Реклама

Система государственных закупок создана согласно Указу Президента РФ от 7 августа 1992 года № 826 «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы» и пережила четыре этапа развития: 1992–1997 годы — становление системы госзакупок на основе легитимации исходных формальных институтов; 1998–2006 годы — переход к обязательному использованию рыночного механизма государственных закупок; 2006–2013 годы — автоматизация системы государственных и муниципальных закупок; с 2014 года до настоящего времени — формирование целостного закупочного цикла, агрегирующего все этапы закупки (планирование, размещение закупки, заключение государственного контракта и др.) на базе официального всероссийского сайта государственных закупок (Единая информационная система в сфере закупок, ЕИС, zakupki.gov.ru) [1]. Система госзакупок постоянно модернизируется как с законодательной, так и с технической точки зрения с целью повышения эффективности и результативности закупок, обеспечения их прозрачности, предотвращения казнокрадства и других злоупотреблений.

Основной официальный источник данных о государственных закупках — портал ЕИС. Он содержит информацию о всех госзакупках, которые могут осуществляться в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый регулирует все детали процесса закупок и применяется к государственным и муниципальным бюджетным учреждениям, а также к большинству унитарных предприятий. Второй применяется к организациям с долей участия государства более 50%, компаниям, занимающимся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т. д.), естественным монополиям; этот закон регламентирует только основные правила проведения закупок, а детали и порядок процедур прописываются индивидуально для каждой закупки.

С целью минимизации рисков осуществляется мониторинг контрактов, для чего на федеральном уровне и в субъектах РФ имеются контролирующие органы, выполняющие выборочные проверки, однако, как правило, объект контроля (контракт) выбирается случайным образом, что неэффективно с точки зрения надзора.

Одно из решений, помогающих повысить результативность проверок, — система СПАРК, нацеленная на снижение финансовых и инвестиционных рисков организаций путем представления аналитики по контрагентам и оценки их благонадежности. СПАРК агрегирует сведения о регистрации и структуре компании, ее финансовую отчетность, метрики для оценки кредитных рисков и риска неблагонадежности, сведения об аудиторских проверках, данные по участию в государственных и коммерческих закупках, информацию о процедуре банкротства, судебных спорах и решениях арбитражных судов и др. Данные собираются из десятка различных источников, среди которых ФНС, Федеральное казначейство, ФССП и др. Функционал системы СПАРК «заточен» под оценку благонадежности компании, но не позволяет вести мониторинг государственных закупок. Другое решение предлагает компания Fintender (fintender.ru/ok), ее система «О контрагенте» консолидирует все доступные данные, но, как и СПАРК, нацелена на оценку благонадежности поставщика, а не рискованности контракта.

На различных тендерных платформах работают собственные программные модули, позволяющие повысить прозрачность закупок. Например, электронная площадка РТС-тендер, на которой производятся государственные и муниципальные закупки, имеет «Модуль исполнения контрактов», осуществляющий: контроль исполнения контракта в форме электронного плана графика работ; ведение статистики и автоматическую выгрузку данных по исполнению контрактов по регионам; предоставление доступа контролирующим органам для проверки и ведения статистики. Аналогичные модули на других тендерных площадках позволяют упростить работу с контрагентами и документацией, косвенно уменьшая риски, связанные с управлением контрактами. Однако такие...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF