Сегодня на рынок интеграционных решений выходят новые производители, которые предлагают нишевые и полнофункциональные системы, способные составить реальную конкуренцию традиционным лидерам. Осуществить выбор среди многообразия систем одного класса, не имея возможности провести натурные испытания, заказчику становится затруднительно.

В компании «Крок» организована стенд-лаборатория «Виртуальная модель современного предприятия», в которой можно построить необходимую пользователям конфигурацию из ИТ-систем поддержки бизнеса типового предприятия, сформулировать и постараться получить ответы на вопросы, касающиеся особенностей интеграции корпоративных информационных ресурсов. Программные продукты скомпонованы по группам бизнес-задач, которые настраиваются на контекст конкретного предприятия (см. таблицу). Согласно принятой в лаборатории концепции, в идеальном случае у ее пользователей должна быть возможность замены продуктов определенного типа на аналогичные без потери работоспособности решения в целом.

Полигон интеграции

Инфраструктура крупного предприятия – это множество слабо интегрированных информационных систем и большой штат сотрудников, выполняющих свои функции, взаимодействуя между собой. Все эти люди и системы работают в соответствии с бизнес-процессами предприятия, такими как оформление на работу нового сотрудника, выдача банковского кредита, урегулирование убытков, отгрузка продукции и т.п. Большинство таких бизнес-процессов компании стремятся автоматизировать, но, как правило, в рамках одной информационной системы средствами управления потоками работ. Между тем многие критичные для компании бизнес-процессы являются сквозными и проходят между различными информационными системами и департаментами предприятия, что позволяет уже говорить о внедрении специализированных BPM-решений.

Вряд ли в рамках одной лаборатории можно создать полигон для отладки автоматизации всех возможных бизнес-процессов, поэтому за основу специализации лаборатории был взят страховой бизнес, а именно: процесс урегулирования убытков по КАСКО.

В лаборатории имеется «стенд», позволяющий смоделировать бизнес-процесс урегулирования убытков по КАСКО, а также взаимодействие различных информационных систем (ERP, MDM, CRM) страховой компании. Связь между системами осуществляется через корпоративную сервисную шину (ESB), а их асинхронное взаимодействие происходит при помощи систем гарантированной доставки сообщений (Message Oriented Middleware, MOM). Необходимые по страховому случаю документы (например, справка из ГИБДД, калькуляции оценщиков, копии документов страхователя) размещаются в корпоративном хранилище документов (Enterprise Content Management, ECM). В лаборатории установлен также инструментарий руководства сервисной архитектурой (SOA Governance).

Лаборатория позволяет демонстрировать порядок использования различных продуктов на каждой стадии прохождения бизнес-процесса – это может быть линейка одного производителя или совместное использование решений разных производителей. Подобная гибкость возможна благодаря виртуализации (за исключением аппаратного решения IBM DataPower и Java-ускорителя Azul Systems). Скажем, замена BPM-системы, реализующей бизнес-процесс урегулирования убытков по КАСКО, достигается путем переключения с одной виртуальной машины на другую.

Двумя ключевыми компонентами архитектуры стенда «Виртуальная модель современного предприятия» (рис. 1) являются BPM-система автоматизации бизнес-процессов урегулирования убытков по КАСКО и корпоративная сервисная шина. Cотрудник страховой компании заходит на портал и заполняет заявление о страховом случае. Введенное заявление инициирует бизнес-процесс урегулирования убытков (рис. 2), в ходе выполнения которого происходит уточнение информации о клиенте и его страховом полисе в системе управления мастер-данными. Вызовы происходят синхронно, через Web-сервисы, размещенные на ESB, что позволяет абстрагироваться от конкретной реализации смежных систем и способов взаимодействия с ними. Кроме MDM-системы, бизнес-процесс также синхронно и через ESB взаимодействует с ERP-системой для учета финансовых документов и с CRM-системой для обеспечения взаимодействия с клиентами и учета их обращений. Бизнес-правила процесса реализуются вне системы автоматизации бизнес-процессов в отдельном компоненте (Business Rules Engine, BRE). Это позволяет свести к минимуму трудоемкое внесение изменений в бизнес-процессы, вызванное изменениями бизнес-правил. Общий мониторинг выполнения бизнес-процессов осуществляется при помощи средств Business Activity Monitoring (BAM): руководство страховой компании анализирует метрики и индикаторы производительности и получает нотификации о нарушении тех или иных соглашений об уровне обслуживания.

Полигон интеграции

Страховая компания передает станции технического обслуживания автомобилей направление на ремонт, автомобиль ремонтируется, а СТОА выставляет страховой компании счет. Поскольку ремонтные организации являются внешними по отношению к страховой компании, то B2B-взаимодействие с ними производится асинхронно, при помощи интеграционного шлюза и системы гарантированной доставки сообщений. Интеграционный шлюз решает вопросы безопасности и интеграции с конкретными техническими решениями каждой СТОА. Когда наступает необходимость передать СТОА направление на ремонт, бизнес-процесс через ESB помещает сообщение-запрос в очередь запросов системы доставки сообщений (IBM WebSphere MQ, TIBCO EMS или Progress Sonic MQ). Выступая в качестве координатора транзакции, интеграционный шлюз забирает сообщение из очереди запросов и передает СТОА. При получении ответа от сервисного центра интеграционный шлюз забирает ответ, проверяет сообщение на соответствие схеме и его семантическую корректность, после чего направляет сообщение бизнес-процессу для продолжения обработки.

Полигон интеграции

Для решений ряда производителей в лаборатории еще только предстоит реализовать необходимые компоненты, кроме того, дополнительно планируется организовать для пользователей демонстрацию всех необходимых аспектов интеграционной архитектуры, непосредственно не связанных с конкретной прикладной областью: идентификация, авторизация, аудит, мониторинг работы ИТ-инфраструктуры и др.

Сергей Стрелков (SStrelkov@croc.ru) – руководитель группы разработчиков департамента информационных технологий компании «Крок» (Москва).


Таблица. Состав среды полигона интеграции

Рис. 1. Архитектура стенда «Виртуальная модель современного предприятия»

Рис. 2. Обработка заявления по КАСКО

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями