Корпоративные платформы управления бизнес-процессами претендуют на то, чтобы, отделив логику выполнения процессов от их программной реализации, включить в единый цикл взаимодействие людей, потоки документов, распределенные информационные системы и базы данных. Когда появился такой «комбайн» с возможностью объединения анализа и моделирования процессов, управления действиями людей и работой информационных систем при обеспечении мониторинга и оптимизации производительности на протяжении жизненного цикла процессов, потребовалось переосмысление организации системы управления бизнес-процессами.

Традиционный подход к автоматизации управления предприятиями и их информационными ресурсами предполагал разделение технологий — данные поддерживались корпоративными ИТ-системами и СУБД и считалось, что транзакционные системы ERP и CRM и есть основа системы управления. Процессы взаимодействия людей, согласно традиционным представлениям, всецело полагаются на информационные системы, а организация документооборота — функция обеспечивающая, а потому вполне может выполняться при помощи специализированных средств и репозитариев силами соответствующих структурных подразделений (канцелярии, управления делами, службы маркетинга и технической поддержки и т.д.). Однако современные системы управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) позволяют соединить анализ и моделирование процессов, выполняемых в коллективной среде, управление действиями людей и работой информационных систем, базами данных и слабоструктурированными документами, при этом они способны обеспечивать постоянный мониторинг и оптимизацию производительности на протяжении жизненного цикла процессов. Все это потребовало переосмысления способов управления бизнес-процессами.

Процессы: моделирование и анализ

В развитых системах управления бизнес-процессами задача аналитика и проектировщика преимущественно сводится к манипуляциям с примитивами действий, данными, элементами внешнего интерфейса, условиями и т.п., а специализированные компоненты, которые приходится разрабатывать прямым кодированием, доступны всем специалистам предприятия для многократного использования в виде соответствующих примитивов. В этих условиях, применяя методы и инструменты анализа и моделирования, удается, еще не приступая к автоматизации, исследовать и гармонизировать бизнес-процессы: определить регламент, обнаружить противоречия, усовершенствовать подходы к организации работ и т.д. Каждый процесс оценивается с точки зрения достижения внутренних и внешних целей, использования ресурсов и взаимодействия с другими процессами, поэтому удается уйти от проработки изолированных работ и перейти к формированию общего ресурса «бизнес-знаний» — библиотеки или каталога процессов, соответствующих общему контексту и задачам предприятия или организации.

Анализ бизнес-процессов, бывший в свое время отдельным островком автоматизации, стал в «комбайне» EMC Documentum Process Suite неотъемлемой частью интегрированного решения.

Шаблоны функций и потоки работ

В решении EMC Documentum анализ и моделирование бизнес-процессов выполняется средствами компонента Business Process Manager. Процесс компонуется из работ или функций (activity), задаваемых по шаблонам функций (activity template). Готовые шаблоны сгруппированы в палитры (palettes) в соответствии с функциональным назначением. Например, шаблоны функций управления слабоструктурированными документами могут предусматривать действия по согласованию или утверждению документов, опирающиеся на соответствующие методы, применяемые к объектам репозитария Documentum (регистрация, вывод в архив, изменение метаданных и т.п.). Для интеграции бизнес-процессов и корпоративных приложений применяются шаблоны, обращающиеся к сервисам Business Process Services, а при организации коллективной работы используется среда Documentum Collaborative Edition.

Стандартные палитры могут быть расширены шаблонами собственной разработки. Для детализации шаблона в контексте конкретного бизнес-процесса задаются свойства функции (property). Функции на схеме процесса связываются при помощи потоков (flow), причем выбор потока и следующей функции задается свойствами перехода (transition property) запускающей функции. Переход может быть условным или безусловным; условие может содержать ссылки на элементы XML-документов, обрабатываемых данной функцией, или принадлежащие объектам, хранящимся в репозитарии контента. Возможность запуска функции определяется при помощи свойств-триггеров (trigger property), которые, в частности, могут задавать условия объединения входящих потоков и ожидания событий, выражающихся в изменении состояния объектов, управляемых сервером контента.

В ходе исполнения процесса для каждой функции по числу участников генерируется один или несколько элементов работы (или задания), связываемый с одним или несколькими пакетами, в которые объединяются документы, обрабатываемые функциями. Пакеты определяются как свойства бизнес-процесса. Данные процесса хранятся в виде XML-документов с определенной схемой и, как правило, спецификацией формы внешнего представления. Функции имеют возможность чтения и изменения значений элементов данных своих пакетов, а по событиям, выражающимся в изменении данных пакетов или объектов репозитария, могут запускаться процессы или отдельные функции.

Конструктор форм

При решении отдельных задач создание Web-интерфейса может потребовать значительных затрат на программирование, поэтому в рассматриваемом решении имеется графический редактор форм Forms Builder, базирующийся на стандарте W3C XForms. Основным конструктивным элементом для разработчика являются специализированные фрагменты форм (formlet), где компонуются шаблоны экранов, элементы которых на уровне спецификации связываются с данными процесса, а при исполнении генерация HTML-страниц выполняется автоматически.

Шаблоны форм задают типы, значения по умолчанию, правила проверки данных, а также активные компоненты, используемые для управления. Forms Builder параллельно поддерживает иерархическую модель данных процесса и модель внешнего интерфейса, связывающую формы и данные процесса; последние могут быть связаны с данными других источников с помощью специально разработанных или стандартных адаптеров (adaptor) для реляционных СУБД и объектов репозитария Documentum.

Анализ моделей процессов

Основным инструментом моделирования и анализа бизнес-процессов в Documentum Process Suite после приобретения технологий и компании ProActivity стал компонент Documentum Business Process Analyzer. Одна из его особенностей — возможность «точечного» подхода к исследованию, позволяющая аналитикам последовательно строить модель сложного процесса. Они опрашивают экспертов по предметным областям, формируют частные представления, а инструментальные средства обеспечивают автоматическое связывание фрагментов. Для пользователей предыдущих версий имеется возможность применения средств моделирования IDS Scheer ARIS.

Подход к моделированию ProActivity, в котором поток управления рассматривается вместе с потоком данных, хорошо сочетается с идеологией продукта Documentum Business Process Manager. Функции связываются с помощью входов и выходов, которые содержат бизнес-объекты — данные или документы, причем соединение считается корректным только при условии, что выход предшествующей операции идентичен входу данного действия.

В модели процесса функции характеризуются стандартными атрибутами, например «исполнитель», «владелец», «время обработки» и определяемыми пользователем свойствами, которые можно задать не только для функции, но и для процесса, ресурса или бизнес-объекта. Набор свойств определяют контекст и бизнес-цели процесса. В Business Process Analyzer для анализа модели, определенных в ней сущностей и свойств, стоимости операций, связанности взаимодействия, расхождений и разрывов, спецификации функциональных требований и документирования процессов предусмотрено 50 стандартных отчетов и имеются средства генерации собственных документов.

Совокупную модель сквозного процесса можно представить в виде цепочки блоков, соответствующих его фрагменту, либо в виде детализированной диаграммы «дорожек» (swimlane), отражающей роли, подчиненные процессы, используемые ресурсы и другие атрибуты, интересующие аналитика.

Для удобства пользователей предлагается свободно распространяемый инструмент BPMN Whiteboard Modeler. Создаваемые в графическом редакторе схемы процессов на основе нотации BPMN могут сохраняться в формате XPDL, BPEL или Process Analyzer, воспринимаемых Business Process Manager и Process Analyzer.

Исходя из частоты использования, времени выполнения функции и стоимости ресурсов, на основе методов численного анализа и моделирования рассчитываются затраты, время циклов, использование ресурсов и другие метрики процессов. Для выявления узких мест и оценки влияния изменений могут проигрываться сценарии «что — если», а для оценки будущих состояний — сопоставление текущих параметров процесса «как есть» с предлагаемым вариантом «как должно быть». Модели процессов, результаты анализа и корпоративные планы могут быть с помощью Process Navigator опубликованы в корпоративной сети для ознакомления и обсуждения.

Управлять по правилам

Системы управления бизнес-правилами выделились сейчас в самостоятельный класс приложений и рассматривают правила в качестве особых сущностей, являющихся самостоятельным объектом проектирования и управления в системе. Это позволяет строить изощренные многоступенчатые и многоаспектные проверки, связанные с данными различных источников. Помимо проверки выполнения условий такие системы могут инициировать выполнение отдельных действий, но не предназначены для управления комплексными бизнес-процессами. В действительности только совместное (и обоснованное) применение этих двух технологий позволяет добиться более полного контроля и эффективного управления процессами. Это не всегда соответствует политике поставщиков: одни стараются навязать единое «универсальное» решение, другие настаивают на преимуществах предлагаемых ими уникальных подходов. Доводы могут быть до забавного тривиальны: в конце концов, системы управления бизнес-процессами и так основаны на правилах, а механизмы управления ими могут «дирижировать» действиями и в отсутствие системы управления бизнес-процессами.

В действительности системы управления бизнес-процессами и бизнес-правилами решают существенно различные, но дополняющие друг друга задачи. Первые обеспечивают моделирование, выполнение и контроль последовательностей действий, при этом логика бизнес-процесса прежде всего связана с распределением заданий, контролем сроков и обработкой исключительных ситуаций и отделена от логики обработки, реализуемой внутренними приложениями. Управление бизнес-правилами предусматривает наличие инструментальных средств и методологий моделирования, выполнения и управления процессом принятия сложных решений вне внутренних приложений и бизнес-процессов.

Не все правила непосредственно влияют на бизнес-решение. Например, логика бизнес-процесса обработки заявления о выдаче потребительского кредита предполагает такие действия, как получение заявления, проверка его полноты, сбор дополнительных сведений о клиенте, одобрение, оформление договора, выполнение необходимых транзакций в учетных системах, внесение записей в архив в соответствии с нормативными требованиями и уведомление клиента. Принятие решений здесь зависит от полноты и точности предоставленных сведений, кредитной истории и оценки рисков, прибыльности операции и т.д. Реализовать логику можно как на уровне бизнес-правил, так и на уровне задач, но первый вариант предпочтительнее, поскольку в этом случае правила более очевидны для менеджеров, легче поддаются контролю и корректировке в масштабах предприятия. Для сложных условий, насчитывающих сотни правил, такое решение может оказаться единственно приемлемым.

EMC Documentum Process Suite поддерживает механизм управления бизнес-правилами от компании ILOG и конструктор правил JRules. Наряду с данными процесса, правила могут ссылаться и на иные объекты данных, а спецификации бизнес-правил могут сохраняться в репозитарии контента. В сочетании с шаблонами функций бизнес-правила могут обрабатываться в качестве автоматизированных этапов бизнес-процесса. Взаимодействие механизмов обработки бизнес-правил и управления бизнес-процессами ILOG осуществляется через специальный адаптер, или коннектор.

Организация потоков работ

Documentum Process Suite располагает набором функций автоматизации управления последовательностями работ для сотрудников компании (human workflow).

В качестве участников процесса могут рассматриваться отдельные сотрудники, группы или символические имена (алиасы), которые определяют категорию или группу пользователей, выполняющих по отношению к данной работе или функции определенную роль («владелец», «ответственный», «исполнитель» и т.п.). В процессе исполнения символические имена заменяются ссылками на реальные субъекты, описания которых хранятся в репозитарии. Назначение конкретных исполнителей может происходить непосредственно при моделировании или на более поздних этапах жизненного цикла процесса, а также возлагаться на уполномоченных пользователей в процессе выполнения задания. Шаблон функции может предусматривать явное подтверждение выполнения работы, что с точки зрения системы означает генерацию защищенного и контролируемого средствами аудита событие.

Очереди работ — формируемые в ходе исполнения процесса списки заданий исполнителям. Механизм очередей предусмотрен для равномерного распределения нагрузки, управления большими объемами производственных заданий, быстрой реакции на приоритетные запросы и выполнения соглашений о качестве обслуживания. Задания обрабатываются на основе приоритета, который зависит от времени ожидания в очереди.

Средства управления очередями позволяет осуществлять мониторинг работ в реальном масштабе времени: например, автоматически выдавать сигналы о достижении предела количества заданий или значения приоритета задания в очереди. Подобные параметры постоянно контролируются механизмом исполнения бизнес-процессов, при этом может быть организовано автоматическое назначение работ исполнителям в соответствии с заданными требованиями (например, к уровню квалификации). Поддерживаются также автоматизированные регламенты повторного выполнения работ при обнаружении отклонений от требуемого уровня качества.

Исполнители получают задания и работают над ними в основном через вкладку Inbox рабочего окна Documentum Webtop. Поручения упорядочиваются по дате, приоритету, очереди или другим свойствам. При открытии задания раскрывается соответствующая форма, в которой представлено содержание пакета в потоке работ и обеспечивается защищенный доступ к присоединенным документам.

Работать с заданиями можно не только в среде Documentum Webtop, но и в Microsoft Outlook или на корпоративном портале. Уведомление содержит инструкции по выполнению, данные и вложенные объекты, а также активные ссылки для передачи результатов другим исполнителям. Благодаря опоре на стандарт JSR168 папка входящих поручений, интерактивные формы и функции обработки контента могут выполняться в качестве портлетов для портальных систем компаний IBM, BEA Systems, SAP, Plumtree, Sun Microsystems и Microsoft.

Управление документами и коллективная работа

Модель, заложенная в платформу EMC Documentum, базируется на «осведомленности» (content awareness) взаимодействующих компонентов системы об информационном содержании слабоструктурированных объектов. Встраивание функций работы со слабоструктурированным содержанием документов в BPM-систему имеет большое значение для повышения эффективности управления бизнес-процессами, ориентированными на обработку документов. Выделяются две разновидности таких процессов: управление жизненным циклом документов (создание, пересмотр, утверждение, рассылка и архивирование) и обработка документов с фиксированным содержанием (обращения, заказы, заявки на кредит, счета и т.п.), на основании которых осуществляются операции. Обычные функции управления жизненным циклом документов в EMC Documentum были расширены сервисами интеграции бизнес-процессов с корпоративными информационными системами и средствами поддержки коллективной работы Documentum Collaborative Edition.

Процессы обработки заказов, счетов, обращений клиентов и подобных им работ, как правило, инициируются при поступлении соответствующего документа. При этом содержание первичного документа не должно изменяться, поскольку оно определяет ход последующих действий и должно сохраняться для последующего контроля в соответствии с нормативными требованиями. Примером такого потока работ может служить преобразование в цифровую форму большого объема документов, получаемых по почте или факсу. В то же время подобные документы могут поступать и в электронных форматах, например XML, электронной почты или EDI.

Методами управления контентом (регистрация документов, копирование, удаление, снятие с контроля и т.п.) могут пользоваться любые функции процесса, при этом программирование не требуется.

В определенной мере симметрично методам, воздействующим на контент, могут рассматриваться события, отражающие изменение состояния объектов в репозитарии (создание, перемещение, удаление и т.п.). В Documentum Process Suite встроен специальный брокер, который позволяет автоматически запускать определенные действия при наступлении заданных событий, например, сохранении сообщения электронной почты. Связывание событий и функций процесса не требует программирования, и логика процесса может предусматривать приостановку и ветвление действий в ожидании.

Отличительной особенностью Documentum Process Suite является возможность включать в управляемые бизнес-процессы слабо формализованные элементы коллективной работы и информационного взаимодействия в коллективах. Web-среда коллективной работы EMC Documentum настраивается «на лету», без привлечения системных администраторов. В качестве интерфейса к среде взаимодействия может применяться либо общее рабочее пространство, «виртуальный кабинет» (eRoom) или средства EMC Documentum Webtop. Доступ к общим материалам (документам, дискуссиям, опросам, результатам голосования, таблицам) имеют только авторизованные сотрудники. Совместно работая с объектами, члены команды могут сотрудничать в проектах выпуска новых продуктов, подготовки бюджетов, разработки коммерческих предложений, согласования контрактов и т.п. Пользователями внешних виртуальных кабинетов за сетевыми экранами наряду с сотрудниками компании могут быть клиенты, поставщики и партнеры.

Согласно классическому подходу жизненный цикл документов рассматривается в виде жестко регламентированной последовательности шагов — создание чернового варианта, ознакомление, рассмотрение, утверждение и публикация. Однако в ряде случаев отдельные шаги, в особенности различного рода согласования и обсуждения, более целесообразно реализовать в виде виртуальных форумов с менее формализованным взаимодействием, в ходе которого участники свободно обсуждают, редактируют содержание и затем утверждают окончательный вариант документа. Для решения подобных задач в Business Process Manager предусмотрены готовые шаблоны функций, позволяющие создавать виртуальные кабинеты, «сохранять» в них документы и папки, приглашать участников, а также присоединять кабинет к бизнес-процессу в виде пакета данных. Естественно, что уведомление о завершении «дискуссии» и выработке окончательного результата передается бизнес-процессу.

Среда исполнения процессов

Едва ли не главное преимущество современных технологий управления бизнес-процессами по сравнению с традиционными механизмами управления потоками работ — возможность организации на основе единых стандартов взаимодействия с корпоративными и внешними информационными системами через программное обеспечение промежуточного слоя.

Механизм исполнения

Механизм EMC Documentum Process Engine предназначен для создания среды выполнения бизнес-процессов, описание которых подготовлено при помощи компонента Business Process Manager. Реализация на платформе J2EE обеспечивает масштабируемость, возможность резервирования ресурсов и отказоустойчивость конфигурации. Работая в качестве сервера Web-приложений на Java параллельно с сервером управления контентом (он выполняет основные функции управления потоками работ и контентом), механизм исполнения бизнес-процессов поддерживает дополнительные функции, например обработку очередей работ и XML-данных, управление таймерами, агрегирование данных для составления отчетов. Ряд этих функций реализован в форме Web-приложений (рис. 1).

Рис. 1.

Сервисы интеграции

Сервисы интеграции Documentum Business Process Services опираются на стандарты и составляют интеграционный слой системы. Будучи реализованными в рамках архитектуры J2EE, они могут функционировать на основных серверах приложений, что позволяет масштабировать решение в зависимости от нагрузки и эффективно использовать функции управления сообщениями Java, SOAP, Web-сервисы и JCA-адаптеры. Сервисы могут работать с платформами интеграции приложений, например BEA, IBM или TIBCO (рис. 2).

Рис. 2. Механизм и сервисы интеграции Business Process Services основаны на обработке входящих и исходящих сообщений по протоколам JMS, HTTP, SOAP, FTP, SMTP и др.

Рис. 2. Механизм и сервисы интеграции Business Process Services основаны на обработке входящих и исходящих сообщений по протоколам JMS, HTTP, SOAP, FTP, SMTP и др.

Обращаясь к сервисам интеграции, процессы Documentum могут обмениваться данными с современными корпоративными бизнес-приложениями (ERP, CRM, PLM и др.), а также по стандартным протоколам с унаследованными системами. В свою очередь, процессы обработки контента, реализуемые Documentum Process Suite, могут автоматизировать функции бизнес-процессов корпоративного уровня, управляемые интеграционными системами BPM третьих производителей.

Интеграционные функции реализуются на уровне входящих и исходящих сообщений. Если необходимо переслать или запросить данные из внешнего источника, с помощью специальных шаблонов функций вызываются сервисы для сообщений (message service), которые осуществляют необходимые преобразования данных и пересылают сообщение по соответствующему протоколу, например JMS, HTTP, SOAP, FTP или SMTP. При синхронной обработке сообщений (JCA или Web-сервисы) будет направлено и ответное сообщение.

Если процесс получает сообщения или уведомления о событиях от внешних систем, сервисы интеграции обеспечивают прием входящих сообщений по протоколам HTTP, JMS и SMTP. Приемники (listener), которые для безопасности могут располагаться за сетевым экраном, передают их соответствующему обработчику. Обработчик преобразует внешнее сообщение либо в метод управления контентом объекта репозитория, либо в событие BPM, которое может запускать поток работ или завершать выполнение ожидающей функции.

Функции интеграции

Палитра функций интеграции в конструкторе бизнес-процессов Business Process Manager содержит шаблоны для решения задач интеграции приложений. Кроме обращения к сервисам интеграции поддерживаются операции чтения и записи для баз данных, протокол FTP, динамические Web-сервисы и методы Java для Documentum Business Object Framework. Шаблоны снабжены программами-мастерами, позволяющими задавать соответствие между элементами данных пакета процесса и параметрами интеграционной функции. Для задания проверки учетной записи на основе шаблона функции чтения записей базы данных, нужно при помощи графического редактора установить соответствие аргумента SQL-запроса элементу данных процесса. Аналогично с помощью программ-мастеров выполняется конфигурирование Web-сервисов.

События и исключения

В Documentum Process Suite встроена возможность регистрации и реагирования на события, генерируемые механизмом выполнения бизнес-процессов, сервером контента, а также внешними системами.

Внешние события регистрируются сервисами интеграции бизнес-процессов. Имеются обработчики, которые для заданных событий могут инициировать определенные действия, например, запуск процесса или завершение задачи. Сервер контента Documentum генерирует события, отражающие изменения в состоянии объектов, например, папок, документов, XML-объектов. Так, с помощью методов promote и demote может поддерживаться последовательность возможных статусов документа: «проект», «одобренный», «утвержденный» и т.д. При переходе в следующее состояние жизненного цикла генерируется событие, которое может запустить новый бизнес-процесс или посылку уведомления. Сам механизм исполнения процессов в состоянии генерировать события, например при создании элемента работы, назначении исполнителя, достижении заданного значения таймера, завершении задачи, которые могут инициировать другие действия. Еще один источник сигналов о наступлении событий — таймеры. С их помощью может быть организован отсчет времени до начала или продолжительности выполнения функции. В общем случае при наступлении некоторого события процесса посылается уведомление, для чего могут применяться настраиваемые пользователем шаблоны почтовых сообщений.

Инструмент Business Process Manager не поддерживает непосредственно предусмотренные спецификацией BPMN средства фиксации и компенсации транзакций. Вместо этого любая функция наряду со множеством «нормальных» действий может отрабатывать особые ситуации, среди которых, например, «вернуться в предыдущее состояние» (функция Revert), при этом могут быть отклонены потоки и выполнена повторная обработка неправильных или неполных данных или документов. Во многих системах управления бизнес-процессами такая возможность отсутствует.

Мониторинг производительности

Как удостовериться в том, что внешне «благополучный» процесс, находящийся в промышленной эксплуатации, действительно удовлетворяет своему назначению, а его реализация совершенна? Нет ли в процессе узких мест, влияющих на производительность и как их устранить? Мониторинг бизнес-деятельности (business activity monitoring, BAM) — направление, возникшее как самостоятельное, теперь предлагается многими поставщиками в составе комплексных решений для управления бизнес-процессами.

Задача мониторинга в широком смысле состоит в том, чтобы в режиме, близком к реальному масштабу времени, регистрировать определенные параметры процесса — их часто называют ключевыми показателями или индикаторами эффективности (Key Performance Indicator, KPI) — и в наглядной форме предоставлять пользователю. Это позволяет в оперативном режиме не только получить сигнал о возможных отклонениях, но и установить причины и попытаться исправить ситуацию. При необходимости должна существовать возможность передачи данных мониторинга на этапы конструирования и имитационного моделирования, с тем чтобы в процесс можно было внести соответствующие изменения. Таким образом, возникает замкнутый цикл непрерывной оптимизации бизнес-процессов. Для этого необходима единая программно-информационная среда, в которой предшествующие результаты естественным образом преобразуются в целевые установки и критерии контроля для последующих стадий жизненного цикла решения — от выявления процессов, построения и анализа моделей через развертывание процессов и настройку интерфейса пользователя к эксплуатации, в ходе которой оттачивается взаимодействие людей и систем, а также к непрерывному мониторингу функционирования решения в целом и выполнения отдельных операций. Возможность непрерывной оптимизации бизнес-процессов зависит не только от преемственности этапов жизненного цикла, но и от способности системы управления связать оперативные данные о производительности с накопленными «историческими» данными, уловить тенденции и подсказать направления совершенствования процессов.

В решении Documentum Process Suite мониторингом могут быть охвачены процессы, смоделированные средствами Business Process Analyzer и выполняемые под управлением механизма Documentum Process Engine, который обеспечивает регистрацию контролируемых показателей и параметров. Средства мониторинга деятельности обеспечивают «перехват» этих данных и позволяют своевременно выявлять проблемы производительности, возникающие при выполнении процессов, определять их источник и вносить корректирующие воздействия. Параллельно могут накапливаться ценные ретроспективные данные о выполнении процесса, анализ которых может помочь совершенствованию бизнес-процессов.

Инструментальная панель

Для отображения информации и сигналов, генерируемых механизмами мониторинга, приобретенными EMC вместе с компанией ProActivity, предусмотрена приборная панель, на которой показатели и метрики процессов отображаются в реальном масштабе времени при помощи таблиц, диаграмм и предупреждений. Для реализации панели предусмотрен ряд портлетов, обеспечивающих вывод предупреждений и диаграмм процессов с возможностью детализации отчетов, о состоянии выполняемых процессов (рис. 3).

 

Рис. 3. Пример индикаторной панели мониторинга процесса: детализируемая схема процесса, предупреждения, графические индикаторы

Рис. 3. Пример индикаторной панели мониторинга процесса: детализируемая схема процесса, предупреждения, графические индикаторы

Предупреждения и сводки

Данные о ходе выполнения процесса (начало, продолжительность и завершение — определенные конструктором «датчики») регистрируются механизмом исполнения процессов в специальной базе данных мониторинга. Этот ресурс периодически опрашивается механизмом предупреждения, который проводит анализ операционных данных в соответствии с заданными критериями (например, превышение предельной «стоимости» реализации процесса). При угрозе возникновения «аварийных» ситуаций могут автоматически отправляться сообщения электронной почты, запускаться определенные процессы или Web-сервисы коррекции.

Данные мониторинга организованы в виде бизнес-объектов (объекты или структуры данных), младшим элементом которых являются поля. Соответствие между последними и элементами XML данных процесса устанавливается с помощью особого инструмента Business Activity Monitor.

Предусмотрены специальные сущности типа «отчет»: на основе этих спецификаций генерируются сводки по результатам мониторинга — о выполнении процессов и работ, о незавершившихся процессах, а также предупреждения и т.п. Условия, характеризующие возникающие ситуации или события (по ним могут выдаваться предупреждения), задаются выражениями со ссылками на поля. Необходимые манипуляции (соединение данных разных объектов, вычисления по формулам и с применением функций обобщения и статистической обработки) задаются при помощи графического конструктора.

Поставщики BPM-систем сулят пользователям завидные преимущества: резкое снижение затрат, ускорение реализации и внедрения практически любых бизнес-процессов, «автоматическое» выполнение нормативных требований. Зачастую возможности предлагаемых наборов продуктов выглядят внешне одинаково привлекательно, хотя требования к системам поддержки транзакционных процессов, взаимодействия приложений, управления потоками работ и документами могут заметно отличаться. Как бы то ни было, BPM привносит в управление бизнесом дисциплину высокоуровневого анализа, моделирования и контроля производительности, а также централизацию механизмов исполнения и управления контентом. Сбалансированность архитектуры и функций, интегрированных BPM-платформами нового поколения, среди которых есть и EMC Documentum Process Suite, по-видимому, позволит рассматривать их в качестве ядра корпоративных информационных систем.


Функциональные компоненты Documentum Process Suite

Решение EMC Documentum Process Suite нацелено на процессы, работающие с документами, однако благодаря наличию соответствующих сервисов и адаптеров обеспечивается эффективное взаимодействие бизнес-процессов с корпоративными информационными системами и базами данных. В состав решения входят следующие компоненты:

Business Process Manager — инструмент графического проектирования процессов, которым можно пользоваться без специальной технической подготовки. Готовые палитры бизнес-процессов и шаблоны функций ориентированы на решение типовых задач управления документами, обработки данных, коллективной работы и взаимодействия с внешними системами.

Business Process Analyzer — средство моделирования и анализа бизнес-процессов, взаимодействующее с Business Process Manager. Модель процесса это не только графический образ, но и формализованная спецификация, хранящаяся в репозитарии в виде специальных структур данных. Это позволяет рассматривать и анализировать модель в различных аспектах, например, проверять непротиворечивость, сопоставлять с другими моделями и т.п. Данный компонент может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с BEA WebLogic Integration, BEA AquaLogic BPM, Tibco Staffware Process Suite, Microsoft BizTalk и другими механизмами управления бизнес-процессами.

Business Process Simulator — средство анализа определений бизнес-процессов методами имитационного моделирования.

Process Engine — среда исполнения бизнес-процессов и управления потоками работ, управления очередями, отслеживания результатов операций происходящих событий и уведомления заинтересованных пользователей и систем.

Content Server — общий репозитарий контента предприятия и базовые сервисы для управления контентом (документы в форматах HTML и XML, графические и мультимедиа-данные, документы офисных программ, образы отсканированных документов и т.д.), средства обеспечения коллективной работы и управления бизнес-процессами, используемые всеми приложениями платформы.

 

Платформа Documentum обеспечивает набор решений для управления бизнес-процессами, интенсивно работающими с различными документами

Business Process Services — инфраструктура интеграции бизнес-процессов с внешними системами и программным обеспечением промежуточного слоя.

Business Activity Monitor — компонент мониторинга параметров выполнения процессов в реальном времени, генерации информационных сообщений и отображения показателей на приборных панелях. В завершение цикла оптимизации процессов данные мониторинга можно вернуть в Business Process Analyzer или Business Process Simulator.

Process Connectors — инфраструктурные компоненты, обеспечивающие интеграцию механизма исполнения бизнес-процессов с механизмом управления бизнес-правил ILOG JRules, средствами аналитического моделирования ARIS компании IDS Scheer и платформой бизнес-аналитики Cognos.

Collaborative Edition — виртуальные рабочие пространства и средства для коллективной работы, в которые интегрируются бизнес-процессы и контент, представленный в репозитарии Documentum.

Forms Builder — графический редактор основанных на XML электронных Web-форм документов, интегрированный с инструментов проектирования процессов и репозитарием Documentum.

Process Navigator — Web-интерфейс к схемам процессов, корпоративным проектным данным и отчетам Business Process Analyzer. Этот компонент также интегрирован с репозитарием Documentum и средствами коллективной работы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями