Информация и коллаборацияПриглашенные редакторы — Шираг Шах (Chirag Shah), Роберт Капра (Robert Capra) и Пребен Хансен (Preben Hansen) написали вводную заметку, совпадающую с темой номера. Поиск информации — это нечто большее, чем только выявление и получение нужных данных, поиск информации обычно происходит в контексте более широкой задачи и включает выявление, сбор, анализ, а также осмысление и обеспечение совместного пользования информацией.

Сегодня большая часть исследований посвящается тому, как производят поиск информации отдельные люди, а существующие алгоритмы и системы основаны на предположении, что поиск информации и ее анализ производятся одним человеком, причем пользовательские интерфейсы поддерживают потребности отдельных пользователей. Исследовательская область совместного поиска информации (Collaborative Information Seeking, CIS) фокусируется на том, как поиск информации выполняется группами людей. Люди, совместно решающие эту задачу, работают по-разному, и каждого из них нужно поддерживать отдельным образом. Совместный поиск информации полезен и зачастую необходим в самых разных сценариях: создании инфраструктурного проекта группой технических специалистов, семейном планировании отпуска, написании статьи группой авторов, диагностировании заболевания пациента группой врачей и т. д. Во всех подобных случаях люди объединяются с целью поиска информации, совместного ее использования и осмысления для достижения общих целей.

CIS похож на индивидуальный поиск информации, но у него имеются дополнительные характеристики: роли участников поиска, особенности их совместной работы во времени и пространстве, взаимная осведомленность о действиях каждого участника, обязательное наличие переговорного процесса и т. д. Совместный поиск может производиться в строго координируемом режиме, но участники поиска могут быть и слабо связанными. Роли участников могут совпадать, а могут быть и асимметричными («наставник — студент»). Действия участников могут быть синхронными и асинхронными, централизованными или территориально распределенными. В совместном поиске могут применяться методы и средства, разработанные в области совместной работы с использованием компьютеров (computer-supported cooperative work), а также родственных областей коммуникаций при посредстве компьютеров (computer-mediated communication) и совместного обучения с компьютерной поддержкой (computer-supported collaborative learning).

Потенциальные преимущества коллаборативных и социальных аспектов поиска информации возрастают по мере распространения переносных устройств, подключенных к Сети, и роста популярности онлайнового сотрудничества. Это осознают исследователи, выполняющие проекты, которые посвящены изучению способов использования существующих средств CIS, таксономии характеристик CIS, применению CIS в областях здравоохранения, управления в кризисных ситуациях, патентной экспертизы и т. д. Эти и другие исследования способствуют разработке прототипов систем поддержки CIS и получению других ценных результатов.

В современных исследованиях в области CIS применяются новые технологии (в частности, Web 2.0 и инструментальные средства социальных сетей) и учитываются изменения в поведении людей, включая расширяющуюся тенденцию к быстрому и повсеместно доступному общению с использованием новых интерфейсов и устройств. В этих исследованиях затрагиваются разные области, родственные CIS: совместный информационный поиск (collaborative information retrieval), совместное информационное поведение (collaborative information behavior), совместный исследовательский поиск (collaborative exploratory search) и т. д. Во всех этих областях получены важные результаты. На рисунке показана взаимосвязь родственных областей совместного поиска информации (collaborative information seeking), поиска информации (information seeking), сотрудничества (collaboration) и информационного поиска (information retrieval).

Взаимосвязь областей
Взаимосвязь областей

 

Первая статья тематической подборки называется «Нахождение брокеров знаний и выявление их роли в корпоративных исследованиях с использованием социальных сетей» (Identifying Knowledge Brokers and Their Role in Enterprise Research through Social Media), ее написали Же Ксу (Zhe Xu), Джей Раманатан (Jay Ramanathan) и Раджив Рамнат (Rajiv Ramnath). Авторы анализируют потоки сообщений в социальных сетях компаний из Fortune 500 для выяснения того, как «брокеры знаний» (люди, помогающие получить доступ к требуемой информации) связывают инициаторов запросов с источниками информации. Демонстрируется, что брокеры знаний играют важную роль при устранении проблем корпоративного уровня, хотя существующие системы поиска экспертов не всегда помогают найти таких брокеров.

Статью «ezDL: совместный поиск информации в гетерогенных средах» (ezDL: Collaborative Information Seeking and Retrieval in a Heterogeneous Environment) представили Тило Бем (Thilo Bоhm), Клаус-Петер Клас (Claus-Peter Klas) и Маттиас Хеммже (Matthias Hemmje). В статье описывается трехуровневая модель сотрудничества в средах, включающих людей, поисковые системы и информационные объекты, которую можно использовать для описания слабо связанных, централизованных и неоднородных систем обеспечения совместной работы. Представлен обзор разработанной авторами статьи экспериментальной системы ezDL (Easy Access to Digital Libraries), предназначенной для поддержки поиска информации в нескольких сессиях отдельными людьми и коллаборативными группами. Система ezDL позволяет создавать индивидуальные и совместно используемые репозитории информации и обеспечивает рекомендации и совместную фильтрацию (collaborative filtering) на основе этих библиотек.

Придание осмысленности (sensemaking) — это действия, выполняемые отдельными людьми или группами для осознания и понимания собранной информации. Коллаборативное придание осмысленности является важным компонентом CIS. Ихан Тао (Yihan Tao) и Анастазиос Томброс (Anastasios Tombros) написали статью «Исследование особенностей процесса придания осмысленности при совместном поиске информации» (Investigating Collaborative Sensemaking Behavior in Collaborative Information Seeking), в которой приводятся результаты исследования этого поведения и описываются потребности пользователей, решающих исследовательскую поисковую задачу. Результаты показывают, что пользователям необходимы поддержка в построении структуры, осведомленность о наличии потенциальных партнеров по поиску и возможность отслеживания общего хода решения поставленной задачи. В выводах авторов говорится, что при разработке инструментальных средств CIS нужно учитывать потребность пользователей в средствах конструирования и визуализации структуры результатов поиска, а также поддержки осведомленности о ходе процесса придания осмысленности.

Авторами статьи «Факторы влияния на переформулировку запросов при совместном поиске в Web» (Influences on Query Reformulation in Collaborative Web Search) являются Жен Ю (Zhen Yue), Шунуан Хан (Shuguang Han), Дакин Хе (Daqing He) и Жиепу Жиан (Jiepu Jiang). В статье описывается, как поисковые и коллаборативные действия влияют на переформулировку запросов пользователей. Показано, что фактором переформулировки может быть тип поисковой задачи — например, явные коммуникации между участниками поиска в большей степени влияют на переформулировку запросов в случае задач поддержки принятия решений, чем при выполнении операций сбора информации.

В статье «Поддержка межличностных взаимодействий в процессе совместного мобильного поиска» (Supporting Interpersonal Interaction during Collaborative Mobile Search») Джейми Тиван (Jaime Teevan), Мередит Рингель Моррис (Meredith Ringel Morris) и Шири Эйзенкот (Shiri Azenkot) описывают систему совместного поиска O-SNAP, разработанную специально для мобильных устройств. Система позволяет пользователям изменять режимы индивидуального и группового поиска, просто меняя ориентацию своего устройства с портретной на ландшафтную. Кроме того, система включает средства поддержки взаимодействий пользователей.

В последней статье тематической подборки «Чего не хватает в совместном поиске?» (What’s Missing from Collaborative Search?) Марти Херст (Marti Hearst) описывает имеющиеся в CIS проблемы и предлагает перспективные направления будущих исследований. Выделяются три сценария использования совместного поиска информации, в которых возможностей существующих инструментальных средств недостаточно: выбор нескольких вариантов из многих близких альтернатив; потребность в полном охвате заданной темы поиска; выявление неизвестной информации.

Вне тематической подборки опубликована статья «Web-информация на кончиках пальцев: бумага как метафора взаимодействия» (Web Information at Your Fingertips: Paper as an Interaction Metaphor), которую написали Жен Чен (Zheng Chen), Жиан-Тао Сун (Jian-Tao Sun) и Ксуедон Хуан (Xuedong Huang). Двум наиболее распространенным активностям в Web — просмотру и поиску — соответствуют разные метафоры взаимодействия. При просмотре веб-страницы пользователи наводят курсор на гиперссылку и кликают клавишей мыши, чтобы получить доступ к контенту в форме гипертекста, созданного разработчиком веб-страницы, а при поиске  пользователи  ищут веб-страницы, передавая поисковой машине ключевые слова. С одной стороны, просмотр требует небольших умственных затрат, но является сайт-ориентированным: пользователи ограничиваются контентом, предоставленным веб-издателем. С другой стороны, поиск допускает непрерывное исследование WWW, но может обладать высокой когнитивной стоимостью — чтобы пользователи могли перейти от одного сайта к другому, им нужно либо помнить его URL, либо вводить ключевые слова в строку поиска.

Пользователи обычно тратят больше времени, переключаясь от поиска к просмотру или наоборот, чем только на поиск или только на просмотр, поэтому интегрированное средство просмотра и поиска могло бы привести к более естественному взаимодействию с информационными объектами в Web. Появление небольших компьютерных устройств с сенсорными возможностями делает такую интеграцию возможной. Манипуляции пользователя с сенсорным экраном позволяют более быстро и плавно изучать информацию, чем кликание клавишами мыши или ввод ключевых слов. В дополнение к интеграции поиска и просмотра, взаимодействие с WWW можно усовершенствовать за счет использования контекста информационных объектов. Это позволит возвращать более релевантные результаты поиска, чем те, которые дают традиционные средства поиска по ключевым словам. Авторы статьи реализовали оба подхода для iPad. Устройство применяется так, как если бы это был лист бумаги — пользователи обводят пальцем на сенсорном экране интересующую их часть контента веб-страницы. После этого система производит поиск в WWW информации о выделенном объекте, используя контекст для улучшения качества результатов поиска.

Сергей Кузнецов (kuzloc@ispras.ru) — профессор, МГУ (Москва).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF