Пришествие «третьей платформы»: «большая семерка» ОС, версия 2015Традиционно завершающие год прогнозы на ближайшее будущее от различных аналитических компаний и профильных изданий содержат на этот раз вариации из облаков, Больших Данных и мобильности. Непременный компонент прогнозов последних лет — технологии социальных сетей — начинает вытесняться Интернетом вещей. Например, аналитики IDC в своих предсказаниях на 2015 год практически не упоминают социальность, отводя значительное место анализу перспектив Интернета вещей. Пожалуй, главной новостью можно признать предсказание IDC, что увеличению расходов на ИТ в 2015 году будет способствовать «третья платформа», в основе которой лежат мобильные и облачные технологии, а также аналитика Больших Данных. «Вторая платформа», построенная по клиент-серверной модели, к концу года войдет в стадию рецессии.

В 2015 году «третья платформа» вступит в фазу инноваций, для которой характерно появление новой волны ключевых технологий, расширяющих возможности применения этой платформы в самых разных областях. Как полагают аналитики, этот период инноваций будет отличаться в 2015 году тесным взаимовлиянием различных технологических направлений.

1. Повсеместная аналитика. Большие Данные и все связанные с ними технологии можно без сомнения поставить на вершину рейтинга технологических тенденций ближайшего будущего. К традиционным словам о гигантских объемах и сверхвысоких скоростях прироста данных добавляются рекомендации относиться к Большим Данным как к наиболее ценному своему активу. Начавшееся в 2014-м развитие экономики данных в следующем году продолжится ускоренными темпами. Данные становятся катализатором, а порой и источником новых способов получения дохода, и компаниям надо активно учиться не только тому, как складировать и обрабатывать Большие Данные, но и как на них зарабатывать.

Однако построить бизнес на «сырых» данных проблематично — монетизировать Большие Данные можно, только понимая, какие их свойства, взаимосвязи, скрытые закономерности обеспечат новое знание о процессах, клиентах и потребностях рынка. В этой связи в перечень стратегических технологий на 2015 год аналитики включили повсеместную и «невидимую» аналитику. Эксперты советуют компаниям переключить внимание с Больших Данных на большие вопросы и большие ответы, научившись управлять процессами фильтрации сведений, в гигантских объемах поступающих из социальных медиа, мобильных устройств и Интернета вещей, а затем предоставлять нужную информацию нужным людям в нужное время.

В Forrester выделяют две категории аналитических средств, которые в 2015 году ожидает наиболее активное развитие: прогнозная аналитика и встроенный инструментарий бизнес-аналитики. Сейчас все основные игроки рынка либо разрабатывают собственный функционал прогнозной аналитики, либо покупают соответствующие решения, либо интегрируют инструменты с открытым кодом на базе языка R. Согласно проведенному опросу, почти треть респондентов сообщили о развернутых платформах и приложениях прогнозной аналитики (31% против 21% в 2012 году) и около четверти — о планах реализации таких решений. Что касается средств, встроенных в другие приложения, то они существуют уже давно, но сейчас технологии Больших Данных позволяют придать им новое качество — именно встроенная аналитика открывает путь к предоставлению результатов анализа Больших Данных, причем так, что получатель, будь то топ-менеджер, клиент или сотрудник компании, может даже не заметить применения сложных аналитических средств.

Эксперты IDC среди наиболее перспективных направлений анализа Больших Данных называют аналитику медиаресурсов (аудио, видео и изображений) и предсказывают рост числа приложений и поставщиков в области когнитивных систем и машинного обучения.

2. Умные вещи. В 2015 году Интернет вещей станет новым источником Больших Данных, из которого предприятия должны будут извлекать ценную информацию. Объемы данных, которые генерируются людьми в социальных медиа, будут в разы меньше потоков данных от интеллектуальных устройств, и компаниям станут необходимы эффективные средства их захвата, обработки и анализа. В этой связи аналитика для Интернета вещей рассматривается как еще одно ключевое направление роста и развития инструментов для Больших Данных. Эксперты прогнозируют активное распространение интеллектуальных устройств за пределы традиционных ИТ и телекома: в 2015 году начнется бурная цифровизация других индустрий, сопровождающаяся появлением специализированных отраслевых платформ Интернета вещей — например, платежных сетей для финансовых сервисов, систем транспортной безопасности или различных сервисов на базе геолокационной информации в сфере торговли. Эта тенденция стимулирует лидеров ИТ-рынка, таких, например, как IBM, Cisco или Intel, трансформироваться в игроков рынка решений для Интернета вещей.

3. Быстрые данные. Впервые о термине «быстрые данные» (fast data) заговорили в 2014 году, а в этом можно ожидать уже четкого идеологического оформления этой концепции. Разные игроки ИТ-рынка вкладывают разный смысл в понятие «быстрые данные». Для Голубого гиганта быстрые данные — это технологии, которые поддерживают аналитику в реальном времени на уровне инфраструктуры хранения. Прежде всего здесь имеются в виду флеш-системы, а также оптимизация управления хранением с помощью подходов программно-определяемого хранения. Компания Tibco анонсировала платформу быстрых данных, объединившую программные инструменты интеграции и анализа данных с решениями в области управления бизнес-процессами. Иначе говоря, безотлагательное извлечение нужной информации из потоков данных для ее максимально быстрого включения в рабочие процессы и будет составлять суть понятия «быстрые данные». Одной из ключевых технологий быстрых данных может стать, например, набирающая популярность система Spark высокопроизводительного анализа больших объемов потоковых неструктурированных данных. Скорость обработки, которую обещает Spark, в разы превосходит показатели Hadoop, и хотя последней многие аналитики предрекают триумфальный год с точки зрения завоевания корпоративных пользователей, в 2015 году начнется вытеснение Hadoop с Олимпа Больших Данных.

4. Мобильно-облачное предприятие. Аналитики в один голос предсказывают, что 2015 год принесет больше доверия публичным облачным средам со стороны корпоративных ИТ-служб и бизнеса в целом. В IDC считают, что в эпоху «третьей платформы» происходит глобальная трансформация ЦОД — львиная доля вычислительных мощностей и емкостей хранения будет перемещаться в неограниченно масштабируемые облачные инфраструктуры, оптимизированные для обработки Больших Данных и поддержки мобильных приложений. Эта тенденция будет стимулировать производителей оборудования на разработку новационных решений специально для облачного использования, а также даст импульс большей консолидации поставщиков различных компонентов ЦОД — серверов, систем хранения, сетевых устройств и инфраструктурного ПО. По прогнозам IDC, рост рынка IaaS в 2015 году составит 36%, а его нынешний лидер Amazon будет атакован многими конкурентами.

По мнению аналитиков Forrester, усилится интерес к использованию облачных сервисов со стороны бизнес-пользователей, причем ИТ-директора наконец станут выстраивать свои облачные стратегии исходя прежде всего из потребностей бизнеса, а не ИТ. Одной из таких ключевых потребностей становится развертывание мобильных решений для сотрудников и клиентов компании — по прогнозам IDC, на фоне сокращения числа загрузок потребительских мобильных приложений объемы разработки корпоративных мобильных систем в 2015 году удвоятся.

В Gartner говорят о новой модели облако-клиент, в которой централизованно управляемые из облака приложения будут доставляться на любые устройства. И если в ближайшей перспективе основная задача решений этой модели — синхронизация контента между множеством устройств и обеспечение переносимости приложений между различными мобильными платформами, то в дальнейшем среда облако-клиент будет поддерживать использование приложением большого числа устройств одновременно.

5. SDx. 2014 год отличался многочисленными анонсами в области программно-конфигурируемых (software-defined) решений, предлагающих логический программный слой для управления сетевой инфраструктурой (SDN) или пулом систем хранения (SDS). Технологии поддержки таких решений находятся пока на ранних стадиях зрелости, прокладывая путь к полноценным программно-конфигурируемым ЦОД, сосредотачивающим все функции управления в программных инструментах, логика которых определяется бизнес-приложениями.

Аналитики Gartner высоко оценивают перспективы программно-конфигурируемых сред уже в 2015 году — потребности цифрового бизнеса постоянно меняются, поэтому инфраструктура «третьей платформы», на которую он опирается, должна уметь столь же динамично меняться в ответ на новые задачи. Это потребует развития программных инструментов, которые будут применять правила и модели для конфигурирования компонентов ИТ- инфраструктуры — от сетевых устройств до механизмов защиты данных. Активный перенос корпоративных ЦОД в облака также будет стимулировать развитие технологий SDx.

6. Скорость управления. В эпоху «третьей платформы» гибкость и динамичность нужны не только инфраструктуре, но и управлению ИТ. Принципы «скорой» (agile) разработки, предложенные почти 15 лет назад, сегодня все больше привлекают внимание руководителей не только команд разработчиков ПО, но и ИТ-служб в целом. Ключевые возможности agile-подхода — быстрый выпуск очередных версий в продуктивную эксплуатацию и высокая частота обновлений. Поддержать скорость изменений в бизнес-приложениях со стороны консервативной операционной среды призван DevOps — подход, философия и набор технологий для организации тесного взаимодействия между командами разработки и персоналом, отвечающим за функционирование ИТ-инфраструктуры. Аналитики Gartner считают, что реализация DevOps является первым шагом к будущим ИТ веб-масштаба (web-scale IT) — корпоративным ИТ-инфраструктурам, построенным по принципам глобальных облачных сред.

7. Социальное взаимодействие. В прогнозах на 2015 год почти нет темы корпоративных социальных сетей — означает ли это, что такие решения, рассматриваемые как обязательный компонент «третьей платформы», уже заняли прочные позиции в повседневной практике компаний? Нет, поскольку даже у одного из лидеров этого рынка, корпорации IBM, немного «историй успеха» создания социальных сетей для бизнеса. Скорее всего, 2015 год еще принесет интересные новости об адаптации идей корпоративного «Facebook» и появлении продуктов, помогающих в его создании.

Наталья Дубова (osmag@osp.ru) — научный редактор, «Открытые системы.СУБД» (Москва).