Мишель Немшоф, старший директор по маркетингу Palo Alto Research Center, рассказывает о сегодняшнем дне легендарного исследовательского центраВ международной сети исследовательских подразделений компании Xerox центр в Пало Альто (Palo Alto Research Center, PARC), созданный в 1970 году, занимает особое место — из него вышли в свет технологии лазерной печати, Ethernet, графический пользовательский интерфейс, радикально изменившие не только технический ландшафт, но и повседневную жизнь людей. О нынешнем статусе PARC и его роли в современной жизни рассказывает Мишель Немшоф.

Что собой представляет сегодня PARC и как он существует и в качестве подразделения компании Xerox, и в качестве независимого исследовательского бизнеса?

До 2002 года PARC был внутренним исследовательским центром Xerox, а потом получил статус ее дочерней компании. Это означает, что PARC стал полностью самостоятельной организацией со своим собственным исполнительным директором и независимой финансовой деятельностью, взаимодействуя с Xerox как с одним из заказчиков. Сейчас около половины доходов PARC получает от проектов Xerox, а остальное — от работы с внешними заказчиками, такими как правительственные агентства, крупные международные компании из Fortune 500. Кроме того, мы работаем с компаниям-стартапами.

Произошедшая с PARC трансформация выгодна всем нашим заказчикам. С одной стороны, мы накопили огромный опыт, работая с Xerox, и теперь имеем возможность применить его в новых областях. С другой, реализация проектов с разными клиентами позволяет нам приобретать новые компетенции и помогает более широко смотреть на решение тех проблем и задач, которые стоят перед Xerox.

 

Есть ли различия во взаимоотношениях PARC с Xerox и с другими клиентами — стартапами, правительственными организациями или коммерческими компаниями?

С правительственными организациями мы, как правило, реализуем крупные долгосрочные проекты, а условия контрактов с коммерческими клиентами могут быть различными — мы получаем деньги за разработку в виде платы за лицензии или отчисления с прибыли на основе доли наших ноу-хау и интеллектуальной собственности в реализованных проектах. Таким же образом строятся наши коммерческие взаимоотношения с Xerox. Что касается стартапов, то с каждым из них условия оговариваются отдельно, в зависимости от нужд и специфики компании. Иногда мы покупаем долю в стартапе.

 

Какие исследования сейчас ведутся в PARC?

Одним из основных направлений исследований являются работы в области сетевой инфраструктуры. В центре создана новая технология Content-Centric Networking (CCN), протокол, который может выполняться поверх TCP/IP и помогает решать проблемы, возникающие в современном Интернете, в частности, связанные с распространением в Сети огромного количества разнообразного цифрового контента. Сеть изначально создавалась для обмена информацией, а не для доставки различных типов контента, и решение, над которым мы работаем, позволит устранить узкие места Интернета и проблемы масштабируемости, неизбежно возникающие по мере развития глобальной Сети.

Еще одно важное направление, которому уделяется очень много внимания, — печатная и гибкая электроника (Flexible and Printed Electronics, FPE). Это способ изготовления электронных микросхем, более дешевый и масштабируемый, чем существующие, который позволяет использовать различные материалы, например гибкие подложки. FPE имеет очень широкий спектр применений, в том числе для создания недорогих электронных устройств, и по мере ее совершенствования технология FPE будет использоваться повсеместно.

Среди наиболее крупных областей исследований надо назвать также создание экологически чистых технологий (cleantech): разработка новых способов очистки воды, поиск новых подходов к повышению эффективности энергонакопителей, решение задач управления ЦОД и т. д.

 

Каким образом определяются темы проектов PARC? Их источником являются только задачи, которые ставят клиенты либо лидеры научных групп, или сотрудники PARC предлагают свои темы исследований?

PARC не делает исследований «по найму» — не бывает так, чтобы клиенты просто заказывали нам какую-то разработку. Обычно мы вместе с клиентами выясняем, какие проекты мы сможем реализовать совместно в их интересах, учитывая, какими технологиями, компетенциями и опытом владеет PARC. Некоторые темы рождаются внутри PARC, который располагает необходимыми средствами для инвестирования в проекты, предложенные нашими четырьмя лабораториями. Чтобы получить внутренние инвестиции, лаборатории представляют проекты руководству центра, а средства выделяются на проекты, у которых есть потенциал в перспективе найти спрос у наших клиентов.

Имеется также небольшой пул средств для инвестиций в проекты, выбранные отдельными сотрудниками центра, которые могут предложить темы будущих работ на суд своим коллегам. Раз в год сотрудники PARC голосуют за проекты, которые им кажутся достойными.

Ряд тем для исследований рождается из нашего понимания тенденций рынка. Сотрудники PARC участвуют во множестве международных конференций и отраслевых выставок, которые помогают нам понять потребности потенциальных клиентов. Зная эти потребности, мы можем развивать наши компетенции и опыт в направлении создания тех или иных технологий, которые будут действительно востребованы рынком. Так появляются исследования, темы которых определяются рыночными тенденциями.

Но все же подавляющая часть идей для исследований исходит от клиентов PARC.

 

Всегда ли исследование приводит к появлению конкретного продукта или решения? Возможен ли отрицательный результат работы лаборатории?

Не все исследования заканчиваются успехом. Иногда разработанные технологии не удовлетворяют заказчиков, а иногда они меняют свои планы. Наши клиенты знают, что PARC работает по модели открытых инноваций, и бывает так, что к создаваемым в центре решениям рынок будет готов лишь через несколько лет.

 

Xerox PARC известен своими выдающимися изобретениями, сделанными 30–40 лет назад, — Ethernet, графический пользовательский интерфейс, мышь, лазерный принтер. Есть ли у вас в последние годы достижения, сравнимые с ними по значимости?

Время, когда были созданы эти инновации, было уникальным — это был особый период для изобретений в ИТ, которые делались абсолютно с нуля. Если говорить о сегодняшнем дне, то из наших современных работ очень большое влияние на ИТ-отрасль может оказать концепция и технологии CCN. Мы разрабатываем сетевую архитектуру нового поколения, которая сможет работать с уже существующими сетями и при этом решать их наиболее актуальные проблемы, связанные с необходимостью распространения огромного объема разнообразного цифрового контента. Большим потенциалом, с нашей точки зрения, обладает проект в области экологически чистых технологий, результаты которого способны оказать большое влияние на индустрию энергонакопителей. Однако должно пройти время, чтобы можно было оценить важность той или иной технологии. По существу, мы пока не знаем, насколько большие достижения обеспечат нам наши текущие проекты, и можем лишь делать прогнозы, анализируя то, как принимаются их первые результаты нашими клиентами.

 

Сколько сотрудников работает в RARC? Каковы критерии приема на работу?

В центре 250 сотрудников. Из них 175 ученых и исследователей, а остальные выполняют различные бизнес-функции. Около 80% сотрудников PARC имеют степень PhD в таких областях, как химия, физика, компьютерные науки, социальные науки и этнография. Мы стремимся принимать на работу лучших из лучших, выпускников ведущих университетов. В центре есть ряд критериев найма специалистов для исследований. Во-первых, это должны быть люди, которые хотят изменить мир и разрабатывать действительно выдающиеся технологии. В университетах мы ищем молодых исследователей, одержимых наукой.

Второй критерий — широта интересов. Если мы берем обладателя PhD по физике, то ждем от него широкого взгляда на научные проблемы, интереса к другим областям науки, умения быть гибким и адаптироваться к разным задачам. Наши сотрудники могут работать на одном проекте, а потом переключаться на другой. Большинство исследований в PARC междисциплинарные, охватывают различные научные области и направления. Поэтому нам также очень важно, чтобы сотрудники центра умели работать в команде, взаимодействовать с другими людьми. Это еще один критерий для работы в PARC.

 

Как организовано взаимодействие PARC c научным сообществом, университетами в США и в мире?

В университетах мы ищем талантливых выпускников для работы в PARC, поэтому взаимодействие с ними нам нужно постоянно. Мы сотрудничаем с колледжами и университетами в США по ряду исследований, в частности, выполняя контракты правительственных агентств, в реализации которых, как правило, задействовано множество партнеров, включая университеты. Например, над проектом CCN центр работает совместно с Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе. В настоящее время идет работа над установлением партнерских отношений с одним из ведущих китайских университетов. Мы хотим включать в наши исследования самых талантливых ученых из других регионов мира, которые смогут привнести свежую струю в работу команды PARC.

Мы также взаимодействуем с другими исследовательскими центрами Xerox. Кроме того, мы нанимаем на работу на краткосрочной основе много экспертов, работающих в различных индустриях, лидеров в своей области, чтобы иметь возможность оценить коммерческий потенциал тех или иных технологий, проанализировать их применимость в различных отраслях, понять, насколько правильно идет разработка, как наилучшим образом сконфигурировать создаваемые технологии под потребности определенной отрасли.

 

Вы не планируете партнерства с российской наукой?

Мне неизвестно о таких планах.

 

В каких областях стартапам нужны исследования такого уровня, какие реализуются в PARC?

В качестве примера могу привести компанию PowerCloud Systems, разработчика программной платформы для модели Network-as-a-Service (NaaS), ориентированной на малый и средний бизнес. В основе их платформы CloudCommand лежат технологии, созданные в PARC. Еще один стартап, в разработки которого мы были вовлечены, — SolFocus, занимающийся работами в области солнечной энергетики. Многолетние исследования PARC в области понимания естественного языка помогли разработкам компании PowerSet — cозданный ею механизм поисковых запросов на естественном языке был по достоинству оценен корпорацией Microsoft, которая в 2008 году купила этот стартап и включила его технологии в свой поисковик Bing.

Мы работаем со стартапами, нуждающимися в серьезной инфраструктуре, сложном оборудовании или техническом ноу-хау, доступ к которым без нашей помощи они вряд ли смогли бы получить. Таким компаниям PARC может предложить открытый, междисциплинарный подход к решению задач, поскольку у нас работают исследователи из множества различных научных областей. И в результате работа с нами позволяет стартапам получить более широкий, комплексный взгляд на проблему. Кроме того, мы помогаем стартапам получить государственное финансирование, и им может быть полезна в продвижении своих разработок обширная сеть партнеров PARC.

В целом те ресурсы, которые мы можем предоставить стартапам, и те технологии, которые они покупают или лицензируют у PARC, позволяют им ускорить вывод решений на рынок и быстрее завоевать на нем определенную долю.

 

Совместные исследовательские проекты с вашими клиентами не создают для PARC проблемы с интеллектуальной собственностью?

Наши коммерческие клиенты используют ту интеллектуальную собственность центра, которую могут лицензировать. В других проектах это является предметом переговоров, результаты которых закрепляются в контракте. В зависимости от задач клиента мы проявляем достаточную гибкость, чтобы удовлетворить его потребности.