Поискам ответов на этот вопрос была посвящена конференция «Стандарт SAP: мифы и реальность», проведенная по инициативе ОАО «Сургутнефтегаз» при поддержке, в частности, компаний SAP, HP, VMware, Inline Group, а также издательства «Открытые системы». Безусловно, без стандартов не было бы вообще индустрии ПО, основанной на повторной применимости программ, помогающих различным пользователям вести бизнес, однако вряд ли стоит считать нормальной ситуацию, когда только 4% исходного функционала системы ERP оказывается стандартным и может быть использовано как есть, а остальное приходится дорабатывать. «По мнению ряда крупнейших заказчиков SAP, включая и «Сургутнефтегаз», основная проблема — это необходимость в большом объеме дополнительного программирования», — считает Ринат Гимранов, начальник управления ИТ компании «Сургутнефтегаз», уже 20 лет использующей системы от SAP.

Данная ситуация случайна или закономерна? Где водораздел между стандартом и нестандартом? В идеале все ПО должно применяться стандартно, а если возникает необходимость в доработках, то как измерить их объем? Многолетний опыт «Сургутнефтегаза» свидетельствует о том, что нестандарт идет от версии к версии, причем в постоянной пропорции — лишь 30% кода можно использовать без доработок.

Стандарт или нестандарт?

 

Без сложной системы управления бизнес «Сургутнефтегаза» невозможен — сегодня в компании работают 29 продуктивных систем от SAP, обрабатывающих 8 Тбайт данных, доступ к которым имеют 28 тыс. пользователей, однако, как было показано на конференции, во всех бизнес-процессах требовалась модификация стандартных решений. В аналитических задачах доля стандартных решений составила только 4%, а остальное — собственные разработки специалистов «Сургутнефтегаза», выполненные, в частности, на инструментарии SAP. Аналогичная ситуация, судя по докладам, складывается и у других крупных заказчиков — в частности, в компании «Башнефть», представитель которой отметил, что доработки от поставщика ПО обычно приходят с опозданием и не в полном объеме, поэтому предприятия вынуждены держать собственный штат программистов, соизмеримый с численностью сотрудников средней компании, занимающейся разработкой ПО.

Комментируя замечания, представители SAP отметили, что бизнес компании все-таки состоит в поставке стандартного ПО, однако в ближайшее время планируется сделать акцент на развитии инструментария, упрощающего заказчикам локализацию решений, и основной платформой разработки будет HANA. Парируя критику заказчиков, Андрей Трегубов, представитель SAP Labs, отметил, что в России 150 человек занимаются локализацией продуктов, однако, по наблюдениям SAP, средний отечественный клиент не знает о функциональности, за которую он уже заплатил. В этой ситуации требуется найти баланс между стандартом и собственными разработками заказчиков, учитывающими, в частности, особенности динамичного российского законодательства. Кроме этого, Трегубов обратил внимание на то, что не всегда ясно, кто должен раскрывать функционал продуктов: сам заказчик, интегратор или поставщик. Тем не менее он отметил, что в компании ведется работа по гармонизации взаимодействия партнеров и поставщика, особенно в вопросах включения в стандарт новой функциональности — требуется встречное движение производителя и заказчика.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF