Создатель и генеральный директор «Микроинформа» Борис Фридман зарегистрировал компанию в Министерстве финансов СССР 23 июня 1988 года — она стала шестидесятым негосударственным юридическим формированием за 70 лет существования советской власти. Первое публичное представление компании, получившей официальное название «Учебно-консультационный научно-производственный центр по персональным ЭВМ», состоялось 14 сентября.

С самого своего основания компания «Микроинформ» начала заниматься обучением — именно это направление казалось ее создателю интересным и важным, однако обучение и работа над текстовым редактором «Лексикон» в первые годы практически не приносили дохода, а развиваться компании позволяли поставки и производство (на совместном с компанией Soft-tronik предприятии в Западном Берлине) персональных компьютеров.

За несколько лет существования под крылом молодой компании «Микроинформ» «русского народного текстового редактора» «Лексикон» эту, завоевавшую большую популярность у пользователей, разработку сотрудника ВЦ Академии наук СССР Евгения Веселова удалось превратить в успешный коммерческий продукт. Были выпущены несколько версий под MS-DOS и началась разработка нового, по словам Фридмана, «во многих отношениях выдающегося», решения для Windows. В начале 90-х продажи продукта уже начали покрывать затраты на его разработку. Однако экспансия Microsoft на российский рынок и появление локализованной версии Word создали ситуацию, в которой любой, даже самый талантливый отечественный продукт в этой нише уже был неконкурентоспособен. В 1995 году работы по «Лексикону» были свернуты. Но к этому времени учебное направление в компании достаточно окрепло и перестало быть убыточным — компания «Микроинформ» полностью сосредоточилась на обучении информационным технологиям.

Пятнадцать авторизаций

На сайте компании в разделе, посвященном ее истории, можно узнать о том, что уже в октябре 1988 года газета «Вечерняя Москва» рассказывала своим читателям о возможностях нового московского учебного центра, где каждому слушателю для обучения предоставлялся компьютер IBM PC. Занятия по компьютерной тематике «Микроинформ» ведет с момента своего основания — в первые годы учили тому, что было нужно на тот момент рынку: работе на персональных компьютерах, MS-DOS, приложениям электронных таблиц и т.д. Курс в «Микроинформе» обходился слушателю в 5 долл. в день, что тогда многими воспринималось как неслыханная дерзость. В стране всеобщего бесплатного образования коммерческое обучение пробивало себе дорогу с трудом. Тем не менее в России постепенно формировался цивилизованный компьютерный рынок, а для освоения новых технологий специалистам и пользователям нужен был надежный источник знаний. Первые учебные программы сотрудники «Микроинформа» разрабатывали сами, и только в 1992 году в страну пришло так называемое авторизованное обучение.

Первую в России авторизацию УЦ «Микроинформ» получил от создателя принципов авторизованного обучения, компании Novell. Смысл авторизации заключается в том, чтобы распространить знания по продуктам и технологиям ИТ-поставщика по всему миру, обеспечивая пользователям такой же высокий стандарт качества учебных программ, какой компания стремится гарантировать для своих непосредственных решений. Покупая системные или пользовательские программы от Microsoft или сетевое оборудование от Cisco, заказчик хочет получить и соответствующие знания, которые помогут ему быстро освоить эти системы и использовать их с максимальной отдачей. И если продажу продуктов ИТ-производитель делегирует своим дилерам и дистрибьюторам, то продажу таких знаний он поручает авторизованным учебным центрам. Последние должны соответствовать жесткому набору критериев, начиная с оснащения учебных классов и заканчивая сертификацией преподавателей. При этом сами авторизованные курсы — такой же продукт, как и технологические решения поставщика, которые одинаковы в любой стране мира, не считая, конечно, языка изложения, и регулярно обновляются, чтобы отражать самые актуальные события в развитии программных или аппаратных линеек.

Последнее обстоятельство — возможно, один из самых веских аргументов в пользу авторизованных учебных программ, конкуренцию которым и по сию пору, наверно, надеются составить «серые» учебные центры, предлагающие курсы собственной разработки по популярным на рынке продуктам. Однако только всесторонняя поддержка производителя, гарантированная в случае авторизации, обеспечивает получение новейшей информации о его технологиях и освоение специализаций, полностью соответствующих реальным потребностям рынка. Кроме того, авторизация означает, что слушатель не только узнает информацию, полностью отражающую техническую политику производителя, но и получает ее в методически выверенной форме, рассчитывая на максимальный эффект от пройденного обучения. Авторизованные курсы — всегда продукт совместной работы специалистов по технологиям, методистов и психологов.

Для корпоративных заказчиков авторизованные курсы — инструмент развития своего персонала, выработки у него квалификаций, необходимых для эффективной работы. Как отмечает Фридман, организации остаются основными пользователями авторизованного обучения. Приобретая определенное оборудование и ПО, они направляют своих сотрудников на курсы. В УЦ «Микроинформ» исключение составляют только программы по продуктам компании Microsoft, среди заказчиков которых небольшая доля приходится на индивидуальных слушателей. Для них свидетельство о прохождении авторизованного обучения и, в случае успешной сдачи соответствующих тестов, квалификационный сертификат — весомый аргумент перед работодателем. Авторизованные курсы и сертификационные тесты, в принципе, независимые друг от друга услуги, однако изучение нужных авторизованных программ всегда помогает при прохождении тестов, и учебные центры, обладающие авторизациями ИТ-поставщиков, как правило, имеют на своей площадке и международные центры тестирования.

Сегодня УЦ «Микроинформ» предлагает своим слушателям курсы по продуктам почти полутора десятков ИТ-компаний, включая Microsoft, Novell, Fujitsu Siemens, CA, HP, EMC, VMware, 3Com, Avaya и др. На площадке УЦ работают международные авторизованные центры компьютерного тестирования Prometric и Pearson VUE. И хотя новые авторизации с середины 90-х появлялись у «Микроинформа» чуть ли не каждый год, по словам Фридмана, автоматизма в постановке очередных авторизованных программ нет, каждый раз это ставит перед учебным центром новые задачи. А в ряде случаев «Микроинформ» брался за разработку системы авторизованного обучения для поставщика, которая отсутствовала до того не только в России, но и в мире. Так было, например, с компанией Seiko Epson, которая предлагала отдельные курсы по своим продуктам, но с началом их массового продвижения на российский рынок в 1999 году задумалась о комплексном подходе к предоставлению учебных услуг и выбрала в качестве эксклюзивного партнера «Микроинформ».

Опыт и репутация старейшего коммерческого учебного центра по ИТ в России привлекают к нему ИТ-производителей, однако и сам УЦ «Микроинформа» имеет свой набор критериев для выбора партнера по организации авторизованного обучения. Это должна быть компания, активно продвигающая на российском рынке высокотехнологичные решения, работа с которыми потребует от специалистов прохождения серьезных тренингов. Выполнение этих условий гарантирует поток слушателей в учебном центре — как минимум одна группа по курсу данной авторизованной программы в месяц. Только в этом случае окупятся затраты учебного центра на авторизацию, прежде всего, на подготовку инструкторов. Квалифицированный инструктор в авторизованной учебной программе — это немалые вложения в его обучение, сертификацию и периодическое обновление знаний. Кроме того, учебный центр должен закупать необходимое для авторизованных программ оборудование и программные продукты, готовить учебники, наконец, платить за авторизацию.

С другой стороны, не все авторизованные программы, представляющие интерес для учебного центра, оказываются ему доступны. Причина в одной из наиболее острых, по мнению Фридмана, проблем российского рынка коммерческого ИТ-обучения. Дело в том, что многие зарубежные компании с первых лет прихода в Россию, учитывая наше отношение к платному обучению, предпочитают занижать цены на свои курсы в два-три раза по сравнению с общемировыми. И если cообществу руководителей коммерческих УЦ удалось убедить российское представительство Microsoft, что авторизованный учебный курс — такой же продукт компании, как и ее программные решения, и потому необходима его адекватная оплата, то ряд других ведущих игроков ИТ-рынка, например, Oracle или Cisco, по-прежнему задают низкую планку цен на свои курсы, не снижая при этом требований к авторизованным учебным центрам. Поэтому такие центры обычно создаются на базе компаний-системных интеграторов, что снимает, в частности, проблему закупки оборудования и необходимого ПО.

Такая ценовая политика ИТ-производителей сдерживала развитие учебного бизнеса, поэтому компаний, аналогичных УЦ «Микроинформ», занимающихся исключительно обучением, в нашей стране единицы, что, как отмечает Фридман, на самом деле демонстрирует неразвитость рынка учебных ИТ-услуг. Правда, положение дел понемногу начинает меняться. Рынок становится цивилизованней в целом, российские предприятия проявляют все больше заинтересованности в развитии и повышении мотивации своего персонала, а постоянное усложнение технологий делает периодическое обучение сотрудников одним из обязательных условий нормального функционирования бизнеса. Достаточно высокие цены на качественное обучение постепенно входят в норму и для заказчиков, и для поставщиков авторизованных программ. Фридман выражает оптимизм в отношении будущего развития рынка независимых учебных услуг, о чем свидетельствует и появление в стране новых учебных центров, подобных «Микроинформу».

Корпоративные университеты

В 2000 году для «Микроинформ» начался новый этап — помимо преподавания авторизованных программ в деятельности учебного центра появилось такое важное направление, как организация корпоративного обучения крупных заказчиков. Уже восемь лет постоянным клиентом УЦ является Федеральная налоговая служба России. В 2000 году это ведомство, носившее тогда название Министерство РФ по налогам и сборам, встало перед проблемой обучения своих сотрудников новому решению по автоматизации процессов налогового администрирования — «Система ЭОД», собственная разработка ФНС, планировалась к внедрению во всех региональных подразделениях ведомства. Справившись с пилотным проектом такого обучения в двух регионах, «Микроинформ» в 2003 году выиграл тендер на подготовку персонала ФНС по всей России. И хотя эта задача принципиально отличалась от тех, с которыми до того приходилось сталкиваться учебному центру, решить ее помог накопленный в УЦ опыт организации авторизованного обучения. В корпоративное обучение в ФНС фактически была перенесена модель авторизации, отработанная учебным центром за почти десять лет постановки таких программ по компьютерным технологиям. Только в данном случае разработчиком учебного продукта — курсов по «Системе ЭОД» — выступил сам «Микроинформ», «авторизовавший» на обучение по этим курсам региональные управления ФНС.

Используя свой методический и организационный опыт, в «Микроинформе» создали всю технологию учебного процесса для налоговиков, включая курсы, учебники по ним, систему подготовки и сертификации преподавателей и среду онлайнового тестирования для персонала, прошедшего обучение. Благодаря такому подходу был сформирован и распространен по всем регионам страны стандарт подготовки сотрудников налоговых инспекций, полностью унифицирующий этот процесс и позволяющий в сжатые сроки обучить тысячи людей. Только в первый год проекта «Систему ЭОД» по методике учебного центра «Микроинформ» освоили более шести тысяч человек. В этом году в рамках корпоративного обучения для ФНС в «Микроинформе» планируют подготовить более 10 тыс. сотрудников.

В сотрудничестве «Микроинформа» с ФНС и в похожем двухлетнем проекте для «Роснедвижимости» учебный центр фактически реализовал модель аутсорсинга корпоративного обучения. По мнению Фридмана, это эффективный для заказчиков и перспективный для учебного бизнеса подход, когда крупные компании делегируют внешнему поставщику учебных услуг все полномочия по постановке и контролю процесса подготовки и повышения квалификации своих сотрудников. Сейчас во многих отраслях крупные предприятия задумываются о создании корпоративных университетов — комплексных внутренних систем непрерывного обучения персонала необходимым технологическим решениям и бизнес-дисциплинам. Передача таких университетов на аутсорсинг профессионалам в сфере повышения квалификации может оказаться более выгодной, чем постановка масштабных учебных программ собственными силами.

Интересно, что в «Микроинформе» видят и еще одно, очень важное сегодня применение своего опыта разработки технологии массового обучения сотрудников корпораций — УЦ готов на тех же принципах организовать подготовку учителей средних школ по использованию новых компьютерных возможностей в учебном процессе. Сейчас российская школа столкнулась с большой проблемой — в рамках национальных проектов на компьютеризацию среднего образования выделены огромные средства, закуплено современное оборудование, но никто не задумался о том, чтобы обучить учителей работе со всей этой новейшей техникой. Модель «авторизации» от «Микроинформ» вполне применима и здесь: по словам Фридмана, коллективу учебного центра уже не составит труда быстро подготовить соответствующие курсы, обучить тех, кто будет их преподавать и проконтролировать реализацию учебных программ в школах, благо компьютерные классы в большинстве из них уже на вполне современном уровне, и проверить полученные учителями знания с помощью испытанной системы онлайнового тестирования.

Классы для российских CSO

Преимущества независимого учебного центра с большим опытом организации авторизованного учебного процесса оценила американская организация MIS Training Institute, известная своей международной деятельностью в области обучения и консалтинга по информационной безопасности. В 2001 году, заинтересовавшись возможностями реализации своих учебных программ в России, руководство MIS Training Institute выбрало в качестве площадки для своих курсов не учебные центры, специализирующиеся на вопросах безопасности, а независимый УЦ «Микроинформ», до той поры практически не занимавшийся этой проблемой.

Авторизация MIS Training Institute позволила УЦ «Микроинформ» предоставить российской аудитории новый поход к обеспечению корпоративной информационной безопасности. Инструкторы MIS учили наших специалистов не отдельным техническим решениям, что было свойственно большинству существовавших тогда на рынке учебных программ по безопасности, а созданию комплексной системы защиты информации, включая все ее организационные, а не только технологические, аспекты. Можно сказать, что с помощью учебных программ MIS и связанной с ней международной сертификации Сertified Information Systems Security Professional (CISSP), право проводить которую организация The International Information Systems Security Certification Consortium предоставила учебному центру примерно в это же время, «Микроинформ» внес свой вклад в формирование сообщества российских CSO — директоров по информационной безопасности, хорошо разбирающихся в принятых в мире стандартах и правилах обеспечения сохранности информационных активов.

По словам Фридмана, и курсы MIS, и сертификация CISSP пользуются сегодня устойчивым спросом — обучение по программам MIS ежегодно проходят четыре-пять групп, и сейчас учебный центр совместно со своим партнером готовит новые курсы, учитывающие специфику отечественных проблем и задач информационной безопасности. Среди инструкторов MIS в Москве появились и российские специалисты, одни из первых в стране обладателей звания CISSP. Популярность этой сертификации также растет. Если на момент начала совместной деятельности «Микроинформа» и (ISC)2 сертифицированных специалистов CISSP в России было трое, то сегодня таких профессионалов по информационной безопасности в стране насчитывается более двухсот. И есть уже такие примеры, как компания «МегаФон», которая отправила на сдачу экзамена (ISC)2 сразу тринадцать своих сотрудников, сочтя необходимым, чтобы руководители служб безопасности всех региональных отделений имели международное подтверждение своей компетентности.

В этом году к комплексной программе по управлению корпоративной системой информационной безопасности в учебном центре прибавилась продуктовая авторизация в этой области — «Микроинформ» стал авторизованным учебным центром шведской компании PortWise, поставщика программной системы аутентификации и обеспечения безопасного удаленного доступа, дистрибуцией которой начала заниматься российская компания «Керберос».

Новые горизонты

Изменение роли информационных технологий в развитии бизнеса приводит к тому, что знания на «стыке» бизнеса и ИТ становятся все более востребованы как в академической подготовке ИТ-специалистов, так и в коммерческих программах. Не случайно именно учебные центры по ИТ становились пионерами в преподавании ряда бизнес-дисциплин, например, управления проектами.

Взаимопроникновение стратегии компании в области ИТ и глобальной бизнес-стратегии — одна из ключевых тем новой версии библиотеки лучших практик ИТ-управления ITILv3. Обучение ITIL и основанной на ней методологии управления ИТ-сервисами также имеет свою «авторизацию». С выходом третьей версии ITIL вся деятельность по разработке структуры учебных и сертификационных программ для специалистов по управлению ИТ-сервисами сосредоточена в международной организации APM Group. Компании, которые занимаются консалтингом и предоставлением учебных услуг по ITIL/ITSM, продолжат разрабатывать свои курсы по этой тематике, но теперь выдаваемые ими сертификаты приобретут официальный международный статус, если эти компании будут иметь аккредитацию APM Group, то есть сертифицируют свои курсы и преподавателей на соответствие принятой системе подготовки к международным экзаменам по ITIL/ITSM.

Сейчас УЦ «Микроинформ» находится в процессе получения аккредитации APM Group, а заняться тематикой ITIL/ITSM, по словам Фридмана, компанию подтолкнуло желание заказчиков, которые высказывали интерес к изучению возможностей организации ИТ-службы по принципам управления ИТ-сервисами. С получением аккредитации APM Group «Микроинформ» присоединится к пока еще немногочисленному списку российских организаций, которые могут предоставить официально подтвержденные на международном уровне учебные программы по ITIL.


«Лексикон» в коробке http://www.osp.ru/cw/2000/29/6152

МНС за партой http://www.osp.ru/cio/2004/10/173473

Школа хранителей http://www.osp.ru/os/2004/04/184181

Уроки безопасности http://www.osp.ru/os/2002/05/181475

Как научиться управлять? http://www.osp.ru/os/2001/04/180101

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF