Интеллектуальные виртуальные ассистенты (intelligent virtual assistants, IVA) — новый мир, в котором машине можно задавать вопросы, как человеку, и просить ее выполнять различные задания. К примеру, проснувшись, можно спросить: «Какое у меня расписание на сегодня?» А перед уходом поинтересоваться: «Сколько времени потребуется, чтобы добраться до работы?» Перед ужином можно попросить заказать пиццу, а перед сном — выключить свет в спальне. В идеале в подобных взаимодействиях должны участвовать только две стороны — человек и устройство. Но так ли это?

Цифровые ассистенты становятся все популярнее: по прогнозу аналитиков Gartner, объем соответствующего рынка к 2020 году достигнет 2,1 млрд долл. [1]. Однако появляющиеся сообщения указывают на то, что популярные голосовые помощники наподобие Google Home, Apple Siri и Amazon Alexa не всегда надежны.

К примеру, в январе 2017 года шестилетняя девочка из Далласа, рассказав колонке Amazon Echo Dot о своей любви к кукольным домикам и печенью, случайно заставила ее заказать домик Kid Kraft Sparkle Mansion за 160 долл. и два килограмма сахарного печенья — к вящему изумлению родителей. Естественно, что вскоре такие заказы посыпались как из рога изобилия [2]. На следующий месяц во время суперкубка по американскому футболу рекламный ролик Google Home, в котором звучала фраза активации голосового поиска «Окей, Google», заставила разом включиться устройства многих пользователей [3]. Решив воспользоваться этой недоработкой, в апреле Burger King запустил рекламу «воппера», в котором актер, изображающий сотрудника закусочной, заявляет, что 15 секунд не хватит, чтобы описать этот бургер, и спрашивает: «Окей, Google, что такое воппер?» В ответ зрительские устройства телезрителей с голосовым ассистентом Google послушно цитировали описание бургера из Википедии, тем самым по сути удлиняя рекламу.

Рассмотрим принципы действия голосовых ассистентов, проблемы безопасности и приватности, связанные с этим новшеством, чтобы разобраться, насколько надежны эти системы. Записывают ли они наши беседы? Если да, то где хранятся голосовые данные? Стоит ли говорить, что сегодня все эти вопросы имеют общественную значимость.

Интеллектуальные виртуальные ассистенты

Голосовые помощники «выросли» из чатботов — программных агентов, беседующих с людьми с помощью текста или голоса. Самый первый чатбот, ELIZA, был разработан Джозефом Вейценбаумом в МТИ в 1966 году, через 16 лет после того, как Алан Тьюринг предложил свой тест искусственного интеллекта. ELIZA распознавала ключевые слова в набираемом тексте и выдавала заранее запрограммированные ответы, пытаясь имитировать человека. А уже в 1972 году бот PARRY, созданный психиатром Кеннетом Колби, сумел убедить ряд опытных специалистов в том, что является реальным человеком, страдающим параноидальной шизофренией.

Со временем в чат-ботах стали использовать более сложные алгоритмы, позволяющие вести вполне естественные диалоги (например, программы Alice, Jabberwocky и Cleverbot). Исследования показали, что пользователям в целом нравится общаться с программами, имитирующими человека, и несложные чат-боты стали появляться во многих системах телефонии и веб-приложениях, где они служат для клиентской поддержки, получения информации, маркетинга, обучения, развлечений и др.

Голосовые ассистенты переносят функции чат-ботов в устройства Интернета вещей, реагируя на текстовые и голосовые команды, отвечая на вопросы, включая музыку и видео, покупая товары, предоставляя рекомендации, сообщая указания по проезду и т. д. Помимо названия «интеллектуальные виртуальные ассистенты», используются термины «умный ассистент», «интеллектуальный персональный ассистент», «цифровой помощник» и т. д. В...

Это не вся статья. Полная версия доступна только подписчикам журнала. Пожалуйста, авторизуйтесь либо оформите подписку.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF