Если зажечь свет в темной комнате, значит ли это, что все, что в ней обнаружится, было создано в момент щелчка выключателя? Технологии виртуализации были известны задолго до возникновения нынешней моды на них – разработанные почти 40 лет назад для мэйнфреймов, виртуальные машины и системы хранения вышли сегодня из тьмы и засветились на массовом потребительском рынке. Однако, как отмечает Леонид Черняк в этом номере журнала, посвященном виртуализации хранения, при создании других составляющих компьютерных систем всегда имелась хоть какая-то теоретическая база: для процессоров – машина Алана Тьюринга, для каналов связи – теория Клода Шеннона, а для хранения данных опору на теорию посчитали излишней, полагаясь лишь на инженерию.

До определенного момента это было оправданно – системы хранения оставались на задворках ИТ-индустрии, в передовиках которой значились процессоры и высокопроизводительные вычислители, работающие с данными, доставляемыми с непосредственно подключенных к ним носителей. Однако появление сетей хранения потребовало упорядочить взаимоотношения с разнообразными устройствами хранения, ассортимент которых к этому моменту стал весьма обширен. Кроме того, в отрасли произошли заметные сдвиги в сторону горизонтального масштабирования, что распространилось и на системы хранения данных, первые решения по виртуализации которых появились почти десять лет назад. В результате усилий ведущих ИТ-игроков сложился сегмент рынка сетей хранения, ориентированный на крупных корпоративных заказчиков, но через пять лет вместе с ростом популярности iSCSI решения по виртуализации хранения стали доступны и средним компаниям. Новые технологии позволили по-новому решать проблемы администрирования, обеспечения безопасности и надежности, однако отношение к данным как набору битов оставалось неизменным.

Практические аспекты управления данными – вторая тема номера, которую его авторы анализируют на примере реальных проектов для РЖД и крупнейшей отечественной ритейловой сети. Для больших компаний с разнородным бизнесом и несколькими информационными системами, отмечает в своей статье Наталья Дубова, весьма актуальна проблема создания единого представления основной информации, которая может быть использована в оперативных задачах, при анализе бизнеса или в процессе принятия решений. Слияния и поглощения стимулировали появление и в России примеров успешного использования комплексных систем управления мастер-данными, представляющих собой набор методов и инструментов для управления справочными данными в хранилищах, сформированных из различных информационных систем с пересекающимися структурами и дублирующимся содержимым. Благодаря таким системам достигается идентичность справочников и классификаторов в масштабах всей корпорации, обеспечивается создание, хранение, предоставление, обмен и синхронизация согласованных, точных и актуальных данных о продуктах и клиентах компании, а главное – эффективное управление их изменениями.

Как и любое сложное корпоративное ПО поддержки бизнеса, системы управления мастер-данными имеют обратную сторону – требуют значительных перемен в работе компании. Их внедрение предполагает изменение организационной культуры, формирование новых правил работы с данными, формализацию и унификацию соответствующих бизнес-процессов. Но это неизбежно, вслед за транспортом и торговлей к задаче управления данными рано или поздно придут и другие отрасли, например отечественное здравоохранение, разработку различных приложений для которого сегодня ведут почти 800 организаций. Унификация и интеграция используемых в них информационных массивов обязательно потребует систем управления мастер-данными.

Осень – пора верстки планов, чем и озаботилось военно-морское ведомство одной из западных стран, руководство которого представило бюджет на следующий год. Структура военных расходов претерпела серьезные изменения – статьи финансирования обычных вооружений существенно урезаны, а расходы на «умное» оружие, средства разведки и наблюдения значительно увеличиваются. Очевидно, что все эти системы включают в себя сложное программное обеспечение, причем достаточно «интеллектуальное» и адаптивное, построенное в соответствии с природными аналогами. Такие системы должны быть надежными, чтобы избежать риска потери контроля над ними и быть уверенным в их безотказности. Доверительные отношения как ключевое условие успешного динамического взаимодействия между пользователями компьютеров, системами и сервисами – еще одна тема, обсуждаемая на страницах этого выпуска журнала.

Премьер-министр другого западного островного государства недавно заявил, что для вывода экономики из спада необходимо развивать электронную инфраструктуру страны – расширение доступа к Сети и повышение уровня образования населения в области ИТ должно стать основой восстановления экономики. Экономика, основанная на знаниях, – ключевой элемент будущего западных обществ, интеллектуальный потенциал которых создается сегодня, в частности, и в научно-производственных кластерах. Как отмечается в традиционной рубрике журнала, посвященной образованию, все успешные кластеры возникли в результате сложного эволюционного процесса, для поддержки которого необходимо учитывать множество факторов: экономических, политических, культурных и т.п.,
а главное – требуется разумная государственная политика. Это стоит иметь в виду тем, кто выступает за создание российских аналогов таких кластеров, если, конечно, они действительно ратуют за построение платформы обеспечения национальной безопасности страны, которая сегодня непосредственно связана с ИТ, а не наводят тень на отчеты о расходах, решая свои частно-местнические вопросы. Ведь все на свете – одно целое.

Колонка главного редактора: www.osp.ru/os/list/2009/07/1072568.html