маленьких немецких фирм, которые работают только на германском рынке и на мировой вообще не метят.

Кроме "фирменных" стендов на CeBIT есть и национальные, объединяющие обычно несколько десятков небольших компаний (на стенде США в шестом павильоне их несколько сотен). На Systems национальных стендов нет.

На выставке много профессионалов, но это вовсе не значит, что деловая обстановка царит повсеместно. Даже на самых "серьезных" стендах есть специальные площадочки, где трудятся клоуны, ряженые, певцы и манекенщицы. В этом смысле CeBIT действительно похож на ярмарку.

Свои

СНГ представлял, по данным информационного центра, 121 участник: 47 из России, 52 с Украины и 22 из Белоруссии (в немецких информационных системах эту страну надо искать не на B, а на W - Weissrussland). Это не значит, конечно, что Украина была представлена в два раза лучше, чем Белоруссия. По моему мнению, уровень всех трех представителей СНГ в общем одинаков. Россияне были, кажется, более разнообразны, Украина - чуть выигрышнее подавала свои разработки, у Белоруссии оказалась наиболее впечатляющая микроэлектроника. Других республик бывшего СССР я не нашел, но не могу поручиться, что они не были представлены: выставка необъятна, а чтобы отгадать, как в немецких базах данных могут выглядеть названия республик, которые и по-русски-то пишутся то так, то эдак, потребовалось бы слишком много дорогого времени.

Пятый павильон, профиль которого обозначен как "ПО, консалтинг и услуги", стал этаким восточнославянским землячеством. Здесь разместились все три официальных стенда СНГ: российский, где на паре сотен квадратных метров уживались тридцать с лишним организаций; рядом с ним - более уютный украинский и по углам зала - два небольших белорусских. Российский, патронируемый Министерством науки и технологии, вызывал, по моим наблюдениям, наибольший интерес. Министерства высшего образования Украины и Белоруссии тоже помогли своим с организацией и арендой, оставляя участникам в основном расходы на оформление и командировки. С российской ситуацией я познакомился более детально. По поручению Министерства экономики Германии компания, зарегистрированная как International Trade Marketing GmbH, от которой на выставку приехал гражданин Белоруссии Вячеслав Бричковский (одновременно он представлял здесь и Центр инновационных технологий Минского университета), совместно с немецкой ProTrade оказала организаторам российского стенда консультационные и организационные услуги; 50 тыс. марок субсидировало немецкое правительство. Еще 100 тыс. разложили по участникам общего стенда, на каждого пришлось около 15 млн. рублей старыми. По словам Людмилы Поповой, представителя Миннауки, для поддержки части участников ей удалось найти и дополнительные - уже российские - деньги. Но чтобы попасть на общий стенд, мало было просто собрать требуемую сумму - потребовалось пройти двойное сито экспертов Миннауки и консультантов ProTrade. Тесно сотрудничая, но и голосуя деньгами, - обе стороны руководствовались собственными представлениями о том, кому полезен CeBIT, а также - кто для CeBIT представляет интерес. В результате на общем стенде сложилось достаточно пестрое представительство - и молодые коммерческие новообразования, и академические, и учебные организации, а также выходцы из ВПК. Та же примерно картина у украинцев и белорусов.

Однако не все пожелали стоять на "казенном" стенде. ABBYY (бывшая BIT Software) в этом году выступила самостоятельно со своим собственным стендом. В шестом павильоне скинулись на общий стенд несколько украинских компаний, был там и российский Центр речевых технологий. Еще на одном стенде украинская фирма EKTA выставила свои гигантские плазменные экраны, в четвертом стояла российская "Про-Инвест Консалтинг". В павильонах телекоммуникационных технологий имелся стенд МТС, общие стенды украинских телекоммуникационных компаний и белорусских производителей комплектующих для этой отрасли. Еще российские стенды были в павильоне банковских технологий и в индустриальном. В двадцатом, индустриальном павильоне, располагался общий стенд украинских компаний. Общая площадь российских стендов составила около 370 кв. метров.

Зачем это все?

Конечно, смешно российские стенды сравнивать с многоэтажными стендами китов индустрии: на стендах Deutsche Telekom, скажем, можно уместить целиком экспозиции не только стран СНГ, но и всей Восточной Европы. И ни одна отдельно взятая российская компания не может (или не хочет) позволить себе стенд более внушительный, чем у какой-нибудь мальтийской фирмы, продающей обучающие программы. Но мы сравнивать как будто и не собирались. Первый вопрос, который я задавал соотечественникам на выставке: с какой целью они принимают участие в CeBIT? Многие отвечали, что хотели бы "других посмотреть, да себя показать" или же "прощупать рынок". На другом полюсе - Давид Ян из ABBYY, который прекрасно знает, чего хочет от выставки (см. врезку), и МТС, заинтересованная как в конечных клиентах из Европы, так и в партнерах, которые позволят ей расширить зону роуминга.

В НИИЭПР, расположенном под боком у другого "ящика" - НИИПФ, представили совместно с Институтом математики сибирского отделения РАН два пакета: Optics-2 и Poisson-3. В последнем посетители могут искать ПО в помощь капитану рыболовецкого сейнера: посетители, знающие, как будет рыба по-французски, встречаются все же чаще, чем те, кто знаком с уравнением Пуассона. При помощи этих пакетов рассчитывают формы электронных трубок, ускорителей, где требуются иногда допуски в единицы микрон, и где ошибка обходится в миллионы долларов плюс потерянные годы. Создатели этих программ Юрий Куликов (Москва) и Валентин Иванов (Новосибирск) утверждают, что ничего подобного они на CeBIT не видели.

Интеллект: искусственный и врожденный

На нейронные сети в обороте компьютерного рынка пока приходятся доли процента, но интерес к ним неуклонно растет. Из полусотни российских компаний добрый десяток представил продукты, связанные с нейросетевыми технологиями. Это - "высокие технологии", это - перспективно, и это то, что мы умеем делать. Нейронные сети особенно хороши для распознавания образов, что крайне важно для решения боевых задач: обнаружения, слежения и т.д. Поэтому нигде в мире не занимались столько нейросетевыми технологиями, как в СССР - в ВПК, в академических и учебных организациях, которые были задуманы "с дальним прицелом". Теоретический уровень до сих пор безусловно хорош, но аппаратные реализации упираются в технологию, которая, увы, оставляет желать лучшего. Adaptive Solutions или Siemens AG делают уже достаточно распространенные в мире нейрочипы. НПЦ "Модуль", отпочковавшийся от известного "монстра" - "Вымпела", вышел на рынок с нейропроцессором собственной разработки, изготовленным на германских заводах Samsung.

Другие компании используют более скромные средства - эмулируют нейросетевые алгоритмы на традиционных компьютерах. В основном это банковские экспертные системы, но также и семантические сети для текстового поиска или даже управляющие интеллектуальные системы. Наибольший интерес на российском стенде, как я заметил, вызвала система автоматического определения номеров автомобилей: действительно законченный продукт, безотказно работающий и прекрасно поданный, - выносная камера снимала на улице реальные автомобили, и система в реальном времени выделяла и считывала номера. MegaPixel, компания с подзаголовком NeuroVision Systems, скромно назвала свои алгоритмы распознавания "нейроподобными". Года три назад версии продукта демонстрировались на нейрокомпьютерной конференции, теперь MegaPixel предпочитает выставляться на CeBIT. Некоторые скептики утверждали, что автоматическое распознавание номеров Европа "проехала", везде стоят видеокамеры, которые снимают все, что нужно, без всякого распознавания, однако у стенда постоянно велись переговоры, подходили потенциальные клиенты даже из Австралии.

На украинском стенде ключевым стало выражение "искусственный интеллект". Один из участников так и назывался: Донецкий институт искусственного интеллекта. Его директор, профессор Анатолий Шевченко, изложил амбициозную стратегию института в области высокотехнологичных продуктов (см. врезку "Компьютер пятого поколения..."). Институт как бы "ответвляет" от удачных разработок коммерческие продукты. Себестоимость их пока невысока, потому что программист в Донецке не так дорог, а что касается студентов, то они народ горячий, увлекающийся...

Заводы едут на CeBIT

У меня большое уважение вызывают заводы, умеющие продвигать на Запад свою продукцию. Перед закрытием выставки усталые, но довольные директора белорусских заводов ехидно осведомлялись: "Где же ваш Зеленоград-то?" Здесь не говорят: "дело завода - производить, а продавать должен дистрибьютор". Главный инженер сам едет на CeBIT, представляет свою продукцию и ведет переговоры. Новополоцкий завод "Измеритель" продает оборудование для систем ГЛОНАСС/GPS, для видеоконференций и систем безопасности (на радиосигнале с частотной модуляцией) и многое другое. Завод "Камертон" в Пинске (на юге Белоруссии), производящий кремниевые пластины, сертифицирован по ISO 9002. На выставке им удалось заключить десять контрактов.

Die Ordnung и его последствия

В свое время устроитель галерей Марат Гельман возил по миру выставку электронного искусства "Конверсия". Идея выставки была частью грандиозного и безумного проекта - приоткрыть окно в Европу для промышленных товаров, создав моду на дизайн в стиле кондовых бытовых и небытовых приборов a la "маде ин ю-эс-эс-ар". Этот номер почему-то не прошел. Но ведь носят же в Англии косынки "бабушка"!

В Германии же, как известно, любят порядок и ценят удобства. В сфере информационных технологий это выразилось, например, в стремительном распространении информационных киосков (я говорю лишь об уличных впечатлениях, за неимением других). Пару лет назад в некоторых магазинах можно было увидеть ПК с базой данных товаров - дисков или книг, например. Теперь там и сям встречаются металлические устройства, вмонтированные в стенку или тумбу и напоминающие ноутбуки в военном исполнении. Вместо символа западной цивилизации - телефонной книги на полочке рядом с телефоном-автоматом - в будках теперь появились этакие ноутбуки-полочки: с поиском по фамилии и месту проживания (по всей Германии).

Западное общество или, конкретней, рынок принимает удобные и полезные продукты. Но западный человек тоскует по оригинальным идеям, источником которых часто становятся страны немного "диковатые". Может быть, это для него очередное своего рода "удобство": хочешь - иди по красной линии, хочешь - любуйся на висящие над тобой перевернутые вверх тормашками автомобили, обмазанные гипсом, которые никогда не упадут тебе на голову. Одним словом, "сделай мне какую-нибудь невиданную программу, но смотри, чтобы она не обрушила мою операционную систему!" Они ждут наших программ.


Число посетителей CeBIT растет

По словам члена совета директоров компании Deutsche Messe Хуберта Ланге, за первые три дня через ворота выставки прошло 287 тыс. человек, что на 7,5% превзошло аналогичный показатель прошлого года. Учитывая обслуживающий персонал, журналистов и тех, кто работает на стендах компаний, всего на выставке занято примерно 200 тыс. человек.

Как сообщил Ланге, по данным опроса участников выставки, 71% из них считают, что в области информационных технологий сложился достаточно благоприятный климат. В прошлом году такой же ответ дали 65% опрошенных, а в позапрошлом - 59%. По словам Ланге, 89% участников признали, что CeBIT их привлекает наличием большого количества потенциальных заказчиков.

В этом году в выставке приняло участие 7250 компаний - на 241 больше, чем в прошлом. За несколько дней до открытия CeBIT было закончено строительство способной принять поток иногородних посетителей новой железнодорожной станции, соединенной с выставочной площадью эстакадой.


Технология с географией

CeBIT, общеевропейский форум высоких компьютерных технологий, для специалистов всегда служил барометром новых веяний в области ИТ. В отличие от шумных американских и азиатских компьютерных смотров, CeBIT, вобравший деловитость, прагматизм и педантичность немецкого социума, традиционно выглядит более конструктивным.

Нынешний CeBIT собрал 7250 экспонентов, разместивших свои стенды на территории 372 тыс. кв. метров. По статистике все большую активность проявляют компании, предлагающие комплексные решения в области САПР, делопроизводства и автоматизации деятельности разного рода организаций и предприятий. На выставке преобладали фирмы из Германии (4526); второе место (2724) заняли компании, представлявшие Азиатский регион (Китай, Япония, Тайвань). CeBIT посетило почти 700 тыс. человек, из них 25% составляли иностранцы.

Итак, можно говорить о противостоянии Европы и Америки, а также о появлении третьей силы - Азии. Если еще совсем недавно основными рычагами влияния на Европу были, помимо НАТО, элементы заокеанской культуры (кино, различные шоу), то сейчас в этой роли все чаще выступают информационные технологии. Компании Нового Света были представлены почти во всех павильонах, причем в окружении ярко выраженной "звездно-полосатой" символики. Размыванию культуры и технологии чисто европейского склада сегодня противостоит, похоже, только Siemens Nixdorf - единственная самостоятельная корпорация, способная в настоящий момент без оглядки на Госдепартамент проводить независимую политику как в области информационных технологий, так и в сфере экспорта высокотехнологичных решений. (О новых продуктах и технологиях, представленных SNI на выставке на своем громадном - четыре этажа с лифтом - стенде, наш еженедельник подробно рассказывал в номере от 10 марта. - Прим. ред.).

- Дмитрий Волков,

"Открытые системы"

Давид Ян: "Мы ищем здесь конкурирующие технологии..."

У вас только "политические" цели или участие в выставке приносит реальные доходы?

Любое наше маркетинговое мероприятие начинается с того, что пишется документ под условным названием "Цели участия в выставке", где подробно, вплоть до цифр, расписывается, какие цели мы преследуем и что нужно для их достижения. После мероприятия создается другой документ, в котором анализируется, чего удалось достичь, чего - нет и почему. На российских выставках ставится 4-5 главных целей, среди которых прямые продажи продукта. Обычно доходы от продаж окупают стенд, иногда - не окупают, но это редко. На CeBIT "финансовые" задачи мы никогда себе не ставили. Здесь главное найти партнеров - интеграторов, дистрибьюторов, дилеров, эксклюзивных партнеров, которые будут локализовывать нашу продукцию. Сейчас они есть в Финляндии, Германии, Индии, Австралии, США, скоро появятся во Франции. Кроме того, мы ищем на выставке конкурирующие технологии, изучаем достижения соперников.

Ваши российские конкуренты здесь не представлены?

Мы уже реально вышли на мировой рынок, поэтому сейчас наши основные соперники - Caere (программы Recognita и OmniPage) и Xerox (TextBridge). После того как мы за три месяца после выхода продукта на мировой рынок три раза удостаивались наград от различных компьютерных изданий в номинации "выбор редакции", к нам тоже стали очень внимательно приглядываться. Наша сильная сторона - собственно распознавание: у нас наименьшее количество ошибок. Есть и слабое место: OmniPage работает раза в полтора быстрее. Но количество ошибок важней - оно говорит о силе самой технологии, это - базис, остальное приложится. Быстрота распознавания не так важна, потому что речь идет о 10-15 секундах, а на исправление ошибок уходят минуты.

Количество ошибок зависит от языка оригинала?

Немного. Обычно сравнивают распознавание английских, немецких и французских текстов. В России сравнивают, естественно, русские. По английскому тексту, например, мы можем провести сравнение очень точно: у нас есть база, в которой 10 тысяч текстовых изображений посредственного качества с факсов, с ксероксов и т.д. И есть 10 тысяч соответствующих текстовых файлов со стопроцентно "правильным" текстом. Мы запускаем системы параллельно в автоматическом режиме, обычно на ночь. Потом запускаем свою программу, которая сравнивает тексты с идеальными и анализирует отличия. Мы не обучаемся на этой базе, она нужна нам для контроля. Получается достаточно объективная картина. Как только выходит новая версия у нас или у конкурента, мы прогоняем ее на наших тестах, поэтому всегда можем сделать вывод, что, например, в новой версии TextBridge исправлена ошибка с буквой G, но зато чаще стало проскакивать неверное распознавание P. Но такие базы есть на английском, русском и других основных европейских языках, а для языков типа африкаанс такой базы нет, и на них мы систему не выверяем. Русский и английский дают примерно одинаковое число ошибок.

А алфавиты? Есть кириллица и латиница. А есть ли, скажем, греческий?

В этой версии нет. Но греческий алфавит похож на русский, особенно по заглавным буквам. Сложнее с арабским, армянским, ивритом и другими. Но в мире не так уж много алфавитов - меньше десятка. Технология достаточно отлажена, известна приблизительная себестоимость поддержки нового языка.

Таким компаниям, как Xerox, наверное проще вас купить, чем думать о том, как потеснить конкурента. Вам делали соответствующие предложения?

В нашей нише было три основных компании: Caere (с OmniPage), Recognita (с Recognita), Xerox (с TextBridge). Я перечислил их в том порядке, в каком они располагались на рыночных ступеньках. OmniPage занимала 50-60% рынка. С декабря прошлого года Recognita стала собственностью Caere, у которой теперь два конкурирующих между собой продукта: Recognita распознает, может быть, не так качественно, как OmniPage, зато поддерживает 100 языков, в то время как OmniPage поддерживает 10-15. Они хорошо дополняют друг друга, теперь у Caere уже около 70% рынка. Еще 20% - у Xerox, на остальные компании приходится всего 10%. Причем у этих 10% есть и довольно сильные продукты, например у Ligature и, конечно, у нас. Чтобы полностью овладеть рынком, Caere пришлось бы приобрести и отделение Xerox, и нас, но на это у них, видимо, уже не хватит денег. Предложения, конечно, имеются, некоторые из них были сделаны еще до выхода на мировой рынок.

А сколько процентов у вас?

Наш оборот в России - около 4 миллионов долларов. Оборот Recognita - около 60. Но мы не все деньги делаем на "коробочных" продажах, часть доходов приносит экспорт лицензий. Samsung купил у нас исходные тексты, Siemens Nixdorf - технологию. Наши американские партнеры назвали FineReader "OmniPage killer": 20 тыс. копий они уже запустили в мощнейшие каналы CompUSA и Computer2000, у которых одних розничных точек более двух тысяч! Игра идет по-крупному: они уже вложили несколько миллионов в маркетинг. И это всего за три месяца.


Анатолий Шевченко: "Компьютер пятого поколения будет "чувствовать", что за человек с ним общается..."

Наш институт - и учебный и исследовательский одновременно, поэтому студенты работают в научных отделах с младших курсов. В некоторых программах из тех, что мы продаем, есть и их вклад - это делает разработку не очень дорогой. В CeBIT мы участвуем уже пятый раз, постоянно заключая новые контракты. Сегодня заказов столько, что мы уже не в состоянии выполнить их силами только нашего института, который находится в Донецке. Открываем филиал в Киеве, чтобы привлечь новых ученых и программистов: в Донецке уже всех, кого можно, собрали.

Институт занимается разработкой компьютеров пятого поколения, у которых не будет ни клавиатур, ни мышей, - они смогут общаться с человеком через системы компьютерного зрения и слуха. Мы понемногу внедряем промежуточные результаты. Скажем, сейчас у нас есть распознаватель, который различает до тысячи команд. Сделан диск "Анатомия компьютера", который управляется голосом. Вы произносите "мышь", и компьютер рассказывает про мышь. То же самое с системой технического зрения. В помощь врачу на установке УЗИ мы предлагаем систему распознавания изображений. Компьютер может сам находить патологию, способен определять камни в почках, вычислять их размер и плотность.

Компьютер пятого поколения будет "чувствовать", что за человек с ним общается: каковы его интеллект и психологические особенности. Мы продаем психологические тесты. Они неплохо расходятся. Можно проверять уровень людей, поступающих в вузы. Кроме того, компьютер будущего должен сам следить за собственными излучениями. У нас есть прибор, подсказывающий человеку, как долго ему можно сидеть у монитора: при помощи датчиков он определяет расстояние до экрана и вычисляет дозу облучения, а когда она превышает установленное значение, он предлагает человеку отдохнуть пару часов или хотя бы отодвинуться от экрана подальше. Работаем мы и в области экспертных систем, и с базами знаний, - но это не автономные работы, это составные части системы распознавания образов.

Мы усиленно готовимся к CeBIT 2000 года. К этому времени мы должны выпустить компьютер пятого поколения, разработанный на Украине. Мы покажем робота, который будет ездить по выставке, разговаривать, принимать решения, сам себя программировать - в общем, это должна быть полностью автономная система. И она уже у нас есть. Этим летом мы собираемся испытывать робота на автомобильных дорогах. Он должен будет объезжать машины, останавливаться на красный свет.

Комплектующие для этого компьютера будут иностранные: гнаться за Западом в этой области сейчас смысла уже нет. Поэтому в Академии наук приняли решение покупать комплектующие за границей, но разрабатывать свою архитектуру машины. По этому пути идут многие страны. Вот когда заработаем деньги на своем интеллекте, тогда подтянем и технологии. То же самое относится и к средствам разработки. Мы используем стандартные средства разработки, языки программирования, стандартные ОС.

Благодаря этому наши программные продукты покупают практически во всех странах Европы. На этой выставке мы заключили договор с греческой компанией. В основном всех интересуют обучающие программы, тесты и приборы для изучения облучения человека. Несколько приборов было продано прямо со стенда - пришлось сделать исключение для слишком настойчивых покупателей-американцев.


Коль и Герстнер подчеркивают важность ИТ для развития экономики

На выставке CeBIT в Ганновере политики и лидеры компьютерного бизнеса отметили большую роль, которую играют глобальные сети и информационные технологии в качестве движущей силы, призванной стимулировать экономическое развитие во всем мире. На официальной церемонии открытия CeBIT, крупнейшей в мире выставки информационных технологий, докладчики также призывали быть последовательными в разработке законодательства, на основе которого электронная коммерция сможет дойти до зрелого состояния.

Глобальные сети весьма важны для экономического развития каждого государства, утверждал председатель и главный исполнительный директор корпорации IBM Луи Герстнер. "Мы являемся свидетелями того, как возникает нечто намного большее, чем просто новая модель расчетов или даже новый канал взаимодействия людей, - сказал он. - Информационные технологии, и особенно сетевые, представляют собой самое мощное средство, которое когда-либо появлялось взамен старых. Это новый двигатель реального роста экономики".

Герстнер указал, что для превращения электронной коммерции в реальность необходимо решить несколько проблем: предоставить гарантии права личности на конфиденциальность, сделать технологии более простыми и естественными в использовании и осуществить поддержку открытости технологических стандартов. "Мы должны достичь соглашения по стандартам на разработку средств связи, обеспечение безопасности и ПО, - считает глава IBM. - Я прошу вас как потребителей: не давайте покоя компаниям, работающим в этой отрасли, требуйте разработки открытых стандартов. Нужно, чтобы любое ПО пользователя работало на любой аппаратуре в любой сети".

Возможности электронной коммерции Герстнер показал на примере германской фирмы Karstadt, владеющей одной из крупнейших в Европе сетей универмагов. Эта компания начинает применять интерактивную торговлю - столь смелый шаг является радикальным отходом от обычной системы розничных продаж торговли.

"Кто же принял решение о выходе компании Karstadt в область онлайновой торговли? - спрашивает Герстнер. - Смею вас уверить, что не ее Web-мастер. Потому что самые трудные, наиболее кардинальные решения - это не то, какой браузер или сервер использовать, это ключевые проблемы бизнеса. Значение таких ключевых бизнес-решений будет только увеличиваться по мере победного шествия сетевого мира", - добавил он.

Герстнер призвал юристов всего мира уберечь глобальные сети от введения новых налогов, и эта мысль была поддержана другими выступающими, в том числе Фолкером Юнгом, президентом немецкой Ассоциации производителей электроники и электротехники. "Сейчас необходимо выстроить правила сосуществования в этом глобальном поселении, - считает Юнг. - Анархия поможет не больше, чем попытки сделать регламентирующие правила одной страны обязательными для всех других". По его мнению, отправными пунктами в разработке правил регламентации должны стать добровольные соглашения, а также чувство ответственности и сдерживающее начало.

Ораторы согласились также с тем, что основная масса регламентирующих правил должна выдвигаться частным сектором.

Юнг также призвал более широко привлекать молодых специалистов в область информационных технологий.

Используя свое появление на церемонии отчасти в политических целях, канцлер Германии Гельмут Коль, ведущий в настоящее время жесткую борьбу за перевыборы на беспрецедентный пятый срок, расценил отрасль информационных технологий как важный сектор, способный в долгосрочной перспективе создать тысячи рабочих мест. Это особенно важно для Германии, поскольку безработица здесь находится на очень высоком уровне, сравнимым с послевоенным. Правительство рассчитывает на то, что в секторе информационных технологий в текущем году можно будет создать 90 тыс. новых рабочих мест, тогда как за прошлые два года их добавилось 100 тыс., а всего в этом секторе в Германии занято 1,7 млн. человек.

Коль также призвал служащих как общественного, так и частного сектора способствовать уменьшению настороженного отношения людей к высоким технологиям.

- Торстен Буссе,

Служба новостей IDG, Сан-Франциско

CeBIT как окно в Европу

Тщательно подготовившись к CeBIT, определив, кому и как себя показать, даже на маленьком пятачке объединенного российского стенда можно было за несколько дней выставки добиться неплохих результатов. Примером тому могут служить краткие "отчеты о проделанной работе" компаний Epsylon и "Лаборатория Касперского".

Международный старт "Байконур"

Компания Epsylon Technologies, занимающаяся разработкой серверов приложений и инструментальных средств для создания многопользовательских сетевых приложений, до сих пор адресовала свои продукты только для российских пользователей. На CeBIT '98 состоялась премьера разработки, выполненной "на экспорт", - Baikonur Internet/ Intranet Suite 1.3 (BIIS), которая включает в себя сервер приложений Baikonur Enterprise Web App Server 1.3 и инструментарий для создания серверных приложений в средах Borland Delphi и C ++ Builder.

Значительный интерес вызвала JAT-технология компании, позволяющая вести визуальную компонентную разработку многопользовательских приложений серверного слоя в Delphi и C ++ Builder, а доступ к ним осуществлять при помощи единого Java-апплета чрезвычайно малого размера (всего 40 Кбайт), выполняющего роль Java-терминала.

В Epsylon остались довольны международной "премьерой" своих разработок. В ходе выставки было подписано соглашение с компанией BHV, заключены контракты на дистрибуцию ПО Baikonur в Швеции и Бразилии; ведутся переговоры относительно аналогичных соглашений еще с рядом фирм из разных европейских стран. Есть предварительные договоренности о внедрении технологий Epsylon в сетях intranet нескольких крупных предприятий.

AVP шагает по Европе

Одним из участников объединенного российского стенда была "Лаборатория Касперского", наряду со своими известными комплексными антивирусными решениями представившая и новые разработки: AVP Mail Checker - программу проверки электронной почты, а также AVP Inspector - ревизор диска для проверки изменений в файлах и восстановления их в первоначальном виде. В ходе выставки "Лаборатория" и ее немецкий партнер - компания G DATA (в рамках договора с ней была создана версия AVP для рынка домашних пользователей PowerAntiVirus, разошедшаяся тиражом 40 тыс.) договорились о начале работ над созданием решений для корпоративного рынка и совместном развитии антивирусных технологий. Подписаны дистрибьюторские соглашения с французской компанией Winshare и с AVP Austria, специально созданной для распространения AVP. По итогам проведенных на CeBIT встреч дистрибуцией антивируса Касперского займутся болгарская компания InfoGuard и венгерский "Антивирусный центр". Прежде обе фирмы распространяли продукт F-Secure Anti-Virus совместной разработки "Лаборатории" и Data Fellows.

"Дилерская академия" Marvel

Но, конечно, большинство наших соотечественников приехало в Ганновер, чтобы посмотреть других. Особняком же явно стояла дистрибьюторская компания "Марвел", решившая прервать череду "академий" у теплых морей и пригласившая своих дилеров, вендоров и журналистов на CeBIT - обсудить достигнутые объемы продаж в 1997 году и прогнозируемые на год текущий с первыми, познакомиться с производственными планами вторых и поговорить об отечественном компьютерном рынке вообще и о дистрибуции в частности с третьими.

Делегация собралась большая (свыше ста человек) и дружная. Основную часть обязательной программы составили посещения стендов вендоров (AMP, APC, CTX, D-Link, Ericsson, Hewlett-Packard, IBM, Intel, Lexmark, Siemens Nixdorf) небольшими группами дилеров; основную привлекательность необязательной - общение в весьма непринужденной обстановке с руководством (как питерским, так и московским) самого "Марвела".

Таким наши корреспонденты увидели CeBIT' 98. О том, как попасть на CeBIT в следующем году, наш еженедельник расскажет через неделю.

- Computerworld Россия