Оптимизация технологий в интересах бизнеса (Business Technology Optimization, ВТО) — общая стратегия продвижения программных продуктов HP по управлению ИТ-инфраструктурой и бизнес-сервисами. Предоставление возможностей определенных программных систем по Intermet с оплатой по подписке практикуется для офисных приложений (Google), CRM (Salesforce.com, RightNow), базового набора ERP-функциональности (SAP Business ByDesign). Используя для этих решений модель SaaS, бизнес-подразделения компаний получают возможность взять в свои руки контроль над этими приложениями, в то время как при традиционном развертывании на базе собственной инфраструктуры управлением приложениями занимаются исключительно ИТ-специалисты. Однако, интерес к SaaS начинают проявлять и в ИТ-отделах.

«Приложение как услуга» подразумевает предоставление функциональности определенного продукта по Internet на базе разделяемой инфраструктуры поставщика, а не собственных ресурсов компании, и с оплатой по подписке — только за определенные возможности и на определенный срок. Главное преимущество такой модели применительно к программным средствам управления — это возможность быстро извлечь выгоду, не вкладывая больших средств в развертывание программной системы, изучение сложных функций и подготовку персонала.

Помимо ускорения перехода к производственному использованию определенных функций, модель SaaS обеспечивает еще ряд преимуществ, справедливых, в принципе, для любых типов приложений, включая системы управления. Среди этих преимуществ можно выделить следующие: возможность воспользоваться готовой, проверенной инфраструктурой и знаниями опытных экспертов, что позволяет снизить затраты на аналогичные собственные ресурсы, не покупая оборудования и лицензий; снижение рисков, связанных с процессами инсталляции, тестирования, настройки производительности и др. для выбранных программных средств; сокращение нагрузки на внутренние ИТ-ресурсы, высвобождение их для поддержки основных бизнес-задач.

Глобальный рынок «BTO как услуга» уже существует и стал объектом исследования аналитиков. Например, специалисты Yankee Group провели в этом году анализ корпоративного использования технологий BTO в режиме хостинга, имея в виду общий рынок приложений стратегического и оперативного управления ИТ-ресурсами интересах бизнеса, к которым пользователи обращаются по модели SaaS. Как показывает исследование Yankee Group, повышение производительности и качества, а также возможность быстрее воспользоваться результатами работы приложений — основные аргументы в пользу выбора модели SaaS вообще и применительно к технологиям BTO в частности (рис. 1). В случае BTO возможности при обращении к SaaS снизить изначальные затраты и воспользоваться внешней инфраструктурой, отсутствующей в компании, играют более важную роль, чем при применении этой модели к другим категориям программных систем.

Рис. 1. Основные движущие силы использования SaaS

Однако возможности SaaS пока остаются ограниченными по сравнению с полнофункциональной платформой управления, поэтому такая модель, в случае успешного применения, может рассматриваться в качестве стартовой площадки для дальнейшего развертывания систем ИТ-управления непосредственно в организации.

Аналитики Yankee Group оценили рынок BTO по модели SaaS в 470 млн. долл., что составляет немногим больше 4% от общего количества инсталляций технологий BTO в мире. Однако почти в 40% таких инсталляций так или иначе используются управляемые сервисы и элементы аутсорсинга, что позволяет говорить о потенциальных 4 млрд. долл. затрат на SaaS в области BTO. По применению технологий BTO, в том числе и по подписке, пока лидируют американские компании, которым принадлежит 66% этого более чем десятимиллиардного рынка. По данным Yankee Group, американцы обращаются к модели SaaS для управления бизнес-сервисами главным образом в целях оптимизации использования внутренних ресурсов, а европейские предприятия стремятся с ее помощью добиться решения большего объема сложных задач за меньшие деньги.

Рис. 2. Что популярно и что нет в BTO SaaS сегодня?

Исследование свидетельствует, что среди технологий BTO на платформе хостинга наибольшей популярностью пользуются средства управления производительностью приложений, автоматизации службы поддержки (Service Desk) и функционального тестирования (рис. 2). Среди препятствий к использованию модели SaaS в сфере BTO участники опроса выделили проблемы интеграции с другими приложениями и недостатки финансовой модели (рис. 3). Надо отметить, что половину опрошенных составили предприятия среднего масштаба, к которым в Yankee Group отнесли компании с численностью сотрудников от 500 до 1 тыс.

Рис. 3. Основные препятствия к использованию SaaS

Преимуществом своих предложений в области BTO SaaS в компании считают интеграцию с другими системами в программной инфраструктуре заказчика, в том числе интеграцию с собственными продуктами сетевого и системного управления. Возможность обращаться сегодня к семилетнему опыту предоставления услуг SaaS появилась у HP благодаря приобретению компании Mercury Interactive, от которой к HP перешла сама идея BTO. Mercury Interactive к моменту покупки уже в течение шести лет развивала бизнес SaaS для своих систем управления портфелем проектов и тестирования ПО.

Сегодня программный портфель HP BTO включает в себя несколько решений (центров в терминологии HP), объединяющих продукты по функциональному принципу. Центры, в свою очередь, сгруппированы по направлениям — стратегическому, управления внедрением и поддержки оперативной деятельности ИТ. По модели SaaS предлагаются следующие решения (рис. 4):

Project and Portfolio Management Center — система управления портфелями проектов, обеспечивает стандартизацию и управление проектной деятельностью в компании и предоставляет в реальном времени критически важную информацию для принятия решений.

Quality Center — продукты для обеспечения качества приложений, автоматизируют функциональное тестирование ПО и управление процессом выпуска релизов.

Performance Center — приложения для оптимизации нагрузочного тестирования, предоставляют средства анализа и подтверждения соответствия производительности приложений бизнес-требованиям, сокращают риски, связанные с развертыванием и модернизацией приложений.

Business Availability Center — продукты для мониторинга выполнения бизнес-сервисов и приложений, оптимизации их доступности, производительности и эффективности.

По принципам SaaS теперь предоставляется еще одна система — давно ожидаемое решение HP по автоматизации службы поддержки пользователей и оперативных процессов ITSM — Service Manager 7 (SM 7). Продукт, вошедший в Service Management Center, положил конец «двоевластию» в области help desk от HP, возникшему вследствие того, что после приобретения Peregrine компания предлагала два решения сходной функциональности: собственный Service Desk и унаследованный от Peregrine ServiceCenter. SM 7 базируется на ServiceCenter, но использует и ряд функций Service Desk. Система поддерживает версию ITIL 3, включает в себя интегрированный каталог сервисов и средства управления качеством обслуживания (Service Level Management, SLM) и предоставляет возможности федеративного объединения с конфигурационной базой данных Universal CMDB.

Помимо упомянутых преимуществ модели SaaS, одним из аргументов в пользу хостинга SM 7 в HP cчитают тот факт, что современная служба поддержки в компаниях все чаще перестает быть некоей выделенной организацией и становится виртуальной, задействуя ИТ-специалистов разных направлений. Использование инструментария Service Desk по принципам SaaS как нельзя лучше согласуется с этой тенденцией.

Компания HP реализует услуги SaaS на базе собственных глобальных ресурсов, в режиме 24х7. Партнеры привлекаются главным образом для помощи заказчикам в управлении изменениями и интеграции размещаемых приложений с другими системами. В компании детально разработана и сертифицирована по стандарту ISO 27001 политика информационной безопасности для SaaS. На настоящий момент у компании 670 заказчиков услуг SaaS, разного масштаба, в разных странах и отраслях. Канадская компания Lafarge, крупный производитель строительных материалов, использует решения HP SaaS в начале каждого большого ERP-проекта. Американский поставщик продуктов и услуг для здравоохранения Cardinal Health обращается к возможностям размещаемых приложений для мониторинга доступности конечных пользователей в множестве внутренних и внешних приложений. Известный европейский издатель научных журналов Elsevier применяет решения HP в режиме хостинга для тестирования производительности и доступности своих интерактивных услуг. Расположенному в Сингапуре банку DBS Bank используемые по модели SaaS продукты HP для обеспечения качества приложений помогают гарантировать оптимальный уровень функционирования системы поддержки кредитных карт. Российских предприятий в этом списке пока нет. Однако стремительное развитие рынка SaaS позволяет сделать предположение, что эта тенденция не обойдет стороной и нашу страну. По наблюдениям Yankee Group объемы услуг SaaS растут сегодня в три-четыре раза быстрее, чем рынок традиционного корпоративного программного обеспечения, а аналитики IDC прогнозируют, что к 2011 году рынок хостинга приложений составит 15,5 млрд. долл. при ежегодном росте в 30%.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями