проекционной техники, которое привело к превращению проектора из элитного оборудования в массовое. Ныне проекционное оборудование находит применение в бизнесе, образовании, культуре и других сферах. Рост интереса к проекционному оборудованию подтвердил тот факт, что на участие в семинаре было подано свыше 200 заявок.

Компания ActiVision с 1994 года является официальным партнером Sharp Electronics по проекционному оборудованию. Соответственно, на семинаре были представлены устройства этой фирмы. Объясняя свою приверженность проекторам Sharp, президент ActiVision напомнил, что именно она первая в 1989 году выпустила проектор на LCD-панелях. Занимаясь производством проекторов для массового потребления, Sharp располагает, по словам Габдрахманова, самым широким спектром этого оборудования, отвечающего критериям высокого качества, надежности и разумной стоимости.

Участникам семинара были продемонстрированы (в том числе и в действии) проекторы для различных областей применения: мультимедиа-проекторы с повышенной яркостью для стационарного оборудования залов и проведения презентаций в незатемненных помещениях (модель VR-602), компактные проекторы для мобильных презентаций (VR-420 и VR-421), профессиональные видеопроекторы для оборудования больших залов (VR-303) и компактные бытовые видеопроекторы для домашнего кинотеатра (VR-211). Все продемонстрированные модели были выпущены в октябре-декабре прошлого года, а кроме того, был анонсирован сверхкомпактный SVGA-проектор для мобильных презентаций, который появится на рынке в феврале-марте.

Проекционная техника развивается динамично: каждые три-пять месяцев появляется новая модель. Особенно это заметно на примере мобильных устройств. Их прогресс в 1996 году можно описать правилом "два в кубе": они подешевели фактически в два раза, уменьшились по габаритам в два раза, а их яркость увеличилась как минимум также в два раза. Основным направлением совершенствования LCD-проекторов является увеличение светового потока. Габдрахманов считает, что, как только их световой поток достигнет значения, характерного для более распространенных оверхед-проекторов, последние будут вытеснены с рынка.

Однако быстрое развитие LCD-проекторов имеет и обратную сторону. Оно, наряду с их достаточно высокой стоимостью, сильно осложняет возможность продажи этого оборудования. Российский рынок проекционного оборудования находится еще в стадии становления: продажи первых проекторов начались только в конце 1995 года. По словам президента ActiVision, конкуренция на рынке пока не ощущается. Марат Габдрахманов смог назвать только одну компанию, с которой иногда "пересекаются" интересы ActiVision. Это-DeLight 2000. Что касается проекторов Sharp, то фактически ActiVision является эксклюзивным их поставщиком (хотя Sharp формально не присваивает такого статуса). А по итогам последнего для Sharp финансового года, ActiVision вышла по продажам проекторов этой фирмы на первое место среди стран Восточной Европы.

Тем не менее рынок остается достаточно узким. Для российских потребителей пока более доступна аренда оборудования, поэтому ActiVision предлагает и такую услугу. По словам Габдрахманова, в 1996 году компания обслужила более 100 различных мероприятий. Вообще, если потребителю приходится редко проводить презентации, то ему целесообразнее вообще отказаться от приобретения проектора. Иначе можно попасть в положение, в котором очутился "Экспоцентр". Несколько лет назад, когда еще проекторы были большой редкостью, он приобрел десять аппаратов Sharp, очевидно, реально не оценив свои потребности в них.

Вообще, как считает Габдрахманов, потребители плохо представляют себе возможности современных проекторов. Иногда необязательно покупать дорогой проектор-большего эффекта подчас можно добиться правильным выбором освещения и простым манипулированием объективами. В других случаях, допустим, при оборудовании компьютерных классов, использование мультимедиа-проектора может оказаться экономически целесообразнее, чем приобретение дополнительных ПК.

Отвечая на вопрос о возможностях производства проекторов в России, Габдрахманов заметил, что отечественные заводы в настоящее время не в состоянии выпускать качественные компоненты. Что же касается сборки, то и она нецелесообразна, поскольку потребление проекторов в России пока невелико.