О проблемах ИТ-образования в России говорят и пишут уже не первый год, но, как показывает практика, качественное бизнес-образование в нашей стране получить также тяжело, как и зарубежное — отечественные методологии еще не сформировались, а многие западные школы демонстрируют значительное снижение уровня обучения.

В России сегодня действует много учебных центров и бизнес-школ, деятельность которых направлена на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов. Тем не менее, в стране остро не хватает высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями и бизнес-навыками управления ИТ-подразделениями и информационными системами крупных организаций. Почему же усилий нынешних бизнес-школ оказывается недостаточно для того, чтобы хотя бы снизить остроту проблемы? Этим вопросом задались в «Академии Информационных Систем», основанной компанией «Стинс Коман» еще в 1996 году.

Бизнес-образование — клуб по интересам?

«Анализ работы отечественных центров бизнес-образования нас обескуражил, — признался генеральный директор компании «Стинс Коман» Сергей Анисимов. — Когда современные концепции менеджмента и маркетинга преподают те, кто ранее читал курс по политэкономии социализма, это не внушает доверия».

Действительно, предметы, которые должны вести профессионалы-предприниматели, сегодня ведут профессиональные преподаватели, что не одно и то же. Проректор по учебной работе «Академии Информационных Систем» «Стинс Коман» Сашик Мартиросян утверждает, что если человек учит других, как преуспеть в бизнесе, он сам должен быть процветающим бизнесменом. Программы бизнес-обучения непомерно дороги и редко меняются, а потому отстают от достижений научной мысли в области управления. Практически отсутствует возможность оперативно вмешиваться в процесс обучения и корректировать его в соответствии с запросами компании и возникающими проблемами.

Такое же неблагополучие наблюдается и в западных учебных центрах бизнес-образовании, даже для получения диплома MBA, MBI и др. Значительная часть этих центров (за исключением ряда серьезных центров в Великобритании и США) на сегодняшний день оказалась финансово-несостоятельной: «они не могут себя прокормить, а их собственный бизнес в упадке, поэтому непонятно, какому бизнесу они учат», — считает Мартиросян. Однако так было не всегда — еще в конце 90-х положение было иным. Например, Открытый университет Великобритании (ЛИНК), реализующий систему открытого образования, — один из немногих, успешно решающий вопросы профессионального образования менеджеров. Полномочным представителем ЛИНК в России стала в конце 90-х «Академия Информационных Систем». «Чтобы быть уверенным в качестве обучения, я сам прошел полугодовой курс, сдал экзамены и был доволен выбором, — вспоминает Анисимов. — Но, к сожалению, качество курса с годами снижалось, прежде всего, из-за отсутствия высококвалифицированных преподавателей».

Еще одна проблема западных бизнес-школ — огромное количество дисциплин, предлагаемых слушателям, что затрудняет контроль качества обучения, например, при проведении обучения в ЛИНК было замечено, что слушатели не делают всех заданий, а пытаются списывать даже в ходе тестов. Возможно, это связано с тем, что сегодня многие бизнес-школы ставят во главу угла не обучение, как таковое, а создание некого сообщества соратников. Слушатели в течение обучения заводят личные связи, образуется своего рода клуб — акцент смещается в сторону неформального общения.

В «Академии Информационных Систем» провели анализ состояния западного бизнес-образования, и оказалось, что за последние десять лет буквально единицы из числа тех, кто закончил ведущие западные учебные заведения, стали «капитанами капиталистической экономики». Более того, настоящие «капитаны», подчас вообще не имеют хорошего образования.

Немного истории

«Академия Информационных Систем» за десять лет своего существования испробовала и чтение курсов, созданных по собственным программам, и западные методики обучения. Все эти годы коллектив академии умел реагировать на изменения рынка и перестраиваться в соответствии с новыми запросами. К началу текущего учебного года настал очередной момент такой «перестройки». Собственные наблюдения преподавателей совпали с мнением ряда крупных российских компаний, работающих в сфере информационных технологий: западные методики обучения, всегда считавшиеся передовыми, все меньше соответствуют современным требованиям бизнес-образования.

«Заграница нам более не поможет», — решили в Академии, и приступили к разработке собственной методики обучения.

Нельзя было не учесть положительный опыт отечественного вузовского образования. Многие вузы дают начало научным школам, во главе которых становятся их выпускники, они двигают отечественную науку, достигают «капитанских мостиков». Известно, что фундаментальное образование в России поставлено очень хорошо. Некоторые черты такого фундаментального подхода, основанные на современных технологиях образования, и было решено реализовать в «Академии Информационных Систем» для организации бизнес-обучения. Надо сказать, нечто похожее уже применяют у себя некоторые российские учебные центры, в которых теоретические лекции читают профессоры из МГУ, а практические занятия ведут преподаватели учебного центра. «По-моему, это спорная идея, потому что я, как преподаватель, рассматриваю семинар или лабораторную работу в качестве поддержки к своему курсу, — считает Мартиросян. — Мне важно, чтобы человек, их проводящий, разделял мою концепцию, а тут — вузовская наука». Однако в области практики обучения информационным технологиям такое объединение было сделано, но компания «Стинс Коман» стремилась создать в своей Академии отечественную модель бизнес-образования, которую можно было бы противопоставить западным.

Структура будущего курса по глубине содержания, по качеству преподавания и практическим занятиям должна была быть выстроена профессионально и отвечать реалиям быстро изменяющегося рынка информационных технологий. С одной стороны, хотелось использовать все наработки и опыт «Академии Информационных Систем», с другой — сохранить преемственность методологий от ЛИНК.

Как учить?

Существующая система высшего и второго высшего образования решает задачи структурирования мышления, однако сегодня в вузах из 5-6 тыс. часов на долю собственно ИТ-специальности приходится не более 600-700. Возможно, в рамках вузовского обучения это оправдано, но жизненный цикл современного программного обеспечения или компьютерной технологии зачастую составляет менее года, поэтому невозможно успеть разработать, согласовать и внедрить новый учебный курс — требуется дополнительное образование.

Многие учебные центры в качестве дополнительного образования предлагают краткосрочные тренинги (30-40 часов) по конкретному продукту, однако для обретения навыков современного ведения бизнеса этого безнадежно мало. По мнению Анисимова, оптимальная продолжительность программы профессиональной подготовки должна составлять более 500 академических часов — приблизительно три семестра. Наиболее подходящий формат — вечернее обучение без отрыва от основной деятельности. Такой вид обучения лучше всего подходит для людей, уже имеющих базовое профильное образование, а количество часов дает возможность подготовить слушателей для высокопрофессиональной деятельности в области ИТ с учетом новых разработок и научных идей, существующих на рынке в конкретный период времени. При этом 500 академических часов вполне хватает, чтобы осуществить комплексное обучение с акцентом на выбранную специализацию.

Еще одна желательная черта качественного бизнес-обучения — решение реальных задач конкретного предприятия, представители которого проходят обучение. Но здесь опять-таки, очень важный аспект — необходимы преподаватели, знающие предмет не понаслышке.

Методика «Профессионал»

В «Академии Информационных Систем» была создана новая инновационная методика, получившая название «Профессионал».

«Мы очень тщательно отбирали преподавателей на курс», — вспоминает Анисимов. Все они действующие люди в бизнесе, имеющие профессиональный опыт, научную степень и звание. Это руководители предприятий, чей опыт подкреплен научными трудами. Все кандидаты в преподаватели Академии проходили неоднократное собеседование, в ходе которого обсуждалась программа обучения, формировались учебные материалы. Одним из пунктов заключаемого с преподавателем контракта является обязательный, до окончания курса, выпуск конспекта лекций, методического пособия и учебника по своему предмету. Организацию издания всех созданных по итогам программы материалов берет на себя компания «Стинс Коман».

Сергей Анисимов: «Когда современные концепции менеджмента и маркетинга преподают те, кто ранее читал курс по политэкономии социализма, это не внушает доверия».В числе предпринимателей, приглашенных в проект, есть представители таких компаний как ООО «Экспертум.ru», ООО «Ценностное управление» и ряд других. Из «Стинс Коман» лекторами выступили генеральный директор компании Сергей Анисимов (курс по предпринимательским технологиям) и заместитель генерального директора Петр Хижняк (курс по применению ИТ в управлении ресурсами). Часть лекций было предложено читать преподавателям вузов, печатные труды которых по цитируемости среди специалистов стоят в первых строках опросов. Как и бизнесмены, приглашенные преподаватели по условиям соглашения должны до окончания курса выпустить монографию по своему предмету и другие, необходимые для учебного процесса, пособия. Кстати, это требование отсеяло часть кандидатур из вузов — остались не просто люди компетентные, но энтузиасты своего дела.

Немаловажный вопрос — как проводить контроль обучения. Конечно, было предусмотрено входное тестирование, тестирование по темам и итоговое тестирование, но как заставить человека заниматься с полной отдачей? Решили сделать контроль на реальных проектах — «метод проектов» или «метод проблем». Скажем, если директор компании посылает на курсы несколько своих менеджеров, то его просят подготовить ТЗ проекта, с одной стороны, нужного компании, с другой, представляющего собой учебное задание, которое обучающиеся менеджеры будут выполнять на протяжении всего обучения. Такой проект должен быть междисциплинарным — так он позволит судить о действительном уровне овладения комплексом знаний, полученных на курсах. На практических занятиях присутствуют директора компаний. Во-первых, это дисциплинирует слушателей, во-вторых, и директорам поучиться полезно. В-третьих, они отслеживают ведение проекта, когда проводятся ролевые игры, директора участвуют в них наряду со слушателями.

Еще один вариант практических занятий: берется конкретная задача в одной компании, а решают ее сотрудники другой, что позволяет обрести новый взгляд на проблему. Защита проекта проводится публично. Директора, при этом присутствующие, выступают экспертами по уровню знаний учащихся и преподавания. Аналогичный опыт был и в западных методиках, так, ЛИНК тоже выдавал слушателям практические задания, но они были оторваны от реального бизнеса — например, предлагалось организовать процесс создания команды для игры в боулинг.

Сам курс составлен из общепрофессиональных предметов (стратегический менеджмент, предпринимательство, финансовый менеджмент) и специализированных для ИТ-сферы, например, управление проектами с помощью ИТ. Это вечернее обучение (два раза в неделю по четыре академических часа, плюс две субботы).

Проверено временем

Обкатку проект «Профессионал» прошел в процессе обучения сотрудников компании «Стинс Коман». Основное его предназначение было направлено на решение кадровых задач для бизнеса компании — подготовить менеджеров к ведению бизнеса в ИТ-индустрии. Так был освоен и новый вид профессиональной деятельности Академии информационных систем — программы обучения профессиональной переподготовки.

Акценты в программе выстроены с учетом потребностей современности и опыта предыдущих лет. Помимо увеличения количества часов, была произведена разбивка на заочные, семинарские и практические занятия. Из новых разделов ключевым стал курс «Предпринимательские технологии», автором которого является Сергей Анисимов.

Темп обучения сразу был взят высокий. Для ускорения работы по корректировке и коммерциализации курса было решено организовать две группы учащихся по 15-16 человек и проводить занятия по двум дисциплинам параллельно. То есть, каждый преподаватель читал один и тот же материал два раза в течение недели. Это помогало оперативно корректировать лекции. К занятиям в качестве экспертов привлекались топ-менеджеры «Стинс Коман». Кроме этого слушателям периодически предлагалось заполнить анкеты по оценке преподавания.

Применение «метода проектов», по словам Мартиросяна, оказалось не только методической находкой создателей курса. На одном из последних занятий по предпринимательским технологиям две компании — «Стинс Коман» и «РТСофт» –поставили задачу: захват доли рынка по АСУТП. В результате родился хороший проект картельного соглашения.

«Начав обучение в феврале 2007 года, мы хотели применить в проекте все передовые методы: дистанционное обучение, видео-презентацииWeb-технологии и т.д.», — рассказал Мартиросян. Вскоре пришло понимание, что нельзя все это делать фрагментарно, поэтому сейчас, специально выделенные люди работают над созданием единой информационно-образовательной среды. Уже сейчас создана база данных — ядро будущей системы и хранилище знаний. Преподаватели при подготовке к лекции уже могут пользоваться содержащейся в базе информацией (словарями, комментариями, электронными книгами библиотеки МГУ). Каждая лекция фиксируется на видеокамеру, после чего создается видеоролик, который слушатель может использовать, как учебный материал, если он пропустил занятие.

Преподавание курса — лучший способ повысить и собственную квалификацию.

«Моя собственная практика чтения учебного курса показала, что при этом возникает эффект консолидации слушателей вокруг преподавателя, которого надо слышать, а не руководителя, которого ‘надо’ слушаться», — признался Анисимов.

«Профессионал», как продукт

Программа бизнес-обучения такого уровня создается не только для «внутреннего потребления» — ее цель состоит в получении качественного, конкурентоспособного коммерческого продукта, комплексной программы корпоративного бизнес-образования в области ИТ. В сентябре этого года по программе «Профессионал» будет произведен новый набор слушателей, а в мае 2007 года состоялось заседание департамента правительства Москвы, на котором было принято решение о том, что «Академия Информационных Систем» прошла аттестационную программу по направлению бизнес-образования и программе профессиональной переподготовки «Профессионал» и получила государственную аккредитацию.. Сейчас ведется работа по выпуску конспектов лекций, пособий для преподавателей, учебника по всему курсу и по каждому предмету отдельно. На основе видеозаписи всех занятий монтируются фильмы, которые станут реальным подспорьем в обеспечении преемственности курса — состав преподавателей будет меняться. Кроме того, каждый курс сопровождается разработкой блока для дистанционного обучения.