, но и могут, находилось множество любителей обособленных рабочих мест (особенно среди настрадавшихся от технологических достижений единой серии эпохи развитого социализма). Сегодня все переменилось. "Крестный отец" индустрии ПК Билл Гейтс настаивает на том, что персональный компьютер - это лучшее средство для работы в коллективных средах типа Internet, лучшее даже, чем специализированные устройства, для подобных дел порожденные. Отдельностоящий ПК уже не кому не интересен. Теперь каждому подавай разделяемые ресурсы, доступ к публичным местам, домашние страницы...

Еще недавно компьютерная индустрия развивалась по пути разукрупнения. От сложного к простому, от простого к примитивному. На смену суперкомпьютерам пришли мини-ЭВМ. Шаманы с толстыми колодами перфокарт за контрольными пультами сменились высоколобыми выпускниками университетов за загадочно отсвечивающими зелеными терминалами. Мини-ЭВМ стали оттесняться персональными компьютерами. За клавиатуру перед многокрасочными мониторами уселись школьники и домохозяйки. Затем на смену персональным компьютерам пришли было цифровые ассистенты. Уже и грамотным для того, чтобы управляться с компьютером, можно и не быть...

Свидетельства того, что не все так гладко, внимательный наблюдатель увидел бы уже давно. В том, что децентрализация - благо, первыми засомневались спецы из DEC. Именно они предложили решение для раздецентрализации. DECcluster позволял объединить множество миникомпьютеров VAX в единый вычислительный организм с громадной вычислительной мощностью и надежностью. Решение понравилось. Маленьких компьютеров нужно значительно больше, чем больших, значит, и цена будет куда ниже, чем у аналогичного по мощности мэйнфрейма. Накладные расходы не казались значимыми, а развивающаяся индустрия микро-компьютеров (так тогда звались компьютеры, которые теперь мы привыкли называть персональными) открывала широкие горизонты. Несколько позже в игру в кластеры вступили все поставщики миникомпьютеров.

Архитектуры в стиле клиент-сервер казались последним гвоздем в крышку мэйнфреймов, поползли слухи о том, что IBM предполагает прекратить выпуск подобных систем. Но не тут-то было... Несмотря на меньшие капитальные вложения, эксплуатация децентрализованной системы обходится значительно дороже и, если не предполагать, что система нужна на год-полтора, ДЕШЕВЛЕ приобрести дорогой мэйнфрейм (естественно, что решаемые задачи должны быть адекватными). Это открытие породило новую волну энтузиазма вокруг кластерных систем. Все-таки заманчиво выглядит возможность построения суперкомпьютеров на базе дешевых массовых моделей. Они позволяли компьютерам среднего класса стать побольше. Появилась масса сверхскоростных систем обмена данными. Digital вынула из чулана запыленный опыт и предложила новую кластерную технологию - Memory Channel, уже для систем Alpha. IBM предлагает сверхскоростной оптоволоконный интерфейс, пропускающий десятки гигабит информации. Sun и HP развивают системы на основе Fibre Channel.

От стремления к централизации не остались в стороне и рассыпанные щедрой рукой по всем странам и континентам индивидуальные пользователи. Кажется, еще год, и компьютеров, не попавших в "Паутину", не останется вовсе.

Но и здесь открывшиеся новые возможности уперлись в централизацию. Действительно, как не дороги потом и кровью выстраданные килобайты, домашнюю страницу дома не сделаешь. Нет, конечно, физически это осуществимо, но разумным такой подход не назовешь. Всегда останутся каналы быстрые и не очень. Если домашняя страничка для одного посетителя, она может быть где угодно. Но кто же строит для себя? Если и не корысти ради создают Web-узлы, то славы для - наверняка. Значит, его надо поместить там, где народу побольше, где доступ к нему попроще. Значит опять централизация. Опять. Еще один звоночек.

И еще один. Технология. Опять, в который раз, компьютерная индустрия упирается в технологический барьер. И опять, в который раз, проблемы решаются экстенсивным способом - наращиванием. Чтобы увеличить производительность, берем не один, а два (тысячу) процессоров. Чтобы увеличить пропускную способность, прокладываем не один канал, а сто. Не мегагерцы, а гигагерцы ворочают биты в процессорах, а производительность уже не та. Неоптимизированные коды пожирают не сотни килобайт, а сотни мегабайт - конца не видно. Уперлись. Можно предположить, окончательно - разве только биотехнологии выручат. Но для них персональные компьютеры не интересны. "Примерно кубометр воды с аминокислотами". "Вот это мой размерчик..."

Представить себе страшно, что коды ядра Windows в миллионах экземпляров загружены в миллионы мегабайт оперативной памяти. На несколько десятков тысяч хватило бы одной копии, если бы... Миллионы процессоров ждут, когда же им наконец дадут чегой-то пожевать, в то время как миллионы других плавятся от перегрузки. Миллионы пользователей мечтают о в два-десять-сто раз более быстрой машине и никогда не останавливаются на достигнутом. Миллионы ватт греют нашу планету, в основном зря. Аппетиты все растут. А барьер-то тут как тут. Ну два процессора еще можно установить в SOHO-компьютер или, скажем в SIPC, но тысячу уже не смочь. Да и процессоры миниатюрнее не становятся, вот шестиум, считай, уже вдвое больше пентиума. Некуда меньше.

А решение уже есть. Двадцать два футболиста для игры вполне обходятся одним мячом. И никто не считает себя обделенным. Статистическое мультиплексирование. Одно из самых ярких достоинств самой модной сетевой технологии АТМ - статистическое мультиплексирование. Если считать, что абоненты канала передачи активны случайным образом, то через довольно маленькую дырку (заведомо меньшую, чем нужно в случае индивидуального обслуживания) можно протолкнуть всю необходимую информацию. Если абонентов достаточно много, а дырка не слишком маленькая, получается замечательно. И никто не кричит: - "Каждому абоненту по своей дырке". Все довольны, АТМ дружно идет в гору.

Скотт Макнилли считает, что сеть - это компьютер. Сеть Сетей тоже не исключение. Одна половина потребителей ее ресурса спит, в то время как другая пользуется всеми возможностями, которых вдвое больше. Половина из тех, кто не спит идет-едет-летит-плывет - вчетверо. Половина из оставшихся закусывает-курит-болтает по телефону-кокетничает с сотрудницами. Продолжать можно до бесконечности. Возможностей вдое-вдесятеро-в миллион раз больше.

Спор между сторонниками и противниками NC, хотя и воспринимается как спор о 500 долларах, на самом деле гораздо глубже. И не потому БГ так озабочен этой проблемой, что всерьез опасается конкуренции с Netscape. Спор идет о централизации, ставится под сомнение будущее того класса компьютеров, на котором взросла империя Microsoft.

Централизованная сеть-компьютер, вооруженная миллионами процессоров, триллионами мегабит пропускной способности каналов и миллиардами мегабайт памяти, предоставит возможности недоступные отдельным компьютерам. Никакой персональный компьютер не сможет обеспечить и ничтожной доли того многообразия услуг всемирного Сети-Компьютера, которое открывается за экраном 500-долларового NC.


Михаил Борисов - издатель Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте по адресу mike@osp.ru