Photoкак она есть") - комментарии, данные к тексту некоей легенды, легшей в основу то ли индуизма, то ли буддизма, сейчас не помню. Так вот, комментарии даны таким образом, что неминуемо фоpмиpуют у читателя острое чувство полнейшего собственного невежества. Там где, казалось бы, все и так ясно - они подробно-развесистые, там же, где хотелось бы, там либо нет вовсе, либо скудно-лаконичные. В общем, мне так и не удалось постичь, как она есть. Сначала, движимый комплексом неполноценности, я всеми силами старался сделать вид, что что-то постичь мне все-таки удалось. Но затем обнаружил свидетельства, что не я один такой, и все стало на свои места. Нам этого не дано. Нам бы чего попроще. Без восточной мудрости.

Притчи о системной интеграции, сопровождающие гениальный отечественный компьютерный бизнес, вызывают во мне чувства, сходные с "Бхагават Гитой". Совершенно ясно, что сам термин, возникший из неграмотного перевода американского Systems Integration, должен бы означать нечто сходное. Но, поплутав по широким российским степям, он не только лексическое, но и глубинное, семантическое отличие приобрел.

С американским все ясно. Интеграция систем проста и понятна. Взял одну систему, проинтегрировал с другой - получите. Системная же интеграция - дело совсем иное. Это интеграция (систем, по всей видимости, чего же еще) с применением системного подхода. Подхода же этого у нас сколько угодно. И любой, кто умеет воткнуть вилку в розетку, опираясь при этом на системный подход, и есть тот самый, что ни на есть...

Дальше - больше. Часто не надо даже вилку в розетку уметь воткнуть. Заказчик - он у нас не избалованный. Заказчик возрос на единой системе народного хозяйства и на чужого дядю полагаться не привык - сам с усам. Ему бы коробочки нужные поставить, а уж там вилку в розетку или, скажем, модуль в крейт - это он и сам горазд. Вот системные интеграторы и стараются, коробочки туда-сюда. Разные. Потому - интегратор. Системный.

Многие не только не хотят, но и не могут заказчику (к которому в свое время по разным причинам прибилось довольно много разных и зачастую хороших специалистов) предложить что-нибудь по-настоящему ценное. Те и так все умеют. Интеграторы же, ограниченные рамками "своих" поставщиков и собственной некомпетентности, не умеют.

Многие и слыхом не слыхивали о современных достижениях в области информационных технологий. Многие продолжают настаивать на своем персоналочном прошлом, почитая какой-нибудь сервер старшего ряда на Pentium Pro за машину масштаба предприятия.

Чтобы стать таким интегратором, вообще-то ни ума большого не надо, ни знаний. Надо только переступить через себя, заставить поверить себя в то, что это просто. Не сложнее, чем установить Windows 95. Дальше все пойдет само. Особенно если оперировать с решениями, уже однажды найденными. Дальше стимулом развития является только мода. Стало модным сегодня ставить Cisco, ставят Cisco. Завтра всем придет в голову, что надо ставить Gigabit Token Ring, начнут ставить его. Реальные потребности той задачи, которая решается, никого не интересуют. "Попал-не попал" выяснится потом, когда либо придется переделывать, либо обнаружится, что из пушки по воробьям. Ну тут уж ничего не поделаешь - уплачено.

Собственный опыт и опыт близких нам заказчиков интеграционных услуг явственно демонстрирует, как трудно обнаружить в действиях большинства так называемых интеграторов какую-либо науку. Скорее это напоминает знахарство. Придет молодой человек, наморщит лоб и авторитетно так заявляет: "...не-ет, одного тут мало будет, надо два-а..." Почему одного мало, почему два надо - это так и останется для вас тайной. Остается только процитировать: "Он профессионал, ему виднее..." А если он макароны моет?! Или, скажем, продувает.

Уши такой интеграции торчат за каждым кустом. В супермаркетах, когда клиент ждет, пока "считывается касса", или когда отчаявшийся получить электронную авторизацию кредитной карты кассир начинает судорожно звонить по разным телефонам, стремясь получить ее устно. В метро, когда система расчета карточкой на несколько поездок не может не поразить своей нелогичностью и несообразностью, на постах ГАИ, на таможенных терминалах... Либо заказчик так захотел, либо... Что более вероятно.

К сожалению, борьба за заказчика далеко не всегда ведется в терминах "лучше-хуже". Мало того, что из всех возможных предложений рынок всегда выбирает самое плохое (примеров тому не счесть - Token Ring/Ethernet, Motorola/Intel, Macintosh/IBM PC, AnyLAN/Fast Ethernet, продолжить каждому предлагается по собственному усмотрению), зачастую в принятии решений основную роль играют не технические достоинства или концептуальное превосходство, но уровень связей и навык убедительно продемонстрировать чиновнику свою благодарность за успешное сотрудничество. Трудно новичку пробиться в государственную или близгосударственную структуру. Это просто опасно для чиновника. Гораздо лучше иметь дело с людьми проверенными... Как-то запустят, что-то наладят, а там и отчитаться можно. Гигабайтами и гигафлопсами за мегадоллары. Да и кто, собственно, проверит, чего они там наворотили, если всем нельзя? Попробуй наш друг журналист прославить родного интегратора и поинтересоваться, а как оно там, у НИХ устроено? Нельзя. Государственная тайна. Раньше молодой специалист, попавший в самый что ни на есть военный "ящик", понимал, что секретность не для того, чтобы другие не узнали, что у нас есть, а для того, чтобы они не узнали, что у нас ничего нет. Может, и здесь так? Может, секретность такая для того, чтобы не дай бог не всплыло, какая это интеграция?

Там, где конечный результат все же интересует, создают собственную команду, доверяя людям внешним только поставку коробок и коробочек. Пусть даже они, свои, не слишком широкого кругозора, так по крайней мере знают из чьих рук едят. И знают, с кого будет спрос. Государственных структур это, впрочем, не касается. Там спроса не будет.

Вот так и интегрируют себе, как умеют, и в ус не дуют. И несут священное знамя системной интеграции. В "Бхагават Гите" за тысячу лет не разобрались, и здесь не разобраться. И слава Богу.

P.S. Вниманию настоящих интеграторов систем: эта статья - не о вас, а о тех, других, примазавшихся.


Михаил Боpисов - издатель Computerworld Россия. С ним можно связаться по электpонной почте по адpесу: mike@osp.ru.