Так происходит сегодня и с решениями по созданию и управлению сетевым контентом, которые в виде сервисов активно внедряются сегодня в деятельность корпораций.

Амбициозный термин Web 2.0 часто ассоциируется с технологиями, обеспечивающими переход от статичных Web-страниц, формируемых компаниями из разрозненных источников, к «живому» представлению, обладающему функциональностью, позволяющей, в частности, пользователю самостоятельно создавать и пополнять информационные ресурсы Сети, работать с многочисленными Web-сервисами, и создавать композитные Internet-приложения. К таким технологиям относятся средства публикации, распространения и многостороннего обмена информацией (блоги, wiki, подкасты, новостные потоки) и программного взаимодействия (сетевые интерфейсы прикладного программирования и стандарты, AJAX, REST и др.). Одно из существенных преимуществ технологий и бизнес-моделей эпохи Web 2.0 (аналитики Gartner полагают, что к ним, прежде всего, относятся технологии взаимодействия и анализа социальных сетей, средства формирования пользовательского интерфейса и синтеза композитных Internet-приложений) состоит в синергетическом эффекте: успешные приложения не только порождают новые, более продуктивные способы решения существующих задач, но и гармонизируют информационную и социальную среду производственных процессов, например при проектировании изделий, управлении продажами и поставками, обслуживании клиентов и т.п. Сотрудники различных подразделений компании, заказчики, партнеры и потребители, получив возможность свободно взаимодействовать, существенно обогащают информационную поддержку процессов и попутно коллективно наращивают информационные активы компании.

Люди и ИТ

По оценкам консалтинговых компаний McKinsey и Sand Hill Group, в среднем до 40% деловой активности работников в развитых странах направлено на различные виды взаимодействия с коллегами и внешними контрагентами (рис. 1): переговоры, встречи, обмен сообщениями и т.п., причем значение этого показателя неуклонно растет. В то же время на средства программной поддержки такой деятельности направляется только 24% всех инвестиций в ИТ. В отличие от производственных операций, нацеленных на изменение физических свойств изделий и обработки транзакций, подчиняющихся четкому набору условий и правил, взаимодействие между людьми менее формализовано и, прежде всего, должно обеспечиваться средствами обмена суждениями, потреблением знаний и углубленным анализом ситуации.

Рис. 1. До 40% деловой активности работников направлено на взаимодействие с людьми, обмен сообщениями и работу со слабоструктурированными документами

Взаимодействие между людьми автоматизировать не так просто — его отличает слабая структурированность используемой информации, а также изменчивость состава участников. В то же время участниками взаимодействия являются, как правило, высококвалифицированные сотрудники, что открывает широкие перспективы применения технологий Web 2.0. Возможность самостоятельно создавать и распространять информацию ведет к децентрализации управления, раскрепощению творческих начал работников, формированию систем корпоративного знания, а значит, и к увеличению ценности Internet-технологий для бизнеса.

Если раньше основными требованиями к информационным системам управления производственными операциями и поддержке транзакционной деятельности, с которыми связывался рост прибыли, были надежность, высокая производительность и масштабируемость, то теперь требуются иные параметры: улучшение среды коммуникаций и взаимодействия, расширение возможностей поиска и доступа к данным, преобразования их в полезную информацию, интеграция информационных ресурсов, а также поддержка сетевых форм интеллектуального сотрудничества и управления распределенными бизнес-процессами. Для этого необходимо, чтобы информационные технологии и сервисы были максимально доступны пользователям и продуцировали бы решения, стимулирующие конструктивное взаимодействие корпоративных сообществ.

Wiki, блоги и сообщества

Наиболее известной реализацией wiki является созданная в 2001 году и поддерживаемая пользователями Wikipedia. Браузер, воспринимаемый ранее лишь как средство просмотра Web-страниц, может служить весьма эффективным инструментом создания мощного информационного ресурса. Эта «общественная» энциклопедия, насчитывает сегодня 1,5 млн. статей на 100 языках, в том числе и на русском, причем каждый день в среднем три статьи обновляется. Для сравнения: 32-томное издание Encyclopedia Britannica 2007 года содержит около 100 тыс. статей. Среди родственных проектов — словари Wiktionary, коллекции книг Wikibooks, цитат Wikiquotes, документов Wikisource, новостей Wikinews и материалов для самообразования Wikiversity.

Wiki, блоги и новостные потоки вначале были ориентированы преимущественно на Internet-сообщество: Wiki — для коллективного сбора, редактирования и структурирования сведений в форме текстов; блоги — сетевые журналы или дневники событий. Wiki — ресурс коллективный (корпоративный или общественный), а блоги могут быть как групповыми, так и личными, тематическими или общими по содержанию. Благодаря возможности публикации комментариев и отзывов эти формы сетевого общения приобрели популярность в гражданских, научных, тематических и профессиональных сообществах, а затем — и в корпоративных и государственных системах (рис. 2). Согласно данным опроса руководителей 100 ведущих компаний США, проведенного консалтинговой компанией Gilbane Group, эти средства применяются в таких областях деятельности, как управление знаниями (44%), коллективная разработка проектов (42%), распространение информации внутри компании (42%), связи с клиентами (28%), управление контентом (26%), маркетинг и PR (25%).

Рис. 2. Wiki, блоги и новостные потоки в различных областях деятельности компании

Традиционная форма использования блогов в компании — ведение персонализированных дневников, отображаемых в обратном хронологическом порядке. Сегодня считается хорошим тоном, когда руководители и ключевые сотрудники компании ведут блоги. Это позволяет не только представить бизнес компании широкой общественности — партнерам, инвесторам и клиентам, но и открыть широкий форум для дискуссий. В компаниях блоги используются как средство внутренних коммуникаций, управления разработками и проектами, а также для анализа ситуаций. Достаточно эффективное применение блога — корпоративная «доска объявлений», в соответствующих разделах которой ежедневно публикуются сведения о текущих планах, событиях и мероприятиях, откликах прессы, примеры передового опыта, успешной, или наоборот, неудачной деятельности и т.д. Наличие такого ресурса позволяет не только резко сократить объемы внутрикорпоративных почтовых рассылок, но и создать более благоприятный информационный «фон» деятельности сотрудников, в том числе работающих на дому или находящихся в командировке.

С помощью wiki компании создают интерактивные предметно-ориентированные своды документов с соответствующей рубрикацией, аннотациями и поисковыми средствами: справочники, наставления, инструкции и т.д. Основное содержание wiki готовят по надежным источникам квалифицированные специалисты. Опубликованные документы могут комментироваться и последовательно редактироваться сотрудниками компании и внешними пользователями. Многие системы обеспечивают сохранение и отслеживание предыдущих версий, например, в Microsoft и ряде других ИТ-компаний wiki широко применяются для сбора отзывов и предложений пользователей программных продуктов. Блог может служить оперативным индексом к массивам электронных документов. Разработчики заказного программного обеспечения организуют не только каталоги сведений о версиях установленных продуктов, но и сводный ресурс кратких руководств и инструкций по их развертыванию и применению, дополняемый комментариями пользователей. Эрик Балдешвилер, руководитель разработки программы Yahoo, отмечает, что система TWiki применяется в компании для управления проектами и подготовки документации. Для сотен разработчиков в разных странах TWiki стала средой сетевого взаимодействия, наличие которой радикально изменило организацию обсуждений, выпуск продуктов и документации.

Wiki-системы достаточно гибки: базовые функции ядра дополняются модулями расширения, а для оформления страниц применяются модифицируемые HTML-шаблоны и стилевые таблицы CSS. Поэтому такие системы широко применяются не только по прямому назначению, но и в качестве простого средства формирования различных Web-страниц. На рынке имеется большое количество коммерческих и свободно распространяемых систем создания wiki и блогов, но для корпоративных систем требования к ним, как правило, разнообразнее и жестче. Дайон Хинчклифф, главный редактор Web 2.0 Journal и AjaxWorld Magazine, считает, что требования к таким системам следует формулировать в контексте общей ИТ-инфраструктуры компании. По его мнению, к важнейшим аспектам использования новых технологий в корпоративном секторе относятся: управление доступом и защита информации; интеграция с корпоративными системами управления контентом и бизнес-процессами, поисковыми средствами; обеспечение качества данных; аудит и выполнение общекорпоративных правил обработки информации; открытость и наличие программных интерфейсов, а также возможность внутреннего и внешнего хостинга информационных ресурсов. Среди существенных с точки зрения корпоративных применений свойств систем выделим следующие характеристики (www.wikimatrix.org, www.weblogmatrix.org).

Разметка текстов и структура документов. В отличие от корпоративных систем управления контентом, в которых задачи разработки структуры документов решаются их архитектором, авторы блогов и wiki формируют страницы по шаблонам и самостоятельно задают ссылки и связи. Структуры документов могут быть иерархическими или более сложными, причем пользователи имеют возможность применять собственные схемы классификации. Для написания текстов wiki используется простой визуальный интерфейс, например, в системах Confluence, SnipSnap, TWiki, WikiDoc и др., либо особый язык разметки, а для сложных математических формул — язык TeX. При отображении исходный текст сначала преобразуется в HTML и снабжается необходимыми гиперссылками, а затем к нему применяется шаблон wiki, который, как правило, отличается простотой и не кэшируется (преобразования выполняются при каждом обращении к странице), что в корпоративных системах может ограничивать масштабирование.

Репозиторий документов. В одних реализациях wiki-документы хранятся в виде плоских текстовых файлов (например, в системах Incentive, JotSpot, Socialtext, TWiki, WikiDoc), а в более развитых решениях применяются системы управления базами данных (OmniBase в WikiDoc, HSQL в Confluence и Twiki, MySQL в WikyBlog, PostgreSQL и MySQL в Confluence) или интерфейс к внешним механизмам управления данными. На СУБД возлагается обеспечение целостности данных.

Качество данных. Обычно при подготовке текстов и других материалов решение об их готовности принимает редактор. Иной подход принят в wiki — автор публикует текст самостоятельно. Конечно, такая свобода предъявляет достаточно высокие требования к качеству информации, поэтому в корпоративных системах для контроля качества применяется несколько механизмов. Регистрация изменений позволяет видеть, как изменялось содержание документа и при необходимости вернуть документ к состоянию, предшествовавшему изменению. При этом, как, например, в системах Confluence, Netcipia, Twiki и др. может использоваться механизм управления версиями. Контроль содержания подобен защите от спама в системах электронной почты и основан на системе правил, которые могут включать списки нежелательных ключевых слов, IP-адресов и т.п.

Управление доступом. Это требование в корпоративных системах является обязательным, поэтому кроме запрета изменения документов незарегистрированным пользователям в современных wiki-системах (например, Confluence и Twiki) предлагаются механизмы контроля доступа, использующие наборы правил и списков полномочий пользователей, а также интерфейсы с сетевыми механизмами аутентификации и авторизации пользователей LDAP или Active Directory. В качестве объекта защиты может выступать множество документов, отдельный документ или его часть.

Продвижение информации

Одними из первых RSS-рассылки новостей стали применять сетевые издания, потом эту технологию подхватили блоггеры, после чего она получила прописку и в корпоративном секторе. Отпала необходимость просматривать Web-сайты в поисках обновлений — пользователи получили возможность создавать виртуальные ленты новостей и следить за обновлениями интересующих их источников. Как только происходит событие (и обновляется содержание сайта), подписчик получает уведомление, а ознакомиться с текстом можно в любой удобный момент.

Единая модель публикации и подписки предусматривает, что на информационном сайте формируется поток новостей, а по адресу новостного ресурса подписчики связываются с каналами рассылки и регулярно получают обновления. Таким образом, аудитория рассылки может быть практически бесконечной. Для представления обновлений применяются форматы RSS, OWL и Atom, воспринимаемые большинством механизмов считывания обновлений.

Механизм считывания обновлений может быть реализован как Web-сервис (системы Bloglines, Google Reader), специальная программа, устанавливаемая на рабочем месте пользователя (например, FeedReader, RSSOwl), встроенная в браузер функциональная возможность (Mozilla Firefox), расширение браузера (Sage для Mozilla Firefox), корпоративное серверное приложение (система NewsGator) или сетевая приставка (специализированное программно-аппаратное устройство Attensa Feed Server).

Для внутреннего использования компании могут создавать собственные каналы и источники рассылки. С их помощью могут централизованно распространяться корпоративные новости, распорядительные, нормативные и информационные материалы. Точно так же может быть организовано информационное обеспечение отдельных коллективов и рабочих групп.

Основное преимущество RSS по сравнению с другими методами доставки информации заключается в объединении различных новостных потоков в один. Благодаря этому пользователи могут консолидировать доступ практически к неограниченному числу ресурсов Сети и корпоративных сетей — от информационных сайтов до блогов и wiki.

Новостные ленты блогов обеспечивают оперативные коммуникации (оповещение о рабочих планах, подведение итогов, постановка вопросов, указания и т.д.) в специализированных рабочих группах и сообществах, при этом отдельные сообщения могут ссылаться на документы wiki, являющиеся инструментом содержательного сотрудничества и обсуждения.

Технология RSS создавалась в интересах обмена информацией между людьми, но, оказалось, что ее возможности значительно шире — поскольку формат RSS базируется на XML, можно представить нестандартные типы и преобразования данных. Механизм публикации и подписки на RSS-сообщения позволяет организовать асинхронное взаимодействие между приложениями и бизнес-процессами. Содержание сообщений может быть самым разнообразным, например, сведения об изменении значений технических параметров, ключевых показателей эффективности бизнес-процессов и других событиях, происходящих как в бизнес-среде, так и на уровне инфраструктуры. В качестве «издателей» и «подписчиков» могут выступать не только люди, но и программные компоненты: корпоративные информационные системы, процедуры восстановления после сбоев, системы баз данных, корпоративные порталы. Например, в системе компании KnowNow введение в контур обмена сообщениями программного слоя позволяет не только корректировать передаваемые сообщения (управляющие воздействия), но и управлять их приоритетами, выбирать каналы коммуникаций: открытые или защищенные, широковещательные или ведомственные, при необходимости проверки полномочий пользователей обращаться к системе управления идентичностями.

Соединяем все вместе

Недавно компания Yahoo запустила Web-сервис Pipes (pipes.yahoo.com), обеспечивающий визуальное проектирование и сборку композитного приложения (в терминологии Web 2.0 — «mashup»), которое консолидирует данные различных новостных потоков в формате RSS и Atom. Название Pipes («трубопровод», но также и «то, что очень просто сделать», «сущий пустяк») точно отражает особенности внешнего интерфейса (модули соединяются гибкими трубками) и ориентацию на пользователя-непрограммиста. Web-приложение, создаваемое с помощью сервиса Pipes, размещается и исполняется на серверах Yahoo. Во время выполнения может предусматриваться ввод данных пользователем, например, критериев фильтрации. Результат работы приложения представляет RSS-поток, на который можно подписаться. Тим О?Рейли, основатель и глава издательства O?Reilly Media, оценил Pipes исключительно высоко: в своем блоге он записал, что новая разработка Yahoo — это заметная веха на пути превращения Internet в среду создания приложений.

Конструктор Pipes написан на JavaScript и исполняется на стороне клиента. В его окне три панели (рис. 3). Слева находится библиотека (Library) — стандартные модули и сохраненные проекты. Стандартные модули сгруппированы по функциональному назначению: соединение с источниками данных (Sources); ввод данных пользователем (User Inputs); базовые операции (Operators), в том числе организация циклов, сортировка, подсчет и фильтрация значений; манипулирование Internet-адресами (Url); обработка строк (String) и дат (Date).

Рис. 3. Интерфейс Web-сервиса Pipes обеспечивает визуальное проектирование и сборку композитных приложений для консолидации новостных потоков

Рабочее окно (Canvas) находится в центре, а внизу — окно отладчика (Debugger). Проект должен содержать не менее двух модулей, выполняющих определенную функцию (загрузка данных, вычисления, проверки и т.п.). Необходимые модули перемещаются на рабочую панель и соединяются между собой «трубками», для чего у каждого модуля имеется одна или несколько точек соединения (terminal). Параметры модулей задаются в ходе проектирования или могут вводиться во время исполнения приложения. В качестве модуля может выступать готовый проект (subPipe). Отладчик позволяет анализировать работу компонентов проекта.

Сохраненный на серверах Yahoo проект может выполняться в качестве сервиса, генерирующего новостной поток в формате RSS, RDF, JSON, или Atom. Работа с ним происходит, как с обычным RSS-источником. После того как проект опубликован, другие пользователи могут его выполнять и копировать.

В Pipes имеется Web-интерфейс, с помощью которого можно определить формат выходного потока, адрес подписки, ознакомиться со структурой модулей, а также скопировать для модификации или включения в библиотеку в качестве готового модуля. Текущая версия сервиса Pipes позволяет консолидировать данные из различных потоков в формате RSS или Atom. Разработчики планируют реализовать поддержку других входных и выходных форматов, Web-сервисов, расширить функциональность стандартных модулей. В частности, планируется открыть интерфейсы прикладного программирования Pipes и обеспечить связь с Google Earth и сайтом Google Maps.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями