По оценкам аналитиков Gartner, объем продаж программного обеспечения для роботизации бизнес-процессов (RPA) в 2018 году вырос на 63,1% до 846 млн долл. Этот сегмент стал самым быстрорастущим на рынке корпоративного программного обеспечения. В 2019 году объем продаж программного обеспечения RPA достигнет 1,3 млрд долл., полагают аналитики. Росту рынка RPA способствуют запросы цифрового бизнеса — компаниям нужно «спрямлять» процессы, отмечают аналитики. Конкуренция на этом рынке высока: девять из десяти ведущих компаний-разработчиков средств RPA в 2018 году потеряли свои позиции по сравнению с 2017 годом. При этом пять крупнейших компаний — UiPath (13,6%), Automation Anywhere (12,8%), Blue Prism (8,4%), NICE (7,3%), Pegasystems (4,8%) — контролируют вместе 47% рынка, а компании, находящиеся на шестом и седьмом местах (Kofax (4,4%) и NTT-AT (3,4%)) в 2018 году увеличили продажи соответственно на 256,6% и 480,9%. Таким образом, пятерка лидеров еще до конца не выявилась. Программные средства RPA применяются во многих отраслях, но крупнейшими пользователями являются банки, страховые компании, телекоммуникационные операторы и коммунальные службы. Обычно у них имеется множество устаревших систем, и им нужны средства RPA для обеспечения интеграции. Это позволяет значительно ускорить проекты цифровых преобразований, не жертвуя прошлыми инвестициями в технологии. Через несколько лет рынок RPA будет сильно отличаться от нынешнего, полагают аналитики. Крупные компании приобретают небольших разработчиков средств RPA, а новые компании пытаются приспособить технологии RPA к процессам цифрового бизнеса — обработке потоков событий и аналитике в режиме реального времени.