ПО корпоративного уровня изначально предполагает широкое применение, а системы управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) напрямую зависят от охвата пользователей, который, в свою очередь, тем выше, чем разнообразнее набор доступных инструментальных средств. В конечном итоге системы PLM предназначены для различных по своей корпоративной «природе» групп пользователей, которым необходимо обеспечить в рамках применения таких систем наиболее полный и естественный режим обмена информацией. До последнего времени пользователи PLM осуществляли обмен информацией на основе единого пространства консолидированных проектных данных. Исторически такие консолидированные данные, разделяемые между корпоративными пользователями, включали в себя инженерные данные об изделии (трехмерные цифровые макеты, единая база данных о составе изделия, описания типовых бизнес-процессов проектирования) и поддерживались инструментальными средствами в рамках системы PLM. В таком виде системы PLM представляли собой классические системы управления данными об изделии (Product Data Management, PDM), функциональность и ролевой состав которых просто расширялся за пределы классической для PDM связки «КБ — Отдел технологической подготовки производства — Автоматизированное производство». Поначалу (в середине 90-х годов) такое расширение систем PDM распространялось на послепродажное сопровождение в основном для сложных изделий (авиапромышленность, судостроение, двигателестроение и т. д.) — именно тогда и появился термин PLM, отображавший расширение информационного охвата систем. К концу XX века инструментальные средства информационного обмена, поставляемые основными производителями систем PLM, были ориентированы главным образом на передачу инженерных проектных данных, но дальнейшее повышение эффективности корпоративного охвата PLM-систем связано с выходом за пределы работы только с инженерными проектными данными.

Социальная сеть знаний

Интеллектуальный багаж и креативность участников бизнес-процессов становятся сегодня залогом конкурентоспособности компаний, однако в формализованном представлении знаний не учитываются неявные знания сотрудников и их связи.

Наталья Дубова

Десять лет назад все основные производители решений PLM активно работали над созданием или интеграцией в эти решения дополнительных функций, таких, например, как управление требованиями, поддержка маркетинговой деятельности, управление системами автоматизированных тренингов, управление поставками запасных частей и комплектующих, анализ логистики и т. д. Как следствие, эффективность применения систем PLM стала зависеть от возможности различных участников проекта рационально, легко и единообразно использовать все многообразие данных, так или иначе имеющих отношение к проектам. Однако информационные связи, необходимые для обслуживания задач проекта, требовалось зачастую устанавливать вне корпоративных подразделений или вообще за пределами корпорации. Поэтому строгие форматы предоставления данных в консолидированную базу знаний корпорации, административные ограничения, отражаемые структурой системы хранения, стали барьером для выполнения задачи, которая для промышленных информационных систем корпоративного уровня была провозглашена еще в середине 80-х годов, – «предоставить нужные данные нужным людям в нужном месте в нужное время». Актуальным стало обеспечение пользователей систем PLM функциональным, гибким и простым механизмом обмена данными.

Распределенный интеллект Сети

Трудно точно предсказать, какой парадигме будет следовать Web в будущем, однако точно, что Паутина уже сегодня представляет собой интеллектуальную сущность, распределенную по социальным сообществам, прописавшимся в различных социальных сетях.

Сергей Кузнецов

К середине нулевых во всем мире стали набирать популярность социальные сети, которые с появлением технологий Web 2.0 получили стимул к развитию — появились такие ресурсы, как LinkedIn, Facebook, MySpace, постепенно оформившиеся в особый вид сетевого информационного обеспечения. Строго говоря, под социальной сетью (будь это профориентированный ресурс LinkedIn или ориентированная на общение площадка Facebook) прежде всего понимается портал, пользователи которого могут самоорганизовываться в группы по отношению к поставляемому им типу контента. Инструментальные средства социальной сети, как правило, включают в себя тематические форумы, блоги, внутреннюю систему рассылки сообщений, сетевые пейджеры, хранилища файлов и т. д. Социальная сеть не накладывает ограничений на сам контент, формат или структуру, поскольку подразумевается, что члены того или иного социума, возникающего в социальной сети, как раз и объединяются в этот социум по отношению к контенту. Таким образом, социальная сеть предоставляет членам организуемого на ее платформе социума широкие функциональные возможности распространения интересного контента, но не устанавливает требования к форматам и ограничения на участие. А как раз две эти функции являются одними из основных принципов формирования информационного обмена «классических» корпоративных систем PLM.

Итак, с одной стороны, применение систем PLM натолкнулось на растущее требование информационно «объединять» все большее число исполнителей по крупным статусным проектам при невозможности поддержать это требование путем использования жесткой структуризации и форматизации всей проектной информации. С другой — за пределами корпоративных систем в Сети сложилось и оформилось направление по созданию контентноориентированных открытых многопользовательских порталов без строгой формализации требований к собственно контенту. Системы PLM испытывали голод по свободе организации при выполнении сложных проектов разработки современных высокотехнологичных изделий, а социальные сети, предоставляющие эту самую «свободу» и механизм самоорганизации социумов по отношению к контенту, никогда не были частью корпоративного ПО. Естественно, что возникла идея привнести функционал социальных сетей в системы PLM. Как оказалось, к этому времени практически все игроки рынка PLM уже реализовали клиентские места пользователей на базе технологий Web 2.0, а доступ к функциям системы оформили в виде портала. Именно в это время появился опыт практического применения для крупных предприятий технологии поддержки совместной работы Microsoft SharePoint.

Социальные сети в PTC

С 2005 года в компании PTC проводятся исследования по применению технологий .Net и SharePoint для достижения разностороннего охвата функционала PLM, и первым практическим результатом стало появление «легкого» PLM — ProductPoint. По сути, это была система PDM с некоторыми дополнительными функциями. По сравнению с флагманским продуктом — полнофункциональной PLM Windchill — ProductPoint проигрывал практически по всем «позициям», кроме одной: система ProductPoint могла быть легко развернута и применена для небольших коллективов, занятых в проектах разработки новых изделий, и на ее базе могла быть реализована среда «свободного» распределения и обмена проектной информации.

Попытки применения технологий Microsoft .Net и SharePoint для расширения сетевого охвата участников проекта любой степени сложности позволили компании PTC понять, что сегодня успех широкого применения систем PLM зависит от большего охвата групп, имеющих отношение к разработке, — компании должны быть более социальными. Иными словами, процессы разработки, из которых и состоит основная деятельность заказчиков систем PLM, должны быть в нынешних условиях дополнены менее формализованным обменом информацией в «социумах», неформально складывающихся для разрешения сложных проблем, требующих мозгового штурма. И, поскольку социальные сети как феномен к этому времени уже прочно обосновались в интернет-сообществе, именно они и послужили тем самым необходимым дополнением к традиционному функционалу PLM.

Программу развития и интеграции методик социальных сетей в составе Windchill компания PTC начала практически сразу после выпуска ProductPoint: в 2008 году были обнародованы тезисы социализации. Суть их состояла в том, что для решения все более сложных задач, возникающих в крупных производственных компаниях, занятых разработкой и продвижением сложных промышленных изделий, мало просто структурировать информацию, использовать типовые бизнес-процессы в виде наилучших практик совместной работы и создать иерархию производственных отношений в виде «ролей», но надо также «укрепить» горизонтальные связи внутри сообщества разработчиков, выйти за рамки стандартизованных производственных отношений внутри этапов жизненного цикла изделия и иметь возможность неформального общения в рамках выполнения проектных задач.

Для реализации этих идей специалистами PTC был разработан модуль SocialLink, интегрированный в систему Windchill. Созданный ими Windchill SocialLink обеспечивает легкость развертывания, характерную для ProductPoint, основан на SharePoint, технологиях Web 2.0 и предоставляет пользователям, по сути, базовые функции социальных сетей, сочетая их с интеграцией в общую функциональную среду Windchill. Таким образом, пользователи получают возможности полноценной работы с проектными данными в сочетании с доступом в организуемых «на лету» социумах в пределах инсталляции Windchill к таким функциям, как распространение тегированного контента, форумы и блоги по интересам, фильтрация свободно распространяемого контента, лента новостей. Для того чтобы расширить возможности управления членством в социумах, средствами SocialLink создаются и управляются профили пользователей. В PTC продукт Windchill SocialLink позиционируют как community-powered product development — средство разработки изделия, поддержанное сформированным по интересам сообществом разработчиков.

Как отмечают специалисты PTC, функционал Windchill SocialLink обеспечивает следующие возможности:

  • осуществлять разработку изделия и реализовывать совместное интеллектуальное обсуждение за счет организации и укрепления отношений сотрудничества в корпоративных рамках;
  • развивать «горизонтальную» организацию информации и «горизонтальный» информационный обмен на основе управления контентом базовой системы Windchill, структурировать значимую информацию для социумов и для членов социума, применять механизм повышения внимания к отдельным элементам контента и тегам внутри контента;
  • организовывать неформализованный обмен контентом и опытом использования контента внутри социумов с целью удовлетворения профессиональных интересов их членов;
  • вовлекать через виртуальную панель портала социальной сети, встроенного в Windchill, других членов социума в процессы интеллектуальной совместной деятельности;
  • предоставлять правильный контент заинтересованным пользователям в нужном контексте разработки.

Социальные сети от Dassault Systémes

Компания Dassault Systémes пришла к идее использовать подходы социальных сетей в русле традиционного поиска наиболее эффективных путей решения задач совместной производственной деятельности крупных предприятий. Если в PTC шли от возможностей расширения функциональности систем PLM, то в Dassault Systémes практика использования социальных сетей имеет своим началом исследования по повышению эффективности подсистемы управления знаниями (Knowledge Management) в архитектуре PLM 2.0. Аналитики Dassault Systémes попытались определить, как можно способствовать распространению инженерных инноваций, использовать корпоративные знания, понять и применять эти знания на практике с целью совершенствования и улучшения разработок и процессов.

Исследования проводились среди разработчиков, для того чтобы определить, какие имеются нереализованные возможности управления знаниями, что в процессах их управления нуждается в улучшении и может принести реальный эффект. Были сделаны следующие выводы:

  • инженеры тратят более 30% своего времени на поиск информации, причем чем сложнее проект и чем больше инженеров вовлекается в разработку, тем этот показатель выше, а для глобальных проектов (в авиастроении, судостроении, энергетике) затраты на поиск информации доходят до двух третей рабочего времени разработчика;
  • не менее 70% информационных задач, возникших при разработке даже нового изделия, уже имеют решение, неизвестное постановщикам задачи, но так или иначе известное кому-либо из вовлекаемых в разработку участников проекта, однако время, затрачиваемое на поиск такой информации, нельзя считать продуктивным, поскольку сам поиск выполняется в ущерб основной деятельности разработчика в проекте;
  • простой рост объема корпоративного банка знаний приводит к кратному росту затрат времени на поиск нужного решения в этом банке.

А есть ли вообще у разработчиков какой-нибудь инструмент решения такого рода проблем? Оказалось, что социальные сети как нельзя лучше справляются с задачей поиска нужной информации. Контент социальных сетей растет быстрее, чем в арифметической прогрессии, число пользователей как носителей контента также растет, правда сам контент слабо структурирован и редко грамотно индексирован, но высокая эффективность решения задачи поиска нужной информации на той или иной платформе социальной сети очень привлекательна. Социальные сети декомпозируют задачи информационного поиска и обмена внутри многомиллионных сообществ путем «стихийно складывающейся» стратификации сетевого сообщества, концентрации задач поиска и распространения нужной информации внутри социума. Установление «горизонтальных» связей между членами одного социума существенно снижает сложность задач распространения нужного контента нужным пользователям в актуальное время.

Как использовать особенности социальных сетей в инженерных сообществах, занятых разработкой в проектах высокой сложности? Можно ли с помощью методик и инструментальных средств, освоенных в социальных сетях, ускорить процессы совместных разработок, повысить эффективность мультидисциплинарного сотрудничества, рационализировать использование корпоративного банка знаний, повысить качество разработок, устранив непроизводительные расходы ресурсов проекта? Решения искали прежде всего для следующих проблемных областей:

  • быстрое определение места хранения релевантной информации;
  • оптимизация инструментальных средств сбора и объединения всех данных, представляющих в определенный момент практический интерес;
  • извлечение из получаемой информации контекстно-зависимых данных, фильтрация значимых информационных фрагментов, тегов;
  • возможность повторного применения однажды полученной информации;
  • получение дополнительных данных и метаданных по имеющемуся контенту.

Разработчики Dassault Systemes сосредоточились на создании подсистемы установления социумов по интересам с соответствующим репертуаром функций социальных сетей и подсистемы эффективного контекстного поиска с гибкой фильтрацией получаемого контента.

Первая задача – построение портала социальной сети – была решена в 2009 году с выходом в свет отдельного портального решения 3DSwYm. Вторая – получение технологии эффективного контекстного поиска в Сети – была получена после приобретения поисковика Exalead и его встраивания во все решения, выполняемые на платформе PLM 2.0.

Первый опыт развертывания и применения социальной сети 3DSwYm – это опыт тотального использования внутри самой Dassault Systemes. Каждый сотрудник изначально имеет доступ к первичному порталу 3DSwYm, где может присоединиться к какому-либо из уже существующих и модерируемых сообществ («социумов») по интересам или же сам создать такой социум. Корпоративные сообщества могут поддерживаться компанией (например, социумы по брендам Catia, Delmia, Enovia, Simulia и т. д.), а могут быть чисто «социальными», как в традиционных социальных сетях, и объединяться вокруг таких тем, как спорт, интересные конструктивные решения, уникальные численные методы и т. д. Решение 3DSwYm — это, по сути, сервис, предназначенный для управления профессиональными интернет-сообществами, объединяющими людей вне зависимости от их профессиональной и региональной принадлежности.

С 2010 года 3DSwYm – коммерческий программный продукт, наибольший эффект при применении которого компания видит в связке с другими компонентами архитектуры PLM 2.0: Catia, Delmia, EnoviaA, Simulia, 3dvia, что позволяет включить в обсуждение задач разработки изделия широкий круг участников и заказчиков, чтобы максимально учесть их нужды при разработке изделий. Применение технологий социальных сетей от Dassault Systemes позволяет решать такие задачи, как:

  • создание среды распространения социальных инноваций;
  • создание собственных сетевых сообществ;
  • создание внутри социальной сети своей социальной подсети;
  • организация блогосферы с мультифункциональным мультиформатным контентом;
  • получение метрик и отчетов по использованию функций социальной сети.

Социализация в Siemens PLM Software

В апреле 2011 года компания Siemens PLM Software официально анонсировала применение инструментария социальных сетей, встроенного в очередной релиз Teamcenter. Встроенное решение, использующее концепцию социальных сетей и выполненное на базе Microsoft SharePoint 2010 Framework, предназначено прежде всего для расширения возможностей сетевого взаимодействия в процессе разработки изделия. Коллективам, занятым в сложных технических проектах, предоставляется дополнительный функционал для расширения внутрикорпоративного сотрудничества, взаимодействия с поставщиками и заказчиками. Глубокая интеграция всего функционала социальной сети в Teamcenter позволила упростить использование принципов социально-сетевого взаимодействия при разработке новых изделий, предоставив каждому из пользователей Teamcenter доступ в настраиваемый портал социальной сети.

Особенности решения от Siemens PLM Software диктуются характером предоставления социально-сетевых сервисов — все они встроены в интерфейс рабочего места Teamcenter и для пользователя являются, по сути, базовым функционалом, а чисто социально-сетевыми являются только сервисы Team based Wiki и блогосфера. Глубокая интеграция функционала социальных сетей в базовый интерфейс рабочего места позволила изменить качество обмена проектными данными, упростить расширение охвата информационного взаимодействия при работе над проектом и значительно упростить развитие социумов – теперь при использовании Teamcenter уже нет строгого принципиального различия между проектными группами и социумами.

Использование встроенного функционала социальных сетей в составе Teamcenter позволит:

  • устанавливать среду совместной работы в стиле ad hoc (для достижения конкретной цели или решения определенной задачи), в том числе максимально используя принцип формирования социумов «по интересам»;
  • устранять появление ситуации «силосная башня» при пополнении корпоративной базы знаний;
  • формировать вики-сообщества по функциональным темам и без административных ограничений и/или ограничений, накладываемых участием только в процессах того или иного этапа жизненного цикла изделия;
  • предоставлять как отдельным пользователям, так и группам участников проекта дискуссионные виртуальные площадки, форумы, информационные рассылки по интересующим тематикам.

***

Во всех промышленных реализациях социальных сетей для решений PLM речь идет не об использовании уже существующих веб-сервисов социальных глобальных сетевых структур (например, LinkedIn), а о привнесении отдельных функций таких сетей в пакет возможностей систем PLM. Это может быть выполнено в виде отдельных модулей расширения (Windchill SocialLink), встроенных функций основного продукта (Teamcenter) или в виде готового корпоративного решения (3DSwYm). Но во всех случаях сетевые сообщества формируются из состава пользователей базовой системы PLM. Как бы то ни было, применение хорошо освоенных методов общения из репертуара социальных сетей в системах PLM, возможно, позволит сотрудникам утолить дефицит общения на поприще профессиональной деятельности, что может обернуться практической пользой для крупных предприятий.

Ирина Лешихина, Марина Пирогова ({LeshikhinaIY, PirogovaMA}@mpei.ru) — доценты МЭИ (Москва).