Объектом исследований стали посетители компьютерных выставок, а также их оценки и мнения относительно различных аспектов развития компьютерного рынка России.

Всего за 1995 год было опрошено более 1700 респондентов. На основе этих опросов-интервью создана база данных. Анкеты для интервью условно состояли из двух типов вопросов - общих и специальных. Содержание общих вопросов не зависело от специфики конкретной выставки и охватывало проблемы компьютерного рынка вообще. Посредством специальных вопросов мы, напротив, старались прояснить проблемы, связанные именно с конкретной выставкой.

Посетители компьютерных выставок, с одной стороны, интересовали нас, как наиболее активная и восприимчивая часть потенциальных потребителей при организации рекламных кампаний, связанных с продвижением на рынок продуктов и услуг высоких компьютерных технологий, с другой стороны - каждый посетитель для нас выступал в качестве эксперта или специалиста по вопросам использования этих технологий в своей деятельности.

В первую очередь нас занимали область деятельности и размер предприятия, на котором работает посетитель, его должность и, косвенно, его отношение к принятию решения о закупках на предприятии. В таблице 1 показано распределение посещения выставок представителями предприятий различных областей деятельности. Хорошо видны как различия в представительстве на выставках, так и достаточно плавное изменение данных от выставки к выставке. Судя по всему, это результат влияния специфических и общих показателей компьютерных выставок. Усредненные по выставкам данные представлены в таблице 2. Полученное распределение не очень отличается от распределений по отдельным выставкам, что подтверждает одинаковый уровень посещения выставок и отражает некую степень интереса указанных отраслей хозяйства к современным компьютерным технологиям.

Таблица 2.
Структура посещения компьютерных выставок в 1995 г. (в среднем).

Компьютерный бизнес 25.8%
Наука/образование 15.7%
Пром-ть/энергетика 13.8%
Финансы/страхование 12.6%
Органы гос. власти 9.0%
Торговля/поср. деят. 7.3%
Транспорт/связь 5.6%
Издательство/реклама 5.5%
Строительство 3.1%
Иное 1.6%

Еще одним важным показателем характеризующим представительство предприятий на выставке является размер предприятий (имеется в виду количество занятых там людей), приславших на выставку своих работников. Распределение размеров представленных предприятий по отдельным выставкам в среднем показано в таблице 3. Комментируя приведенные данные, можно отметить достаточно равномерное распределение этого показателя, что еще больше подтверждается данными по выставке бухгалтерских программ.

Таблица 3.
Представительство на выставках (в среднем по кол-ву сотрудников на предприятии).

Менее 10 12%
От 10 до 50 29%
От 50 до 100 17%
От 100 до 1000 22%
Более 1000 20%

Что касается должностной структуры посетителей выставок, здесь разброс данных достаточно велик, что говорит о специфике посетителей каждой выставки. В таблице 4 представлено усредненное должностное распределение посетителей компьютерных выставок.

Таблица 4.
Должностная структура посещения выставок (в среднем).

Специалист-инженер 29.4%
Руководитель отдела 21.8%
Инженер-программист 21.0%
Руководитель предприятия 12.4%
Научный сотрудник 5.9%
Менеджер 4.7%
Эксперт, консультант 4.5

Таким образом, в общем и целом, можно констатировать: полученные в результате обработки данные подтверждают гипотезу о том, что, несмотря на существующие значительные отличия, у посетителей компьютерных выставок есть и общие характерные черты. Этот факт также подтверждается данными по "Выставке бухгалтерских программ", которая в ряду компьютерных выставок стоит несколько особняком.


Аналитическая группа University проводит профессиональные социологические и маркетинговые исследования, в том числе в области компьютерного рынка.

Контактный телефон: 939-59-49, факс: 232-00-62.