Виктор Кокшаров, ректор УрФУ: «В тесной связи с наукой и промышленным комплексом мы видим отличительную черту университета и наше преимущество»

В конце июня 2013 года стало известно, что финал чемпионата мира по программированию ACM ICPC в 2014 году будет проведен в Екатеринбурге. В текущем году финал этого самого престижного в мире командного соревнования по спортивному программированию проходил в Санкт-Петербурге. Выбор России второй год подряд для организации финала — случай беспрецедентный, безусловно, отражающий признание на мировом уровне успехов российской школы в области программирования и компьютерных наук.

Принимать финал в Екатеринбурге будет Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина. О развитии в университете образовательных программ и научных исследований в области информационных технологий рассказал ректор УрФУ Виктор Кокшаров.

 

Как в УрФУ складывались программы подготовки ИТ-специалистов?

Уральский федеральный университет создан в результате объединения классического и технического университетов  —  Уральского государственного университета имени А. М. Горького и Уральского государственного технического университета. В обоих университетах были сильные школы подготовки специалистов в области информационных технологий — на математическом и радиотехническом факультетах соответственно. В результате объединения эти факультеты преобразованы в Институт математики и компьютерных наук и Институт радиоэлектроники и ИТ, которые сегодня являются основными центрами обучения по ИТ в университете. В Институте радиоэлектроники и ИТ сосредоточена подготовка специалистов в области систем связи, компьютерного оборудования, а в Институте математики и компьютерных наук — подготовка высококлассных программистов, специалистов по информационной безопасности.

Направления подготовки по ИТ, например бизнес-информатика, развиваются и в других институтах, шесть из 16 образовательных институтов УрФУ выпускают специалистов по ИТ, по этим специальностям одновременно ведется обучение около 6 тыс. человек.

 

Почему в университете принята структура институтов, а не традиционных факультетов?

Структура институтов появилась в УрФУ в результате объединения: в институты были объединены небольшие и преобразованы крупные факультеты двух университетов. Сегодня институты УрФУ представляют собой центры подготовки и научных исследований в определенных областях с соответствующими серьезными правами и полномочиями, в том числе финансовыми.

 

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина создан в Екатеринбурге на базе Уральского государственного технического университета — УПИ имени первого президента России Б. Н. Ельцина и Уральского государственного университета имени А. М. Горького. УрФУ предлагает своим студентам обучение по примерно 400 направлениям и специальностям высшего профессионального образования. Из более чем 4700 преподавателей университета 2600 имеют ученую степень кандидата, 600 — доктора наук. В 2013 году УрФУ проводит прием на 5842 бюджетных места, еще 6 тыс. абитуриентов смогут поступить в вуз на платной основе.

С 2010 года ректором УрФУ является кандидат исторических наук Виктор Анатольевич Кокшаров. В 2007–2009 годах Виктор Кокшаров возглавлял правительство Свердловской области.

 

В чем особенности подготовки ИТ-специалистов в УрФУ?

Особенность состоит в том, что у нашего университета очень тесная связь с промышленностью. Исторически так сложилось, что именно на Урале и в соседних регионах сосредоточено большое количество предприятий оборонной, радиотехнической промышленности, много научных институтов, которые занимаются математикой, высокопроизводительными вычислениями, суперкомпьютерной техникой, рядом других важных направлений. Урал был индустриальным центром и составной частью оборонно-промышленного комплекса Советского Союза, и потому со времен СССР здесь развивались соответствующие направления индустрии и науки. Потребности промышленности и обороны страны и дали жизнь тем факультетам, которые впоследствии стали центрами подготовки ИТ-специалистов.

Именно в этом наше отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются центрами деловой, административной, политической деятельности. А Урал был и остается промышленным хребтом России. Поэтому наши школы в области ИТ и компьютерных наук всегда поддерживали тесную связь с потребностями реальной индустрии.

 

В чем выражается эта связь? Насколько, по вашему мнению, предприятия и ИТ-бизнес должны влиять на то, чему учат студентов в университете?

Безусловно, они должны влиять. Мы ориентируем наших ребят на практику, на конкретные предприятия, где они могут работать. Со многими такими предприятиями мы разрабатываем уникальные формы взаимодействия. Например, совместно с НПО автоматики им. академика Н. А. Семихатова, ведущим разработчиком систем управления и телекоммуникаций для ракетно-космического комплекса России, создан образовательно-научно-инновационный комплекс, который позволяет вести подготовку магистров непосредственно на предприятии. Там функционируют классы, специалисты НПО участвуют в учебном процессе, мы совместно разрабатываем учебные программы и реализуем их на предприятии. Ребята, еще не получив диплом магистра, работают в реальных условиях инженерами, конструкторами. И у них уже не возникает вопроса о том, для чего они учатся и чем будут заниматься по окончании университета. Таких примеров сотрудничества УрФУ с радиотехнической промышленностью очень много.

Если говорить об Институте математики и компьютерных наук, где готовят программистов, то он также имеет непосредственную связь с будущими работодателями — активно взаимодействует с российскими и зарубежными ИТ-компаниями, такими как «СКБ-контур», Microsoft, Cisco, IBM и др.

И наконец, у нас мощное Уральское отделение РАН, 22 академических института, с которыми университет фактически составляет единый комплекс. Наш выпускник и вице-президент РАН, председатель Президиума Уральского отделения РАН академик Валерий Чарушин — член наблюдательного совета УрФУ, преподаватель университета. И огромное количество ученых из академических институтов одновременно преподают в УрФУ. На территории этих институтов мы организуем подготовку магистров, в том числе по суперкомпьютерам, по высокопроизводительным вычислениям. У нас есть специальная кафедра, которая фактически является единой кафедрой Института математики и механики Уральского отделения РАН и Института математики и компьютерных наук УрФУ.

В этой тесной связи с наукой и промышленным комплексом мы видим отличительную черту университета и наше преимущество. Это позволяет нам выигрывать крупные гранты. Например, недавно в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 218 университет совместно с компанией «Ай-Теко» выиграл грант на создание информационных процессов для металлургического комплекса. Основная нагрузка по реализации этого гранта ляжет на Институт радиоэлектроники и информационных технологий.

 

Такая связь помогает университету поддерживать на должном уровне научную составляющую образовательного процесса?

Мы считаем, что образование без науки невозможно. Студенты, которые обучаются без вовлечения в научные исследования, не будут востребованы на рынке. Поэтому в магистратуре, я уже не говорю об аспирантуре, мы очень тесно сотрудничаем с институтами Академии наук. Студенты ведут научные исследования под руководством сотрудников РАН на базе институтов и в университете. УрФУ сейчас обладает уникальными образцами оборудования, которого нет ни в других университетах, ни даже в академии. Мы очень хорошо за последние годы оснастили свой научный комплекс оборудованием для исследования процессов, связанных с радиотехнической промышленностью, химией, фармацевтикой и др.

 

Какие можно привести примеры научных исследований в области ИТ в университете?

Это исследования в области суперкомпьютеров, информационной и компьютерной безопасности, радиоэлектроники, мобильной связи, робототехники, мехатроники.

 

Как вы стимулируете своих выпускников к научной и преподавательской деятельности?

У нас есть целый ряд программ для поддержки молодых преподавателей, вплоть до предоставления им внутренних научных грантов из средств университета. Мы ввели целевую аспирантуру и целевую докторантуру, доплачиваем тем, кто в университете будет защищать диссертацию и останется у нас работать. Практикуются специальные доплаты молодым преподавателям, которые еще не защитились. Кроме того, университет имеет программу стимулирования публикаций, подразумевающую серьезные денежные выплаты за научные статьи, которые проходят по базам данных Scopus и Web of Science.

 

Что делается в университете по подготовке специалистов в области информационной безопасности?

Сегодня проблемы подготовки таких специалистов стоят очень остро, чему свидетельством служат события, происходящие в мире. Стране необходима целенаправленная, возведенная в ранг государственной программа по подготовке лучших кадров в области компьютерной безопасности. В УрФУ есть специальные программы, на наших выпускников, специализирующихся на компьютерной безопасности, очень большой спрос среди работодателей. Наши ребята побеждают на самых престижных международных соревнованиях. Недавно команда УрФУ «ХакерДом» выиграла в Париже Европейский чемпионат по защите информации и представляла Россию на мировых соревнованиях в Лос-Анджелесе.

Мы являемся организаторами всероссийских соревнований по защите информации, на которые ежегодно съезжаются команды из лучших университетов страны.

 

Насколько ИТ-специальности популярны среди абитуриентов? Прикладывает ли университет какие-либо усилия, чтобы привлечь лучших?

Среди естественно-научных и технических направлений информационные технологии, пожалуй, наиболее популярны среди абитуриентов. Конкурс на ряд специальностей очень большой.

Мы тесно работаем со школами. Проводим большое количество олимпиад. Помимо общероссийских, у нас есть собственные политехнические, математические олимпиады. Школьникам стараемся давать путевку в жизнь, выдаем золотые сертификаты лучшим, это влияет на их шансы при поступлении.

При УрФУ образован специализированный учебно-научный центр (СУНЦ), где математика и физика — профилирующие направления. Ребята из любого города России по результатам олимпиад, конкурсов либо после успешной сдачи экзаменов после восьмого класса могут к нам поступить, обучаться, жить в хороших условиях в интернате. У университета есть также базовые школы, в том числе лицей № 130 Екатеринбурга, где мы организуем политехническую инженерную подготовку и проводим молодежную летнюю школу.

В этом году реализовано еще одно очень интересное начинание — проект «Тест-драйв: три дня в Уральском федеральном». Мы привезли более 300 старшеклассников из Уральского региона и Казахстана, чтобы они смогли попробовать себя в качестве студентов университета. Для участия в «Тест-драйве» были выбраны лучшие команды на основе конкурса презентаций в Интернете. Школьники ходили на занятия, участвовали в лабораторных работах, слушали лекции лучших преподавателей, жили в студенческом общежитии. Отклики на участие в этом проекте очень хорошие.

 

Какие преимущества вы видите в системе бакалавриат — магистратура для подготовки ИТ-специалистов?

Во-первых, двухуровневая система подготовки позволяет тем ребятам, которые почувствуют интерес к получению высшей профессиональной квалификации либо захотят заниматься наукой, сделать это в магистратуре, тогда как остальные могут сразу после бакалавриата реализовать себя на практике.

Во-вторых, система бакалавриат — магистратура работает на сближение образовательных стандартов с другими университетами мира, дает возможность сравнивать уровни подготовки, что способствует повышению мобильности. Ведущие университеты России должны превращаться в центры магистерской подготовки. Выпускники бакалавриата других вузов могут поступать в такие университеты, в том числе в УрФУ. У нас постоянно увеличивается количество студентов, которые поступают в магистратуру УрФУ после окончания бакалавриата других университетов. Ну и наконец, те студенты, которые после бакалавриата захотят продолжить обучение в университете за рубежом, также получают такую возможность. Таким образом, двухуровневая система решает вопросы мобильности и обеспечения прав студентов.

 

УрФУ развивает международные связи?

У нас очень много международных контактов, около 170 соглашений с зарубежными университетами, много университетов-партнеров. Существуют программы двойных дипломов, правда, пока не по ИТ-направлениям, но в ближайших планах стоит задача их расширять. Мы считаем, что интернационализация — привлечение иностранных студентов, направление наших студентов за рубеж, обмен преподавателями, совместные научные работы — это магистральное направление развития ведущих российских университетов. При создании научно-исследовательских и федеральных университетов ставилась задача выйти на мировой уровень, чтобы продвигаться в мировых рейтингах. В соответствии с указом президента разработана программа по повышению глобальной конкурентоспособности университетов. Недавно Минобрнауки России провело конкурс на получение субсидии для вхождения в мировые рейтинги университетов. УрФУ стал одним из 15 университетов — победителей этого конкурса.

 

Поддерживает ли университет предпринимательские инициативы студентов?

В этом отношении наш университет является одним из лидеров в России. В УрФУ создано 64 малых инновационных предприятия, многие из которых реализуют проекты в области ИТ либо радиоэлектроники. В том числе это совместные предприятия с зарубежными партнерами. Например, очень интересное предприятие с израильскими партнерами Indoorgo разработало систему навигации в больших помещениях. Если, скажем, студент-первокурсник нашего университета не знает, как ему пройти в ту или иную аудиторию, он вводит ее наименование, и система по мобильному телефону ему показывает, куда нужно идти. Разработка другого нашего инновационного предприятия — микроантенны, которые позволяют сделать максимально легкими и надежными антенны как в крупных станциях мобильной связи, так и в мобильных телефонах.

В УрФУ есть отдельный пост проректора по инновационной деятельности. Мы реализуем у себя программу по развитию инновационной инфраструктуры. В настоящее время создаем бизнес-инкубатор, открыли три инновационно-внедренческих центра, число которых в перспективе вырастет до 12. В таких центрах студенты с определенными инициативами могут попробовать на практике реализовать свои идеи. Система подготовки инновационных предпринимателей — «инновационный дайвинг» — направлена на то, чтобы найти ребят с интересными идеями, с задатками предпринимательства и предоставить все возможности для их продвижения. Когда формируются команды молодых предпринимателей, мы поддерживаем их участие в конкурсах «СТАРТ» и «УМНИК», которые очень часто выигрываем.

На прошедшем недавно международном форуме промышленности и инноваций «Иннопром-2013», проведенном в Екатеринбурге, УрФУ совместно с областными властями организовал конкурс «Минута технославы», победители которого получили право обучаться в Йельском университете.

 

Вы будете принимать финал чемпионата мира по программированию ACM ICPC в 2014 году. За какие заслуги университет и Екатеринбург удостоены чести организовывать очередной финал?

То, что второй год подряд финал чемпионата мира будет проходить именно в России, является большим достижением российской компьютерной школы. У нас очень много сильных центров, где готовят специалистов по ИТ, и российская школа математики и компьютерных наук широко представлена на мировом уровне. Это уникальный случай, когда оргкомитет, который возглавляют американцы, принимает решение отказать сильным претендентам из Таиланда, Бразилии, Португалии, ряда других стран и дать право на проведение финала в 2014 году Екатеринбургу.

Обусловлено это рядом обстоятельств. Во-первых, в УрФУ существует очень мощная научная и образовательная школа в области математики и компьютерных наук. Университет является активным участником чемпионата ACM ICPC, с 1998 года команда УрФУ принимает участие в финалах чемпионата, трижды наши ребята становились бронзовыми призерами. Мы проводим у себя четвертьфинал чемпионата мира.

Второй фактор — наличие всех условий для проведения финала, включая места проведения, отдыха, дорожную инфраструктуру и т. д. И третье, возможно самое важное, — это то, что американцы называют commitment, уровень приверженности идеалам, проявленный не только со стороны университетского и образовательного сообщества Екатеринбурга, но и со стороны властей. Руководство города и области и университет объединились в стремлении привлечь этот чемпионат к себе. На руководителя оргкомитета чемпионата мира ACM Билла Паучера это произвело очень большое впечатление.

 

Есть ли реальная связь между образовательным процессом Института математики и компьютерных наук и тем, что его студенты активно участвуют в чемпионате АСМ? Не являются ли члены команды некой особой кастой, которая обучается и развивается по особым правилам?

Безусловно, такая связь есть. Этих ребят необходимо выбрать из общего числа студентов, то есть из тех, кто обучается по общим программам, и потом подготовить к чемпионату мира. Успешную команду для участия в чемпионате невозможно создать на пустом месте. Надо выбрать лучших, и если общий уровень подготовки высокий, то это сделать гораздо легче.

Директор Института математики и компьютерных наук Магаз Асанов является организатором движения спортивного программирования в УрФУ. Он проводит открытый чемпионат Урала, четвертьфиналы чемпионата мира, всероссийские соревнования по информационной безопасности. Недавно состоялся матч-гигант между командами России и Китая у нас в университете. Это широкое движение, которое никак не назовешь закрытой кастой.

 

Насколько важно электронное обучение для университетского образования? Что делается в УрФУ в этом направлении?

Электронному обучению в УрФУ уделяется большое внимание. Значительную часть наших студентов, особенно в филиалах, мы переводим на дистанционные курсы. В университетской сети выложен серьезный образовательный контент, который также предоставляется для бесплатного использования в школах. Эти материалы мы активно используем в удаленном доступе для работы со студентами, которые обучаются в филиалах.

Наши специалисты являются основными экспертами Минобрнауки РФ, продвигающими программы развития электронного образования. В университете создан Институт технологий открытого образования, его директор Василий Третьяков считается одним из лучших специалистов в этой области.

 

Центр компьютерных наук

В Уральском федеральном университете обучение по направлениям, связанным с ИТ, ведется в рамках более чем 40 образовательных программ в разных институтах, входящих в состав УрФУ. Но, безусловно, флагманом подготовки специалистов в этой области является Институт математики и компьютерных наук.

Институт наследует богатую историю развития математической науки на Урале. Как рассказывает его директор Магаз Асанов, в 1931 году в Свердловском университете было открыто отделение математики, позднее вошедшее в физико-математический факультет. Появление Свердловского отделения Математического института им. Стеклова дало новый импульс развитию математического направления на факультете. Большинство ведущих сотрудников академического института совмещали научную работу с преподаванием в университете, и эта традиция плодотворного сотрудничества университета с академией продолжается и в настоящее время.

В 1960 году из состава физико-математического факультета выделился математико-механический факультет. Именно он является ядром Института математики и компьютерных наук (ИМКН), который был образован в 2011 году в результате присоединения Уральского (ранее Свердловского) государственного университета к УрФУ, созданному за два года до этого на базе Уральского государственного технического университета. Помимо матмеха в состав института вошли еще несколько учебных и научных подразделений, в том числе региональный учебно-научный центр «Интеллектуальные системы и информационная безопасность», центр повышения квалификации преподавателей математики, механики и информатики и др.

В 90-е годы факультет и Уральский госуниверситет стали активными проводниками новых веяний, связанных с информационными технологиями и компьютерными науками, в образовательный процесс не только в Уральском регионе, но и в стране в целом. В 1998 году именно здесь было создано новое направление подготовки в системе высшего образования России — «Математика и компьютерные науки», разработан федеральный образовательный стандарт, принятый на государственном уровне. Матмех УрФУ первым в России открыл магистратуру по этому направлению. В это же время на факультете была начата подготовка специалистов по компьютерной безопасности.

Сегодня в институте ведется обучение по направлениям «Математика», «Математика и компьютерные науки», «Механика и математическое моделирование», «Прикладная информатика», «Фундаментальная информатика и ИТ», «Компьютерная безопасность». Элементы компьютерных наук и ИТ присутствуют во всех без исключения направлениях подготовки. В учебном процессе акцент делается именно на научной составляющей — в институте сложились сильные школы в области теоретических компьютерных наук на кафедре алгебры, в области теории автоматов, расшифровки ДНК и др. По словам Асанова, еще в 1998 году факультет совместно с Уральским отделением Академии наук создал первую в России кафедру высокопроизводительных компьютерных технологий, на которой сейчас активно ведутся исследования в области параллельных вычислений и облачных технологий.

Еще одной отличительной чертой ИМКН как центра подготовки специалистов по ИТ является широкая вариативная часть учебной программы — студенты имеют беспрецедентно большую свободу выбора спецкурсов. И это является одним из действенных инструментов для отражения в программе новых, наиболее актульных тем динамично развивающейся компьтерной науки. Кроме того, институт активно взаимодействует с ИТ-индустрией, привлекая компании Уральского ИТ-кластера к организации современных учебных курсов. С 2006 года на факультете развивается магистерская программа, созданная совместно с СКБ «Контур». В рамках этой программы студенты поступают на работу в компанию, слушают организованные ее сотрудниками спецкурсы и занимаются наукоемкими проектами программной разработки, которые становятся базой их магистерских диссертаций.

Институт необычайно активен в области различных интеллектуальных соревнований. На его базе проводятся открытые студенческие чемпионаты по программированию УрФУ и Урала, Уральская олимпиада по программированию для школьников, RuCTF — единственные в России соревнования по защите информации, проводимые по международным правилам Capture the Flag. Команда института «ХакерДом» неоднократно успешно выступала на «хакерском» чемпионате мира ICTF. На конкурсе молодежных инновационных проектов «Минута технославы», только что прошедшем в Екатеринбурге в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2013», студенческая команда ИМКН заняла второе место с проектом «Социальный интернет-сервис».

И конечно, главным предметом гордости института является история участия в чемпионате мира по программированию ACM ICPC, к которому команды тогда еще матмеха подключились в 1996 году. За эти годы студенты факультета 11 раз выходили в финал, трижды — в 2001, 2010 и 2011 годах — завоевывали бронзовые медали. ИМКН УрФУ является организатором регионального четвертьфинала чемпионата.

Магаз Асанов отмечает, что для успеха в финале чемпионата требуется три компонента — талант участников, качественное обучение в вузе и специальная подготовка команды. Как это ни парадоксально звучит, Асанов считает, что университет должен гордиться прежде всего не чемпионами, а командами среднего уровня, поскольку именно их успехи демонстрируют высокое качество общего образования в области компьютерных наук. На одном из уральских четвертьфиналов последних лет из 25 врученных дипломов 12 получили команды матмеха УрФУ, большинство из которых не претендуют на участие в финале и потому не занимаются никакой спецподготовкой. Близкую к этой статистику директор ИМКН может привести практически для каждого года, и это является убедительным свидетельством высокого уровня образования в области программирования и компьютерных наук в институте.