В Москве прошла конференция «Автоматизация процессов 2025», участники которой обсудили управленческие и технологические аспекты формирования основы для повышения эффективности процессов. Конференция стала логическим продолжением цикла мероприятий, проводимых издательством «Открытые системы»: «Гиперавтоматизация», «Роботизация бизнес-процессов», ”Low-code”, «BPM. Процессы цифрового предприятия». В эпоху перемен ключевым становится умение справляться с неопределенностью и быстро принимать эффективные управленческие решения, однако при отсутствии целостной картины процессов бизнеса даже самые передовые технологии не дают ожидаемого эффекта. Для эффективного ведения бизнеса необходима сквозная система управления процессами, подразумевающая применение инструментов их обнаружения, анализа, оптимизации и автоматизации, а также развертывания и эксплуатации соответствующих ИТ-решений.

«Автоматизация процессов» — основа эффективности предприятий

«Мы оказываем влияние практически на всю страну, поэтому ответственно подходим к выстраиванию своих процессов. При этом у нас нет права на ошибку», — отметил Максим Лещук, и.о. начальника Центра моделирования бизнес-процессов «РЖД». Он подчеркнул, что цифровая трансформация требует глубинного анализа и переосмысления ключевых процессов — отсутствие системного подхода к цифровизации порождает операционные риски. Процессный подход способен стать базой, обеспечивающей возможность быстрой адаптации компании к новым потребностям. «Важно реализовывать принцип внутреннего консалтинга: мы не причиняем добро, а работаем от потребностей. Наша задача — методологически распространить принципы процессного управления», — описала свой метод работы Ольга Андреева, директор центра компетенций по бизнес-процессам t2. По ее словам, многие проблемы в процессах касаются горизонтальных коммуникаций, которые можно выстроить с помощью процессного офиса. Юлия Иванчикова из «Центра Хранения Данных» рассказала о возможностях и выгодах подхода Process Mining, а Михаил Киселев и Екатерина Чугунова из МТС поделились на конференции опытом реализации комплексного проекта трансформации процессов и создания интерактивного помощника, способного сопровождать продуктовую команду телеком-оператора на всех стадиях жизненного цикла продукта. Александр Котиков из ГНИВЦ ФНС РФ поделился опытом преодоления организационных и технологических проблем на пути оптимизации процессов.

«Автоматизация процессов» — основа эффективности предприятий

В рамках конференции прошла дискуссия «От автоматизации к автономности», участники которой обозначили ключевые проблемы, стоящие на пути выстраивания автономных процессов, меняющих подходы к управлению бизнесом. Стоит ли в ближайшие годы ожидать широкого распространения автономности, при которой процессы становятся не только цифровизированными, но и, за счет ИИ-агентов, автономными, способными работать без вмешательства людей? Какие барьеры могут затормозить переход к автономности и какие процессы станут первыми кандидатами на полную автономность, как управлять автономными процессами и где брать кадры для их проектирования и запуска — вот далеко не полный список вопросов, затронутых в ходе дискуссии. Как отметил модератор дискуссии Виктор Фадеев из компании Haulmont, мультиагентные системы появились достаточно давно, хотя и реализованы они были на других подходах: «Мультиагентные системы из 90-х вполне работают и сегодня. Например, они занимаются созданием планов, календарных производств на отечественных производственных предприятиях». Гармонизировать работу сотен машинных центров вручную слишком сложно — это понимают владельцы процессов, поэтому вместо них об оптимальном расписании и оптимизации загрузки договариваются автоматические агенты. По мнению Михаила Петрова из ГНИВЦ Управделами Президента РФ, было бы большой ошибкой ожидать, что системы, основанные на ИИ, смогут полностью заменить человека, поскольку у любой технологии есть свои ограничения, за пределами которых требуются другие технологии. Еще одна проблема состоит в том, что любая информационная технология работает в лице конкретного сотрудника с проекциями реального мира на «цифру» — например, с какими-то записями в «голове», данными, цифровыми двойниками и пр. Но огромные объемы деятельности, которую люди выполняют на своих рабочих местах, находятся за пределами ввода или анализа данных: сотрудники думают и принимают решения на основе своего опыта, общаются с другими людьми, нередко чисто интуитивно оценивая риски и пр. Однако переход к автоматизации процессов непременно продолжится, и среди наиболее вероятных кандидатов на перевод в автономный режим работы, по мнению Николая Агаркова из пивоваренной компании «Балтика», будут процессы, связанные с подготовкой отчетов, распознаванием входящих документов, а также другие рутинные, но не критически важные цепочки операций. Также могут стать автономными некоторые творческие процессы, например, связанные с подготовкой маркетинговых материалов. В свою очередь Лещук предложил выбирать наиболее вероятных кандидатов на автономность среди стабильных, слабо подверженных изменениям процессов, в которых достаточно много рутинных операций. Что касается выбора компетенций, которые требуются для реализации автономных процессов, то прежде чем их определять, надо сначала понять, в самом ли деле у компании есть потребность в автономизации процессов. Как показала дискуссия, вопросов, которые предстоит решить при выстраивании автономных процессов, сегодня больше, чем готовых ответов и рецептов.

В целом конференция предложила участникам реальную экспертизу, проверенные решения и практические рекомендации по повышению эффективности компаний при работе в условиях действия любых макроэкономических сценариев.