Дэниэл Йеллин, директор по разработке IBM Mobile Platform Для IBM поддержка мобильности как ключевого элемента корпоративных ИТ является сегодня одним из стратегических направлений. Дэниэл Йеллин, директор по разработке IBM Mobile  Platform, более четверти века  работающий в компании, в частности в должности директора по программным технологиям ведущего исследовательского центра IBM T. J. Watson Research Center, рассказывает о технологиях, которые развивает IBM в этой области, о тенденциях корпоративной мобильности и перспективных идеях, рождающихся в исследовательских центрах и воплощающихся в продуктах IBM.

 

Что представляет собой IBM Mobile Platform?

Происходящие на предприятиях перемены, связанные с мобильностью, носят фундаментальный характер. Возможно, это даже более серьезные изменения, чем те, с которыми компаниям пришлось столкнуться с появлением электронного  бизнеса, прооблемами которого в IBM занимались с самых первых дней активного развития Интернета. Компании тогда искали ответы на непростые вопросы: как переводить свою деловую активность в Сеть,  как это повлияет на их бизнес? IBM помогла им найти свое место в Интернете, вывести в онлайн свои процессы, продукты, обслуживание клиентов так, чтобы это приносило им выгоду и повышало эффективность их работы. Думаю, с мобильностью сегодня происходит нечто подобное, но более быстрыми  темпами  — компании  осознают необходимость активно внедрять мобильность как в свою внутрикорпоративную практику, так и в общение с клиентами. При этом очень важно понимать, что мобильность — это не дополнительный канал, а совершенно другой способ  взаимодействия.  

Мобильная стратегия IBM, которая носит название MobileFirst, включает в себя четыре основных направления: разработка и исполнение приложений, безопасность, управление и аналитика. За реализацию первого направления отвечает платформа Worklight, приобретенная IBM в начале 2012 года.

 

Какие возможности предоставляет платформа Worklight?

Четыре основных компонента  Worklight: среда разработки, среда исполнения, консоль управления и центр распространения приложений. Среда разработки приложений Worklight Studio отвечает фундаментальной философии IBM — мы всегда были приверженцами создания открытой экосистемы разработки и следуем этому в области мобильности. С помощью API вы можете разрабатывать нативные приложения для платформ iPhone, Google, Windows, используя все многообразие функций Worklight. Поддерживаются открытые  стандарты: HTML5, JavaScript и CSS. Платформа Worklight предоставляет полную экосистему разработки мобильных веб-приложений, включая возможность посмотреть, как они выполняются на различных устройствах. Многие предпочитают идти по такому пути, поскольку это экономит время и расходы на разработку.

Популярным среди разработчиков является создание гибридных приложений, сочетающих нативные и веб-технологии. Однако часто приходится слышать о том, насколько это непростая задача. Для ее упрощения в последнем релизе Worklight реализованы шаблоны. Мы проанализировали интерфейсы более ста популярных приложений из AppStore и Google Play и разработали шаблоны для навигационых панелей, поиска, списков, таблиц, конфигурационных меню и т. д.

Еще одна новая возможность Worklight 6.0 базируется на интегрированной функциональности Rational Test Workbench. Тестирование мобильных приложений — очень сложная задача, поскольку существует не просто несколько мобильных ОС, но множество разнообразных устройств от разных производителей. Как приложение будет работать на смартфоне, на планшете, на iPad Mini, на устройствах Samsung, Nokia и т. д.? Опыт наших заказчиков показывает, что можно разработать замечательное приложение, но проблемы с одним устройством сведут на нет все усилия. Мы интегрируем в Worklight Studio средства автоматизации тестирования, которые генерируют тестовые скрипты и выполняют их на различных устройствах.

Другой компонент платформы — Worklight Server — поддерживает исполнение мобильного приложения и решает все задачи его связи с корпоративной инфраструктурой. В частности, он предоставляет возможность, запустив приложение, интегрироваться с внутрикорпоративными механизмами безопасности. При этом Worklight Server авторизует не только пользователя, но и устройство, проверяя, возможно ли выполнение данного приложения данным пользователем на данном устройстве. Кроме того, реализуется также аутентификация приложений, не позволяющая выполнять мошеннические приложения в корпоративной среде.

В Worklight Server мы стремимся упростить интеграцию мобильных приложений с внутрикорпоративными платформами. При необходимости экспорта данных из нескольких серверных систем приложение может выполнить один запрос к серверу, а тот обратится к нужным решениям и интегрирует поступившие данные в документ формата JSON, с которым умеют работать создатели мобильных приложений.

Интересной возможностью является репликация данных. Около года назад один из наших клиентов — страховая компания — поставил задачу создать безопасный кэш для хранения на устройстве зашифрованных данных. Благодаря этому страховые агенты, работающие на выезде в странах, где нет повсеместного доступа в Интернет, имеют возможность безопасной работы со страховыми продуктами прямо на устройстве и реплицируют данные по возвращении в офис.

Следующий компонент — Worklight Console — предназначен для задач управления. Востребованность таких  решений  демонстрирует уровень зрелости заказчиков. Одно дело, когда вы разработали для своих нужд пару-тройку приложений, и совсем другое, когда в компании работают десятки приложений на iOS, Windows,  BlackBerry и Android. Многие предприятия сегодня уже находятся на том уровне зрелости, когда работа со сложной мобильной инфраструктурой требует применения развитых инструментов управления. Worklight Console предоставляет широкий спектр таких инструментов. Например, управление версиями позволит закрыть пользователям доступ к версии приложения, которая больше не поддерживается. В одном крупном банке столкнулись с этой проблемой. Они запустили в эксплуатацию приложение с ненадежным паролем и, обнаружив это через несколько недель, сразу же сделали обновление. Однако, не имея инструментов управления версиями, они были не в состоянии проконтролировать, кто из сотрудников какую версию приложения использует, и перекрыть доступ к старой версии. Worklight Console легко справляется с подобными проблемами, автоматизируя обновление и контролируя доступ пользователей к разным версиям приложения.

Еще одна удобная возможность — унифицированный механизм уведомлений. При отправке уведомлений группе пользователей с разными устройствами и мобильными платформами не потребуется использовать разные протоколы и обращаться к разным API. Console применяет единый механизм, который обратится к нужному протоколу для отправки уведомлений на устройства с различными мобильными ОС. Этот механизм также поддерживает SMS — наш опыт использования Worklight в Индии показал, что платформа должна уметь работать не только со смартфонами, но и с обычными телефонами.

В последней версии Worklight появился созданный в сотрудничестве с исследовательским подразделениям IBM инструментарий геолокации.  Востребованность подобных средств — еще одно свидетельство повышения уровня зрелости компаний в отношении мобильности. Они ищут пути извлечения из нее максимальной пользы. Торговая сеть может сделать клиенту выгодное предложение, зная, что он в данный момент находится в определенном магазине, нефтегазовая компания — контролировать перемещение своих сотрудников в непосредственной близости от опасных зон и вовремя предупреждать их и т. д.

Четвертый компонент Worklight — Application Center, который обеспечивает распространение приложений внутри компании как членам команды разработки, так и конечным пользователям. С помощью Application Center можно в рамках цикла разработки передать приложение тестировщикам, а можно распространить очередную готовую версию сотрудникам. Система, как и общедоступный App Store, дает возможность оставлять отзывы, присваивать рейтинг приложениям. При этом осуществляется необходимый для корпоративной среды контроль доступа, регулирующий права сотрудников на просмотр и загрузку приложений.

 

Worklight — это первое направление мобильной стратегии IBM. Что можно сказать о трех других?

В области безопасности, помимо использования встроенных возможностей Worklight, мобильная платформа IBM работает с несколькими продуктами. В их числе AppScan — решение, которое сканирует приложения на этапе разработки и во время выполнения для выявления уязвимостей. AppScan поддерживает сканирование мобильных приложений и разработку приложений в среде Worklight Studio. Другой механизм безопасности  Security Gateway, также интегрированный с Worklight, позволяет определять политики безопасности. Например, можно задать правило, что, если пользователь подключается к приложению в США, а через два часа он же подключается к нему в  Китае, эту ситуацию надо трактовать как подозрительную.

Следующее направление стратегии MobileFirst — управление. Здесь к средствам управления приложениями в Worklight мы добавляем инструменты управления устройствами (Mobile Device Management, MDM), реализованные в решении Tivoli Endpoint Manager for Mobile Devices. Его интеграция с Worklight дает возможность, например, автоматизировать распространение в соответствии с политиками на устройства по всему предприятию каждой новой версии приложения, разработанного в Worklight.

Четвертый элемент стратегии  MobileFirst — аналитика — представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития наших решений в области мобильности. Много новых возможностей уже реализовано в Worklight, и сейчас мы интегрируем функции поддержки аналитики из других продуктовых семейств IBM. Мобильная аналитика имеет два аспекта. Во-первых, это реализация мобильного клиента аналитических систем для получения отчетов непосредственно на мобильном устройстве. Такой встроенный клиент есть в Worklight для системы IBM Cognos. Однако более интересно, с моей точки зрения, то, что мобильность сама по себе представляет богатейший источник данных для аналитики. Это направление раскрывается в системе управления клиентским опытом Tealeaf, которая дает возможность извлекать полезную информацию по использованию мобильных приложений как бизнесу, так и ИТ. С одной стороны, специальный клиент Tealeaf в Worklight реализует базовые возможности по анализу использования мобильных приложений, такие, например, как крэш-аналитика, выявляющая информацию о том, где происходят сбои приложения, или сбор полного спектра данных об использовании приложения (какими пользователями, где, на каких типах устройства и т. д.). С другой стороны, специальное решение Tealeaf CX Mobile обеспечивает более глубокий анализ клиентского опыта в мобильной среде, предоставляющий важную информацию бизнесу по использованию мобильных каналов, а ИТ — по их совершенствованию. Представим себе, что компания ведет онлайн-   продажи и поддерживает мобильных клиентов. Система может сообщить, что в определенную неделю более 10 тыс. клиентов интересовались конкретным товаром, но только около половины из них завершили транзакцию, а 80% тех, кто этого не сделал, остановились на определенном этапе выполнения приложения. Отсюда можно сделать вывод, что проблема возникает именно  в определенном месте, и применить инструменты более углубленного анализа для выяснения, почему эта часть мобильного доступа отняла у покупателей так много времени. Возможно, дело в не очень удачной визуализации или плохо изложенной информации. Система позволяет даже воспроизвести пользовательскую сессию, чтобы выяснить причину проблемы.

 

Какие еще новые функции, реализованные в Worklight после приобретения IBM, вы бы выделили? Какие тенденции рынка повлияли на их появление?

После покупки было выпущено пять новых релизов Worklight — это очень высокая скорость обновлений. Одним из наиболее важных направлений развития платформы является ее интеграция с продуктами IBM, решениями наших бизнес-партнеров и других  производителей. Много сделано для интеграции с решениями семейства WebSphere — в частности, Worklight интегрирован с механизмами кластеризации для масштабируемости мобильной платформы, с системой DataPower для безопасного доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств. Разработаны мобильные клиенты для системы управления бизнес-процессами WebSphere BPM — портального решения WebSphere Portal. Мы предоставляем мобильный клиент для системы электронной коммерции Smarter Commerce Suite.

Кроме того, в Worklight появились новые возможности: например, Application Center — корпоративное хранилище мобильных приложений, для создания которого была даже выделена специальная команда. Вообще команда разработки IBM для мобильных решений сильно выросла, распределена по всему миру и тесно работает с заказчиками, число которых тоже растет, как и их требования к платформе. Одной из тенденций является стремление сочетать в мобильном приложении внешнюю привлекательность с высокой производительностью. Поэтому разработчики прибегают к созданию нативных систем,  которые создаются  в Worklight с помощью API для всех основных мобильных платформ. Однако при этом растет интерес к построению гибридных приложений, в которых нативная разработка сочетается с веб-технологиями. В новых версиях Worklight большое внимание уделяется инструментам построения высокопроизводительных гибридных приложений, в том числе сделан ряд усовершенствований разработки на JavaScript, например для ускорения загрузки файлов JavaScript.

 

Есть ли принципиальные различия между разработкой мобильных приложений корпоративного и потребительского назначения?

Есть различия в задачах. Среди пользователей Worklight примерно равное число разработчиков корпоративных приложений и разработчиков приложений для потребительского рынка. Заказчики, занимающиеся разработкой приложений для своих сотрудников, заинтересованы прежде всего в повышении их продуктивности с помощью мобильных  решений — их  внимание сосредоточено на задачах управления, безопасности, предотвращения утечек данных, поскольку эти приложения предоставляют доступ к корпоративной информации.

В потребительском сегменте — фокус на производительность и внешнюю привлекательность приложений. Это справедливо и для мобильных решений, которые бизнес создает для своих  клиентов, — они  все больше становятся инструментом продвижения бренда. Если в молодости я выбирал банк с наиболее удобным банкоматом, то теперь таким критерием может быть наличие и качество мобильного приложения банка.

Кроме того, на разработчиках, создающих потребительские мобильные решения для бизнеса, лежит особая нагрузка — для создания конкурентоспособных приложений они должны успевать учитывать изменения, характерные для современного рынка мобильных платформ. Посмотрите, какое количество обновлений iOS и Android выходило за последние годы. И всякий раз разработчики должны гарантировать, что их приложение не только будет правильно работать на новой версии ОС, но и в полной мере использовать предоставляемые ею возможности. Кроме того, мобильная экосистема включает много других решений, которые также часто обновляются, — например, платформа с открытым кодом Cordova, помогающая в разработке гибридных приложений «наводить мосты» между различными устройствами и открытыми технологиями, такими как JavaScript. Более того, для обеспечения высокой скорости выпуска решений на рынок сегодня необходима тесная интеграция между командой разработки и специалистами, отвечающими за развертывание приложений. Поэтому сейчас все популярнее становится идеология DevOps.

 

Сегодня заметна тенденция к использованию корпоративных магазинов приложений. Насколько это важно для компаний?

Думаю, это важно. Мы в IBM только что сами представили сотрудникам свой корпоративный магазин приложений. На распространение таких магазинов влияет потребность сотрудников иметь на работе те же возможности с точки зрения мобильности, к которым они привыкли в повседневной жизни. Однако вновь надо подчеркнуть, что в корпоративном применении магазинов приложений на первый план выходит задача управления. Необходимо учитывать права доступа в соответствии с выполняемыми ролями: определенные приложения будут предоставляться всем сотрудникам, другие — только специалистам отдела продаж, а третьи — например, разработчикам. Это потребует интеграции магазина приложений с корпоративным сервисом каталогов. Важно также интегрировать его в жизненный цикл разработки мобильного приложения так, чтобы приложение попадало в магазин в нужный момент. Все эти возможности реализованы в Worklight Application Center.

 

Существуют ли связанные с мобильностью риски, с которыми компании не в состоянии справиться, поскольку пока не имеют соответствующих технологий?

В основном все технологии для снижения рисков, связанных с мобильностью, уже есть на рынке. Существует большое разнообразие подходов. Например, IBM только что анонсировала покупку компании Trusteer, которая предлагает мощные инструменты, в том числе для мобильных приложений, для обеспечения безопасности в компаниях финансового сектора. Самый большой риск состоит в том, что компании бросаются развертывать мобильные решения, не продумывая существующие риски, и, как следствие, не выстраивают процессы и не используют технологии, необходимые для того, чтобы минимизировать эти риски. Многих рисков позволяет избежать своевременное обновление приложений, установка соответствующих пакетов безопасности, реализация надлежащей авторизации пользователей и устройств и т. д.

 

MobileFirst — новый бренд программного обеспечения IBM. Но в своей программной стратегии корпорация сейчас смещает акценты с продвижения отдельных брендов на предоставление комплекса возможностей для решения определенных задач клиентов. Как в эту стратегию вписывается MobileFirst?

В области мобильности эта стратегия особенно важна. Поэтому MobileFirst — не столько бренд, сколько новый класс ПО для поддержки мобильных задач, интегрирующий решения из разных семейств IBM. В него входит, например, представитель другого бренда, Rational Test Workbench, поддерживающий в интеграции с Worklight полный цикл разработки мобильных приложений. Есть система клиентской аналитики Tealeaf, которая может использоваться сама по себе, но в интеграции с Worklight обеспечивает новые возможности анализа опыта клиентов в области мобильности для формирования более доверительных отношений с ними. Мы стремимся сделать эту интеграцию максимально прозрачной, чтобы обеспечить все необходимые кросс-функциональные возможности наших продуктов и сервисов для поддержки мобильных бизнес-стратегий.

 

Кто ваши конкуренты на рынке мобильных платформ?

Дэниэл Йеллин: «Главным показателем нашего успеха является то, что конкуренты начинают нас копировать»
Дэниэл Йеллин: «Главным показателем нашего успеха является то, что конкуренты начинают нас копировать»

Конкуренция происходит прежде всего с самими собой. Наши исследования показывают, что есть два типа заказчиков. Одни используют множество мобильных приложений для самых разных нужд и с большим энтузиазмом относятся к нашей платформе, поскольку понимают, что, приобретая Worklight, получат инструмент для решения всех своих задач. Второй тип заказчиков — те, кто довольствуются наличием групп разработчиков для iOS и для Android и говорят нам, что мобильная платформа им не нужна. Они еще в самом начале пути. Однако рано или поздно у них наступит момент, когда количество мобильных приложений достигнет определенной критической точки и без развитых средств управления, аналитики и др., то есть без платформы, им будет уже слишком сложно. Тогда они возвратятся к нам. Поэтому я считаю, что конкуренция в большей степени с самими собой.

Конечно, у нас есть конкуренты среди других компаний. Думаю, главным показателем нашего успеха является то, что конкуренты начинают нас копировать. IBM была пионером в продвижении таких идей, как гибридная разработка мобильных приложений, опора на открытые стандарты. Многие наши конкуренты придерживаются более закрытого подхода, предлагая проприетарные инструменты разработки, которые генерируют код для каждого отдельного типа устройств. Мы тоже имеем аналогичные средства, поскольку они остаются востребованными, но не считаем этот подход удачным, так как полученный таким способом код фактически вам не принадлежит и потому его очень трудно модифицировать и поддерживать. Разработчики попадают в зависимость от определенного производителя и вынуждены обновлять инструментарий всякий раз, когда он выпускает очередной релиз.

IBM придерживается другого подхода, он состоит в том, чтобы предоставлять разработчикам платформу с API для разных операционных систем и инструментарий на базе открытых стандартов. По нашему убеждению, тем самым мы обогащаем возможности разработчиков. И мы видим, что крупнейшие производители начинают копировать этот подход.

 

Какие есть еще примеры совместной работы вашего подразделения с исследовательскими центрами IBM, помимо функции геолокации в Worklight?

Мы тесно сотрудничаем с IBM Research. Многие возможности Worklight базируются на результатах работы исследовательского подразделения. Например, в IBM Research появились идея и прототип Application Center, а также множество других важных технических возможностей, в том числе для обеспечения высокой производительности приложений. Сейчас мы совместно работаем над целым рядом проектов. Часть из них предназначена для реализации в ближайших версиях мобильной платформы IBM, другие имеют более дальнюю перспективу.

В качестве примера интересного футуристического проекта могу привести наши совместные исследования в области биометрии. Недавно специалисты одного из наших заказчиков, крупного азиатского банка, рассказали, что, по их статистике, чем более долгой является авторизация пользователей в мобильных системах, тем меньше происходит транзакций, и наоборот. В такой ситуации авторизация с помощью биометрических данных может значительно повлиять на эффективность использования мобильных приложений.

Мы инициировали исследовательский проект в области биометрии, сейчас он уже находится на стадии апробации у заказчика. Например, я могу что-то сказать своему айфону, и система на основе распознавания голоса определяет, какова степень уверенности в том, что это именно я. Мы разработали механизм, анализирующий такие оценки на основе различных биометрических данных и сопоставляющий их с той задачей, которую пользователь пытается решить. И если нужно просто проверить баланс кредитной карты, то, возможно, степени распознавания 80% будет достаточно, а для более серьезных операций потребуется стопроцентная уверенность.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF