Еще совсем недавно казалось, что достаточно установить новую компьютерную программу — и предприятия, для которых ИТ уже стали становым хребтом успешного бизнеса, будут счастливы. Однако время наивного ИТ-романтизма прошло: эффективность ИТ-инфраструктуры определяется не фактом ее наличия, а конкретным воздействием на основной бизнес компаний, а здесь пока не все так радужно.

На первом этапе интеграцию бизнеса и ИТ (с середины 80-х до середины 90-х годов) представлялось возможным реализовать путем автоматизации бизнес-процессов, существовавших еще в докомпьютерную эпоху. Практика показала, что этот подход очевиден, но неправилен. Если использовать аналогию с обычной архитектурой, то эта ситуация похожа на попытку использовать кирпич для постройки веревочного моста — здесь требуется перестройка самих бизнес-процессов в соответствии со спецификой эры ИТ.

Второй этап (с середины 1990-х годов до середины 2000-х годов) — реинжиниринг бизнес-процессов. Предполагалось, что архитекторы информационной системы предложат новую структуру организации бизнеса, максимально совместимую с ИТ. Этот период совпал с увлечением ERP-системами и средствами моделирования бизнес-процессов. По аналогии с архитектурой это означало проектирование здания с учетом специфики строительных материалов и целей эксплуатации здания — архитектор предлагает целиком построить многоквартирный дом из железобетонных плит.

Но оказалось, что современное предприятие — очень мобильная структура и, чтобы сохранять свои позиции на рынке, ему нужно постоянно меняться. Перестраивать корпоративное «здание» приходится без выселения жильцов и остановки лифтов. Времена, когда один раз правильно «настроенное» предприятие могло функционировать годами, ушли в прошлое.

  • Передел и расширение рынков сопровождается чередой слияний и поглощений в различных отраслях экономики, что приводит к необходимости обеспечивать интеграцию различных корпоративных культур и знаний, перетряхивать «здание» сверху донизу.
  • Потребность в получении дополнительных конкурентных выгод приводит к необходимости глубокой специализации бизнеса, что заставляет компании отказываться от непрофильных производств и применять аутсорсинг. Обострение конкуренции создает необходимость постоянного обновления товаров и услуг. Активно внедряются гибкие технологии и системы контроля качества, а бизнес-процессы подстраиваются под частую смену продуктовых линеек.
  • Технологический прогресс привел к стремительному удешевлению телекоммуникаций, стало возможным информационное объединение географически распределенных бизнес-структур, пышным цветом расцвел информационный аутсорсинг, от контакт-центров до дистанционной разработки программного обеспечения. Развитие средств мобильной связи породило новые маркетинговые возможности, а ИТ интегрируются теперь во все технологические процессы.

Однако перед лицом этих факторов, инициирующих процессы трансформации предприятий, существующая информационная инфраструктура оказалась самым инертным звеном, что связано с невероятно высокой сложностью информационных систем.

Управление архитектурой предприятия

Непрерывный реинжиниринг бизнес-процессов сдерживается неповоротливостью ИТ, поэтому и возник спрос на средства управления архитектурой предприятия. В традиционной архитектуре это означало бы возможность постоянной перестройки здания без выселения жильцов и остановки функционирования инфраструктуры дома. Можно себе представить такой организационный кошмар и колоссальную сложность задач, стоящих перед теми, кто занимается реализацией данной модели.

Ответом ИТ на такой вызов стала сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA), однако перестройка уже существующей ИТ-инфраструктуры — задача сложная, требующая инструментов согласования бизнеса с ИТ и стратегического планирования развития последней без прекращения поддержки ключевых бизнес-процессов. Острая необходимость в инструментах и методологиях управления архитектурой предприятия (Enterprise Architecture Management, EAM) наблюдается прежде всего в крупных организациях — чем больше компания, тем сложнее ее ИТ-инфраструктура. Кроме того, крупные компании, как правило, находятся на более высоком уровне зрелости (по модели зрелости предприятия, предложенной университетом Карнеги—Меллона), а внедрение систем управления архитектурой соответствует самому высокому уровню зрелости. Можно выделить несколько основных задач, стоящих перед EAM.

Планирование и сопровождение крупных ИТ-проектов. Ошибки, допущенные на ранних этапах реализации проекта, приводят к огромным проблемам на более поздних этапах. Во избежание ошибок рекомендуется использовать средства сопровождения жизненного цикла информационных систем.

Обычные системы сопровождения разработки информационных систем охватывают только небольшую часть цикла: разработка —> тестирование —> развертывание —> эксплуатация. Средства управления архитектурой предприятия реализуют поддержку жизненного цикла с самых ранних стадий: анализ бизнес-требований, разработка архитектурных решений, оценка, приоритизация, подготовка бюджета, проектирование или приобретение информационной системы (рис.1). Организация полноценного взаимодействия систем управления архитектурой предприятия, построенных на основе единого репозитария (Configuration Management DataBase, CMDB) с системами управления конфигурациями, системами управления портфелями проектов (Project Portfolio Management, PPM) и рядом других систем, позволяет наладить поддержку полного жизненного цикла информационных систем.

Реорганизация предприятия. Проекты реорганизации, вызванные слиянием, поглощением, разделением или иным изменением структуры компании, требуют сегодня прежде всего скрупулезной работы по интеграции или разделению их информационных инфраструктур. Для ИТ-менеджеров такая работа превращается в управленческий кошмар, и особую сложность представляет обеспечение единых корпоративных стандартов в различных структурных подразделениях. Средства управления архитектурой предприятия берут на себя часть нагрузки по управлению процессом структурной реорганизации.

Реинжиниринг бизнес-процессов. Главную сложность при реинжиниринге бизнес-процессов в компании представляет обеспечение непрерывной бизнес-поддержки со стороны ИТ. Изменившийся бизнес-процесс может потребовать другого ИТ-ландшафта, поэтому важно обеспечить своевременность трансформации ИТ-инфраструктуры. Средства управления архитектурой предприятия, например система alfabet planningIT, могут также обеспечить оптимизацию бизнес-поддержки за счет удаления избыточности на уровне поддержки бизнес-функций.

Оптимизация и приоритезация проектов ИТ. Известные факты о планировании в области ИТ удручают: от 20 до 30% проектов представляют малую ценность для бизнеса или вообще ценности не представляют, 25% проектов могут дать тот же результат с меньшим риском и снижением стоимости их реализации, 75% ИТ-менеджеров имеют проблемы с охватом портфеля проектов и используют хаотические, трудновоспроизводимые процессы планирования, 89% менеджеров не используют в проектах никаких метрик, кроме финансовых, а 16% менеджеров даже не создают бизнес-описание для ключевых проектов. Средства управления архитектурой помогают сделать процесс приоритизации и документирования проектов прозрачным и управляемым за счет создания площадки взаимоувязывания противоречивых интересов участников процесса управления. Использование технологий эффективного управления и планирования, реализованных в средствах EAM, сокращает риски, связанные с человеческим фактором, — внедрение систем EAM основывается на использовании проверенных методик по планированию, что серьезно повышает качество отбора проектных решений.

Внедрение единых внутрикорпоративных стандартов. Несвязность и сложность ИТ-ландшафта затрудняет инициативы по созданию многофункциональных решений и информационных систем. Путем к снижению инвестиционных и эксплуатационных расходов является внутрикорпоративная стандартизация, охватывающая как бизнес-подразделения, так и подразделения, отвечающие за ИТ. Такая стандартизация может быть проведена только с учетом всех элементов бизнес-архитектуры и ее взаимосвязи с ИТ-архитектурой. Средства управления архитектурой (например, Telelogic System Architect) позволяют увязать в рамках описания на уровне метамодели текущий ИТ-ландшафт с набором стандартов, обеспечивающих переход к некоторой целевой архитектуре, например основанной на SOA-приложениях.

Управление качеством продуктов и сервисов. Применение лучших практик и стандартов обеспечения качества сервисов и продуктов сегодня практически невозможно без реализации эффективной бизнес-поддержки со стороны ИТ-инфраструктуры компании, однако планирование таковой представляет большую проблему. Использование систем управления архитектурой предприятия позволяет реализовать эффективное управление качеством продуктов и сервисов путем обеспечения постоянной и полноценной поддержки ключевых бизнес-процессов, функциональных продуктов и услуг. Планирование бизнес-поддержки интегрируется в план развития ИТ. Набор метрик, увязанных с задачами управления качеством, позволяет осуществлять как мониторинг информационных систем, так и упреждающее планирование развития ИТ-инфраструктуры.

Управление соответствием лучшим практикам и стандартам. Увеличение роли ИТ в реализации ключевых бизнес-процессов компаний поставило вопрос о формализации процедур управления ИТ-инфраструктурой. Подобная формализация идет по пути формирования набора лучших практик и стандартов. Управление соответствием стандартам можно разделить на оперативное и стратегическое. Оперативное управление характеризуется ориентацией на такие практики, как ITIL, ITSM, MOF и т.п. Здесь наиболее известны системы HP OpenView и IBM Tivoli. Стратегическое управление определяется следующими стандартами: SOX, Solvency II, Basel II, MiFID и CobiT. Системы управления архитектурой предприятия относят к сфере стратегического управления ИТ.

Начиная с 2006 года компании, зарегистрированные в Федеральной комиссии по ценным бумагам США, в том числе и российские, планирующие разместить их на американском фондовом рынке, для проведения процедур соответствия новым требованиям регулирующих органов должны прибегать к услугам аудиторов. Другой путь — использование методологии «постоянного соответствия», основывающейся на технологиях и программном обеспечении, уменьшающих потребность во внешних процедурах аудита. Средства управления архитектурой, включающие модули управления соответствием (Compliance Management), например система planningIT, позволяют реализовать методологию «постоянного соответствия» за счет перехода от проектного к процессному управлению соответствием. Основные элементы разработанной компанией Deloitte типовой модели процесса «постоянного соответствия» (Sustained Compliance Solution Framework):

  • эффективные и результативные процессы количественной и качественной оценки уровней тестирования, исправления, мониторинга и подготовки отчетности;
  • интегрированные процессы подготовки финансовой отчетности и внутреннего управления;
  • технологии поддержки обеспечения соответствия;
  • четко определенные роли и ответственности с возможностью их оценки;
  • обучение и тренинги для управления окружением;
  • адаптивность и гибкость для реагирования на организационные и регулятивные изменения.

Архитектура предприятия

Архитектура предприятия — это описание (набор метаданных) текущей и целевой структуры предприятия и процессов, протекающих на нем для реализации целей, стратегий и политик. Архитектура может содержать различные категории объектов и взаимосвязей между ними. Обычно выделяют несколько условных уровней описания архитектуры предприятия:

  • уровень предприятия: цели, стратегии, корпоративные политики, бизнес-потенциалы;
  • уровень бизнеса: организационная структура, бизнес-процессы, бизнес-функции;
  • уровень приложений: бизнес-приложения, интерфейсы, информационные потоки;
  • информационный уровень: концептуальные, логические и физические модели данных, метаданные;
  • технический уровень: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, платформы, компоненты, дата-центры и т.д.

Управление архитектурой предприятия — сравнительно новая предметная область, поэтому существуют различные представления о принципах управления архитектурой. Например, аналитики Gartner рассматривают архитектуру (Gartner Enterprise Architecture Framework, GEAF) как сочетание бизнес-, информационной и технологической архитектур (рис. 2). Это сочетание определяет соответствующие архитектурные решения.

Рис. 2. Модель архитектуры GEAF
Структура управления архитектурой предприятия по GEAF предполагает несколько взаимосвязанных областей, причем основа управления — это взаимодействие, которое предполагает определение ключевых лиц, общего набора ценностей и оповещение заинтересованных сторон.

Управление архитектурой начинается с построения стратегического плана. Ключ к обеспечению жизнеспособности стратегического планирования — грамотное осуществление самого процесса. Управление архитектурой предприятия означает не только понимание этого планирования, но и управление его эволюцией. На основе бизнес-стратегии разрабатывается стратегия ИТ и план развития архитектуры (мастер-план).

Управление архитектурой предприятия невозможно без определения целей архитектурной трансформации и описания (документирования) текущей архитектуры. На их основе разрабатывается целевая архитектура и определяются этапы архитектурной трансформации (планируемые архитектуры).

Важнейший этап управления архитектурой — внедрение разработанных архитектурных решений, которое должно опираться на формирование персонала по внедрению, проведение первичного обучения и последующих регулярных тренингов персонала функциональных подразделений, а также создание системы поощрений. Управление архитектурой предприятия разбивается на несколько взаимосвязанных процессов: управление портфелем программ, управление инвестициями в ИТ, управление жизненным циклом ИТ и управление проектами.

С точки зрения аналитиков Gartner, ключ к успеху реализации стратегии предприятия состоит во взаимодействии управления архитектурой предприятия и стратегического планирования ИТ. Жизненно необходимо, чтобы стратегическое планирование ИТ и архитектура предприятия были согласованны, жизнеспособны и надежны, а не изолированы, бюрократизированы и сфокусированы на самих себе. Управление архитектурой предприятия требует креативного взаимодействия между стратегами развития бизнеса и ИТ, внедренцами и маркетологами.

По мнению аналитиков Gartner, многие усилия по управлению архитектурой заканчивались провалом, потому что были сфокусированы на техническиориентированные модели, вместо того чтобы концентрироваться на разработке стратегических направлений развития, которые могут использоваться для анализа архитектуры и принятия инвестиционных решений. Успешные примеры обусловлены повторяемым процессом управления и согласования изменений. Управление архитектурой невозможно без теснейшей увязки со стратегическим планированием и портфельным управлением.

Системы управления архитектурой предприятия

В октябре 2005 года были опубликованы результаты независимого тестирования Технического университета Мюнхена по анализу девяти решений (табл. 1) в области управления архитектурой предприятия. Подобные исследования очень трудоемки и занимают много времени, поэтому пока нет более свежих данных, сравнимых по полноте. Заказчиками тестирования, которое длилось более полугода, выступили компании — потенциальные пользователи подобных систем: BMW Group, Deutsche Post, Gillette, Siemens, TUI, T-Com и т.п.

Таблица 1. Системы управления архитектурой предприятий
Тестирование проводилось по результатам решения семи функциональных задач, связанных с управлением архитектурой предприятия, и оценивалось по пятибалльной шкале: 1 — цели EAM не достигнуты, 5 — достигнуты полностью (табл. 2).

Как видно из табл. 2, неплохие показатели у продукта planningIT, предназначенного для стратегического планирования ИТ и управления архитектурой предприятия. Особенность этой системы — интеграция стратегического планирования предприятия в целом с процессом развития информационной инфраструктуры (концепция IT-Governance). Основные функциональные блоки системы Alfabet planningIT: Единый репозитарий, Управление бизнес-требованиями, Управление архитектурой приложений, Управление архитектурой предприятия, Управление портфелем программ, Управление корпоративной стратегией и мастер-планирование, Управление стратегическими целями, Управление версиями, Управление соответствием лучшим практикам и стандартам. Система planningIT используется в таких компаниях, как DaimlerChrysler, BMW, Deutsche Telekom, T-Systems International, Deutsche Bahn.

Другой продукт, показавший неплохие результаты при тестировании, — System Architect, позволяет автоматизировать жизненный цикл разработки и дать наглядное представление о работе всего предприятия. System Architect — это инструмент, который обеспечивает поддержку всех областей моделирования, включая моделирование бизнес-процессов, компонентное и объектное моделирование с помощью UML, моделирование данных, структурный анализ и дизайн. В число пользователей Telelogic System Architect входят такие компании, как Verizon, Vodafone, Dell, Siemens, ING, Bank of England, DuPont.

Эффект от EAM

По данным Международной ассоциации финансовых директоров, журнала BusinessWeek и аналитиков Ernst & Young, обеспечение соответствия лучшим практикам и стандартам в крупной компании уже в первый год эксплуатации EAM-системы может принести эффект, измеряемый миллионами долларов. Применение средств управления архитектурой предприятия может существенно повысить эффективность использования ИТ-бюджета. Например, по данным компании Deloitte, наличие корректного описания текущего ИТ-ландшафта дает экономию до 15% стоимости ИТ-проектов только за счет сокращения расходов на сбор данных об ИТ-инфраструктуре.

Согласование и уточнение бизнес-требований, считают в компании Standish Group, может дать экономию до 20% за счет сокращения количества работ по реализации и переделке, связанных с некорректными требованиями. Механизм выбора приоритетных инвестиций в ИТ экономит их до 30% (данные McKinsey). Это становится возможным за счет отказа от проектов, не дающих существенного вклада в развитие бизнеса компании, учета взаимного влияния проектов, разумного и обоснованного сокращения бюджетов отдельных проектов, не приводящего к потере ожидаемого результата от их реализации.

Планирование и стандартизация ИТ-инфраструктуры, по оценке Meta Group, может дать экономию до 30% общих операционных расходов. По данным Массачусетского технологического института, формализация процессов формирования ИТ-бюджета и других процессов управления экономит до 40% неоперационных расходов на персонал и дает сокращение сроков реализации проектов до 50% благодаря переходу на процессный, а не на проектный метод работы.

Третью волну информатизации можно обозначить как эпоху оптимизации бизнеса. Эффективное управление ИТ-инфрастурктурой и бизнесом компании в целом позволяет получить существенные конкурентные преимущества. Инструменты и методологии управления архитектурой предприятия — ключ к эффективному управлению современного предприятия.

Вячеслав Ерохин (Viatcheslav.Erokhin@rdtex.ru) — эксперт по системам управления архитектурой предприятия, компания РДТЕХ (Москва).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями