Недавно компьютерный факультет Открытого университета (www.computing.open.ac.uk) предложил специализированные магистерские программы по разработке программного обеспечения и по управлению программными проектами. Эти открытые масштабные программы дистанционного образования, получившие профессиональную аккредитацию, рассчитаны на обучение без отрыва от производства и нацелены прежде всего на специалистов-практиков, работающих в области информационных технологий. В предлагаемой статье мы покажем, как повлияли на наш курс программной инженерии такие ключевые особенности программ, как безотрывность, открытость и масштабность, и обрисуем его отличия от обычных курсов. Мы надеемся, что практический опыт, накопленный нами, после обобщения может пригодиться другим образовательным учреждениям, занятым разработкой и преподаванием курсов программной инженерии в географически распределенной студенческой аудитории.

 

Исторический фон

Многие работники ИТ-индустрии подходят под следующее описание: они получили университетское образование, возможно, имеющее некоторое отношение к компьютерам и программированию. Они по праву занимают ответственные должности разработчиков, менеджеров, администраторов баз данных и т.п. Они обладают определенной суммой знаний в своих областях специализации и время от времени посещают курсы повышения квалификации, где рассказывается о новых технических достижениях. После нескольких лет такой жизни они хотят расширить свое понимание вычислительной техники или программной инженерии и иметь возможность глубже изучить одну или несколько дисциплин. Они также чувствуют, что дополнительные официальные дипломы и сертификаты помогут развитию их карьеры.

Однако многие профессионалы не могут себе позволить оторваться от работы и все свое время посвятить учебе. В ряде учебных заведений они могут учиться без отрыва от производства, но не у каждого поблизости есть такое заведение. При большой рабочей нагрузке, особенно связанной с частыми командировками, посещение даже ограниченного числа обязательных занятий может оказаться затруднительным. Многие из них находят решение своей проблемы в магистерских программах дистанционного образования.

Открытый университет, находящийся в Великобритании, стал крупным, с момента основания в 1970 году, высшим учебным заведением с дистанционным образованием. Он приобрел всемирную известность благодаря многим своим инициативам, повысившим доступность высшего образования, а также высокому качеству учебных пособий и образовательного процесса. Сегодня в нем обучается более 200 тыс. студентов по самым разнообразным программам — от базовых (подготовительные курсы) до магистерских и докторских.

 

Структура учебной программы

Учебная программа послевузовского компьютерного образования состоит из ряда курсов, каждый из которых имеет уникальный идентификационный код (например, M865 — Управление проектами) и рейтинг, измеряемый в пунктах и отражающий объем учебного материала и вклад курса в учебную программу. (Курс в Открытом университете — это учебная единица, составляющая часть учебной программы, ведущей к получению ученой степени; в большинстве британских университетов вместо этого используется термин модуль.) За одним исключением, каждый курс в программе компьютерного образования оценивается в 15 пунктов. Предполагается, что для его проработки необходимо около 150 часов в течение полугода при безотрывной форме обучения. Студенты должны изучить восемь таких курсов, чтобы набрать 120 пунктов, необходимых для получения послевузовского диплома. Чтобы пройти магистерскую программу, они должны также выполнить исследовательский диссертационный проект, оцениваемый в 60 пунктов, который при безотрывном обучении занимает чуть больше года. Для получения послевузовского диплома требуется как минимум два года, причем некоторые курсы нужно пройти в течение четырех предшествующих лет.

Таблица 1. Структура магистерской программы по разработке программного обеспечения

Открытый университет предлагает четыре возможных пути к получению послевузовского диплома или степени магистра. В этой статье мы сосредоточимся на учебной программе магистра в области разработки программного обеспечения (pgcomp.open.ac.uk). Ее структура представлена в табл. 1.

 

Особенности учебного процесса

Подход Открытого университета к дистанционному образованию, который совершенствуется уже в течение многих лет, мы называем открытым обучением с поддержкой. В наших магистерских программах студенты используют различные формы учебных пособий, включая специально подготовленные печатные материалы, компакт-диски, стандартные учебники и онлайновые материалы. Мы также публикуем все выпущенные в Открытом университете печатные материалы в форме электронных книг. Таким образом, студенты могут легко хранить их на компьютере, осуществлять в них поиск или обращаться к ним из любого места через Internet. Численность учебных групп не превышает 18 человек. Каждому студенту назначается куратор, который оценивает выполнение заданий и оказывает помощь в учебе. Кураторы выбираются из числа университетских преподавателей или обладающих необходимой квалификацией внештатных ИТ-специалистов, занятых в Открытом университете неполный рабочий день. Студенты общаются друг с другом и со своими кураторами главным образом по электронной почте и в электронных конференциях.

Мы оцениваем успехи студента по выполнению курсовых работ (две-три в каждом курсе) и по результатам выпускного экзамена. Как правило, экзамен и курсовые работы дают примерно одинаковый вклад в общую оценку за курс. Итоговый научно-исследовательский проект оценивается по диссертации. Все курсовые работы студенты представляют в электронном виде, но экзамены сдают лично, в экзаменационных центрах, расположенных повсюду в Великобритании и других странах.

Каждый курс характеризуется учебными результатами, определяющими знания и практические навыки, которые должны получить студенты. При разработке учебных заданий и экзаменов мы ориентируемся на определенный круг учебных результатов и доводим до студентов критерии их оценки. Например, в задании по курсу M882 «Управление софтверным предприятием» мы просим студентов продемонстрировать свое знание и понимание следующих учебных результатов:

  • управление человеческими, техническими, финансовыми, временными и организационными ресурсами;
  • управление качеством при разработке программного обеспечения, эволюция программ и подходы к совершенствованию процессов;
  • риски, связанные с разработкой и эволюционированием программного обеспечения, их идентификация, оценка и управление ими.

 

Подготовка учебного плана

Группа штатных преподавателей ОУ, в некоторых случаях с помощью внешних специалистов-консультантов, расписывает содержание каждого курса (см. врезку с примерами описаний). Поскольку большинство курсов обеспечивается обширными, специально разработанными печатными материалами, процесс подготовки курса имеет много общего с обычным книгоизданием. Преподавателям-авторам оказывают помощь администраторы, редакторы, дизайнеры-графики и другие специалисты, чье участие необходимо, чтобы напечатать учебники или сделать их доступными в формате PDF.

Из-за особенностей производственного процесса мы с самого начала уделяем огромное внимание качеству материалов — исправление существенных ошибок или улучшение стиля изложения на более поздних этапах может оказаться более трудным и дорогостоящим, чем в обычном университете. Все предварительные варианты учебных пособий проходят детальную апробацию у специалистов из академических и промышленных кругов. Кроме того, мы привлекаем одного или нескольких независимых внешних экспертов из другого университета или из промышленности для проведения комплексной ревизии курсовых материалов.

Комитет по учебной программе, состоящий из штатных преподавателей и внешних консультантов, осуществляет надзор за выполнением учебного плана, обеспечивая дополнительную независимую экспертизу с точек зрения науки и практики. Этот комитет стремится обеспечить целостность и выработать стратегию развития программы, чтобы сохранить ее актуальность в долгосрочной перспективе.

Во избежание устаревания курсовые материалы, имеющие лишь локальное или сиюминутное значение, представляются в электронной форме, легко поддающейся обновлению, а конкретные примеры и сценарии для контрольных заданий обновляются на регулярной основе. Мы также ежегодно пересматриваем учебные курсы, внося небольшие изменения, и раз в несколько лет проводим крупную ревизию по заранее составленному графику. После такой ревизии мы можем обновить, удалить или полностью заменить учебный курс.

Кроме того, ищутся новые подходы к подготовке учебных курсов, иногда складывающиеся под влиянием современных методов разработки программного обеспечения. Например, при составлении курса M885 группа преподавателей использовала ряд методов гибкой разработки, включая короткие инкрементальные производственные циклы (материал готовился и пересматривался на еженедельной основе) и работу в парах [1].

 

Характеристики учебной программы

Мы охарактеризовали нашу учебную программу по разработке ПО как безотрывную, открытую и масштабную программу дистанционного образования, профессионально аккредитованную на магистерском уровне и нацеленную главным образом на ИТ-практиков. В следующих разделах мы рассмотрим каждую из этих характеристик и обсудим их влияние на подготовку и выполнение учебного плана.

 

Безотрывность

Студенты имеют значительную свободу выбора временных рамок своих занятий и связанной с ними учебной нагрузки. В каждый момент времени они могут изучать один курс или сразу несколько. Они могут делать перерывы в учебе или изменять последовательность прохождения курсов (которые относительно независимы друг от друга), хотя мы со своей стороны рекомендуем определенный порядок изучения. Это позволяет продолжать продвижение по службе и помогает увязать требования учебы с нагрузками на работе и дома.

Некоторые студенты прекращают обучение после одного или нескольких курсов или ограничиваются получением послевузовского диплома; лишь меньшая их часть продолжает продвигаться к магистерской диссертации. Мы считаем такое завершение учебы вполне нормальным и никоим образом не рассматриваем его как провал, как иногда бывает при очных формах обучения. Студенты приходят и уходят по самым разным причинам. С учетом этого, мы недавно ввели сертификат о послевузовском образовании, который смогут получить набравшие 60 пунктов.

Поскольку некоторые студенты изучают лишь один или несколько курсов, мы должны сделать каждый отдельный курс достаточно привлекательным, чтобы его подготовка была экономически целесообразной. Мы обычно убираем или существенно перерабатываем курсы с постоянно низким числом учащихся (в нашем случае менее 100). «Мгновенный снимок» численности студентов приведен в табл. 2. В 2006 году мы предлагаем два новых курса, M882 «Управление софтверным предприятием» и M883 «Требования к программному обеспечению для бизнес-систем»; они заменяют курс программной инженерии (M880), который «весил» 30 пунктов.

 

Открытость

Основная миссия Открытого университета состояла в том, чтобы открыть путь к высшему образованию людям, которые ранее, возможно, были лишены к нему доступа из-за отсутствия предварительной формальной квалификации. Вход в нашу магистерскую программу по разработке мы сохраняем открытым в том смысле, что не предъявляем никаких обязательных требований к предварительной подготовке. Тем не менее мы настоятельно рекомендуем потенциальным студентам иметь соответствующую базовую подготовку — обычно университетскую степень или диплом и опыт по меньшей мере нескольких лет работы в ИТ. Большинство приходящих к нам студентов такую подготовку имеет, а у некоторых из них за плечами гораздо больший опыт.

Не имеющие базовой подготовки делают свой выбор сами. Они (или их работодатели) платят значительные суммы за обучение, и без достаточной мотивации не смогут наверстать упущенное и не станут продолжать учебу. Безотрывная природа учебной программы позволяет студентам при необходимости растянуть обучение во времени, чтобы постепенно приобрести необходимые знания — ОУ располагает для этого многочисленными образовательными ресурсами. Обычно курсы успешно заканчивают более 80% студентов, а многие из выбывающих делают это по неакадемическим причинам, таким как высокая занятость на работе или дома, и позднее могут вернуться к занятиям.

В отличие от многих обычных университетов, мы опираемся на выходные стандарты, а не на отбор по стандартам на входе. Мы гарантируем соблюдение выходных стандартов благодаря профессиональной и академической аккредитации и привлечению независимых внешних экзаменаторов.

 

Масштабность

Любой учебный курс могут одновременно изучать многие сотни студентов. Это позволяет финансировать подготовку высококачественных учебных материалов. Многие студенты и их кураторы обладают богатым опытом в ИТ и других областях, которым они готовы поделиться, хотя в настоящее время этот ресурс используется, пожалуй, недостаточно эффективно.

Масштабность (наряду с дистанционным характером обучения) может вызвать у некоторых студентов определенное ощущение изолированности и обезличенности. Мы справляемся с этим, собирая студентов в малочисленные группы и выделяя им кураторов, проводя онлайновые конференции и ограниченное число дополнительных очных занятий.

Главная наша задача состоит в том, чтобы создать у студента ощущение целостности, в особенности в стандартах выставления оценок и обратной связи по результатам учебных заданий. Мы проверяем некоторую часть учебных заданий, оцененных каждым куратором, и информируем его о результатах проверки. Все это происходит в электронной форме — от представления работы студентом до проверки учебного задания и обратной связи с куратором. Мы также ведем статистический контроль, чтобы выявить любые случаи чрезмерной снисходительности или чрезмерной строгости в выставления оценок. Разумеется, мы информируем кураторов, чтобы они смогли при необходимости скорректировать свою практику оценки студенческих работ. Мы используем подобный же статистический подход к экзаменационным оценкам, чтобы предотвратить или исправить возможные несогласованности между экзаменаторами.

 

Дистанционность

Для студентов одной из наиболее привлекательных сторон дистанционного обучения является гибкость в выборе места и времени занятий. Многие из них используют время, проведенное в дороге, для проработки учебных пособий, которые специально рассчитаны на самостоятельное изучение (например, в них нет лекций и совсем немного упражнений и практических заданий). Некоторым удобнее печатные пособия, другие обращаются к нашим онлайновым материалам.

Поскольку студенты обычно не имеют тесного контакта со штатными преподавателями или сокурсниками, курсовые материалы должны обладать определенными свойствами. Они должны быть самодостаточными, а также облегчать активное изучение посредством упражнений, вопросов для самопроверки, модельных ситуаций и т.п.

Для дистанционного преподавания программной инженерии характерны некоторые специфические проблемы. Мы столкнулись с двумя такими проблемами: одна из них, чисто техническая, связана с большим разнообразием студенческих аппаратных средств и программных платформ, а вторая отражает тот факт, что программная инженерия является не только технической дисциплиной, но и социальной деятельностью.

Студенты должны иметь свои собственные персональные компьютеры и доступ в Internet. Может оказаться довольно проблематичным найти инструментальные средства программной инженерии, которые совместимы с широким диапазоном платформ, имеют устойчивые версии и достаточно доступны, чтобы распространять их в качестве курсового материала. Иногда мы распространяем стандартный программный инструмент, но разрешаем студентам использовать альтернативные инструментальные средства. В других случаях мы разрабатываем инструменты специально для конкретного курса.

Программная инженерия редко бывает индивидуальной деятельностью — нормой является коллективная работа. Многие наши студенты, будучи практиками, имеют опыт коллективной деятельности на производстве. Однако обеспечить взаимодействие в условиях дистанционного обучения может оказаться затруднительным. В настоящее время магистерские программы не имеют условий для взаимодействия — все оценки индивидуальны. Студенты могут общаться с помощью систем онлайновой конференц-связи, но обычно эти системы не используются для групповой работы. Недавно мы получили многообещающий опыт использования системы онлайновой конференц-связи для коллективной работы на выпускных курсах. В Открытом университете внедрена система управления учебными курсами Moodle (moodle.org), чтобы создать для студентов интегрированную, высококачественную виртуальную учебную среду. Мы работаем над тем, чтобы адаптировать, расширить и объединить систему Moodle с существующими системами (включая онлайновую конференц-связь). В скором времени это позволит нам в полной мере использовать такие новейшие технологии, как вики и блоги.

Обычно студенты демонстрируют результаты своих научно-исследовательских проектов перед сокурсниками и коллегами. Поскольку в контексте дистанционного обучения традиционные средства для этого не пригодны, составной частью магистерского проекта должна быть онлайновая презентация.

 

Магистерский уровень

Агентство по обеспечению качества высшего образования — независимая организация, наблюдающая за британскими университетами. Агентство определяет структуру квалификационных требований к дипломированным специалистам (www.qaa.ac.uk/academicinfrastructure/FHEQ) на всех уровнях высшего образования, включая степени бакалавра и магистра. Эта структура используется при разработке учебных планов ОУ.

Агентство спонсирует разработку образовательных стандартов по всем важнейшим дисциплинам, включая вычислительную технику. Согласно Агентству, образовательный стандарт академической дисциплины «описывает целостную сущность дисциплины и определяет, чего можно ожидать от дипломированного специалиста в плане методик и навыков, необходимых для понимания предмета» (www.qaa.ac.uk/academicinfrastructure/benchmark). Агентство одобрило стандарт для программ бакалавриата по компьютерным дисциплинам и предложило проект стандарта для магистерских программ.

Образовательные стандарты не содержат детальных предписаний относительно содержания учебного плана в отличие, скажем, от программы ACM (www.acm.org/education/curricula.html). Они скорее напоминают перечень тем, рекомендованных для курсов программной инженерии в проекте SWEBOK (www.swebok.org/home.html). Однако стандарт охватывает весьма широкий спектр всевозможных компьютерных тем, и никакая реальная учебная программа не может затронуть их в полном объеме. Его скорее следует рассматривать как совокупность актуальных на сегодняшний день тем, которые составители могут включить в свою программу.

Регулярные инспекции и проверки, как внутренние, так и внешние, гарантируют соблюдение этих академических стандартов в университетах. Курсы всех британских университетов тщательно проверяются внешними ревизорами. Агентство определяет роль ревизора следующим образом: проверка адекватности академических дипломов и оказание помощи учебным заведениям в соблюдении академических стандартов и обеспечении состоятельности аттестационных процессов (www.qaa.ac.uk/academicinfrastructure/codeOfPractice/section4).

Каждому уровню в структуре QAA приписаны квалификационные дескрипторы. Они содержат примеры результатов, ожидаемых на каждом уровне, и демонстрируют продвижение от одного уровня к другому. Допускается некоторая гибкость, поскольку учебные результаты призваны служить ориентиром, а не жестким набором требований. Ожидаемые результаты для магистерской программы таковы.

  • Большая часть занятий на магистерском уровне должна проводиться на «переднем крае» академической или профессиональной дисциплины или в непосредственной близости к нему. Студенты должны продемонстрировать оригинальность в применении знаний и понимание роли научных исследований в раздвижении границ познания. Они должны быть способны систематически и творчески справляться со сложными проблемами и продемонстрировать новизну подходов к их решению.
  • Они должны обладать качествами, необходимыми для работы в сложной и непредсказуемой профессиональной среде, в условиях, требующих здравомыслия, инициативы и личной ответственности.

Практикуемая во многих курсах магистерской программы по разработке система оценок курсовых и экзаменационных работ побуждает студентов к участию в исследованиях и практической работе в соответствующей области. В некоторых курсах также предоставляется онлайновая или печатная подборка ключевых статей из научных или отраслевых изданий. Кроме того, Открытый университет располагает обширными онлайновыми библиотеками. Студенты обычно используют эту подборку для самооценки, направленной на развитие необходимых для магистра навыков критического осмысления практической деятельности [2] и критического анализа различных точек зрения и перспектив.

Например, в курсе M882 «Управление софтверным предприятием» мы строим учебные задания на конкретных примерах из отраслевой науки и практики. Мы просим студентов рассмотреть, как предприятия, изображенные в этих примерах, справляются с этическими проблемами, проблемами приобретения программных средств и т.д. Академические статьи побуждают студентов к более глубокому осмыслению важнейших вопросов (таких как роль человеческой мотивации в разработке программного обеспечения). Мы последовательно проводим эту идею во второй части экзамена, которая представляет собой объемное эссе на заданную тему, основанное на двух или трех работах, отобранных студентами под руководством кураторов.

 

Профессиональная аккредитация

Для большинства наших студентов-практиков и их работодателей очень важно профессиональное признание наших курсов. Основной британской профессиональной организацией по вычислительной технике является Британское компьютерное общество (British Computer Society, BCS, www.bcs.org). BCS аккредитует университетские программы, облегчая выпускникам путь в профессиональное сообщество. Аккредитация также упрощает получение престижной квалификационной степени аккредитованного инженера (Chartered Engineer, CEng), которая полностью эквивалентна степени CEng в давно устоявшихся технических профессиях, таких как машиностроение или гражданское строительство. В этих давно сложившихся областях инженерной деятельности для назначения на любую ответственную должность нужна аккредитация, что сегодня не характерно для британской ИТ-индустрии.

Процесс аккредитации BCS основан на требованиях к магистерским программам, но в нем предъявляются более жесткие требования к содержанию учебных программ по информационным технологиям. Они включают изучение юридических, социальных, этических и профессиональных проблем в применении к ИТ и выполнение практического индивидуального проекта, сопряженного с решением серьезной задачи. Составной частью аккредитации является посещение университета группой ученых и отраслевых специалистов-практиков, которые тщательно исследуют учебную документацию и подробно беседуют с преподавателями и студентами. Аккредитация обычно дается на пять лет, после чего для ее возобновления требуется проведение повторной экспертизы.

После последнего визита BCS в мае 2005 года все учебные программы Открытого университета по компьютерным дисциплинам были полностью аккредитованы сроком на пять лет. Наши магистерские программы получили высший из уровней аккредитации BCS. Другая влиятельная британская профессиональная организация IET (Institution of Engineering and Technology, www.theiet.org) также признает магистерские программы Открытого университета.

 

Практическая направленность

Наши учебные планы постоянно подвергаются тщательной проверке со стороны отраслевых и академических специалистов, в том числе и студентов, их кураторов и работодателей, а также со стороны наших преподавателей.

Изучаемые темы и способы подачи материала должны пройти между двух огней. Учебный курс обычно не бывает чисто теоретическим. Например, в последние годы мы полностью отказались от преподавания формальных математических методов, которым ранее был посвящен отдельный курс. Тем не менее, темы должны раскрываться на соответствующем научном уровне, далеком от простого «натаскивания». В преподавании методов разработки программного обеспечения мы стараемся поддерживать достаточный уровень строгости. Например, в курсе M885 «Анализ и проектирование корпоративных систем» строгость подхода к моделированию достигается с помощью непротиворечивых аннотаций, использующих как естественный язык, так и формальный язык объектных ограничений Object Constraint Language. Наш подход к развитию навыков построения моделей основан на практическом применении итерационного и инкрементального процесса в конкретных примерах с четкими концепциями моделирования и акцентом на строгость и точность.

Студенты могут выстраивать отдельные учебные задания для курсовых работ, а в перспективе — и дипломные проекты, на основе собственного опыта работы. Например, в курсе M865 «Управление проектами» мы предлагаем им применить изученные принципы и методики к реальному проекту, над которым они работали ранее. Аналогичным образом, в курсовой работе по курсу M886 «Управление информационной безопасностью» последовательно выстраивается политика информационной безопасности для выбранной студентом организации. Обычно это приводит к успеху, кроме тех немногих случаев, когда студенты не имеют опыта работы в соответствующей области, чтобы найти подходящий проект или организацию. В таких случаях мы предлагаем альтернативные варианты.

Такая практическая направленность повышает привлекательность определенных курсов для организаций, заботящихся о профессиональном росте сотрудников. Например, одна из крупных международных компаний недавно обратилась к нам с просьбой об адаптации курса M882 «Управление софтверным предприятием» для своих сотрудников. Мы также ведем переговоры об аналогичных модификациях других курсов в интересах этой и других компаний.

В рамках исследовательской программы универститета по компьютерным дисциплинам, руководствуясь ее целями и задачами и учитывая особенности учебного процесса, мы продолжаем политику внедрения инноваций в методы преподавания и разработки учебных материалов. Области дальнейшего развития включают автоматизацию оценки студенческих работ, гибкие процессы разработки, программное обеспечение для сотрудничества и коллективной работы и управление требованиями конфиденциальности.

Новые направления программы, вероятно, будут отражать рост глобализации в разработке ИТ и связанное с ней повышение потребности в стратегических навыках, ориентированных на бизнес. Мы также планируем расширить использование онлайновых методов, чтобы охватить более широкую аудиторию. ОУ ведет ряд научно-исследовательских проектов в онлайновом образовании, включая использование виртуальных сред обучения, и мы надеемся использовать их результаты в самом ближайшем будущем.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Agile Manifesto, www.agilemanifesto.org.
  2. D. Schon, The Reflective Practitioner, Basic Books, 1983.

Брендан Куин (b.quinn@open.ac.uk), Башар Нусейбек (b.nuseibeh@open.ac.uk), Элеонора Барокко (l.barroca@open.ac.uk), Лючия Рапанотти (l.rapanotti@open.ac.uk), Пит Томас (p.g.thomas@open.ac.uk), Мишэль Вермелинжер (m.a.wermelinger@open.ac.uk), Хуан Фернандес-Рамиль (J.F.Ramil@open.ac.uk)— преподаватели и сотрудники Открытого университета Великобритании.


Курсы магистерской программы по разработке программного обеспечения

M882 Управление софтверной компанией. В этом многопрофильном курсе затрагиваются темы, которыми часто пренебрегают в традиционных курсах программной инженерии: этические проблемы, право интеллектуальной собственности, человеческая мотивация, оценка риска и эволюционирование программного обеспечения. Многие из этих тем необходимы также для профессиональной аккредитации. Курс ориентирован на студентов, являющихся или собирающихся стать менеджерами в софтверной индустрии. В нем роль программного обеспечения в организации исследуется с человеческой, социальной, познавательной, деловой и инженерной точек зрения. Студенты могут исследовать концепции и процессы разработки программного обеспечения посредством моделирования поведения систем.

M883 Требования к программному обеспечению для бизнес-систем. Этот курс освещает роль требований в программной инженерии. Быть в русле текущих исследований и практических разработок студентам помогают сетевые ресурсы и материалы на DVD, включая видеозаписи семинаров, проводимых экспертами в этой области. Для сбора требований студенты могут также использовать специально спроектированное приложение, которое само по себе служит конкретным примером выявления требований к инструментальному средству в ходе его развития.

M885 Анализ и проектирование корпоративных систем — объектно-ориентированный подход. В этом курсе последовательно излагаются объектно-ориентированные концепции и методики, и параллельно с ними вводятся идеи итеративных процессов разработки программного обеспечения. Курс специально ориентирован на развитие у студентов рефлексивных навыков по выбору наиболее подходящих методов моделирования. В частности, изучаются альтернативные подходы к моделированию, такие как гибкое моделирование, экстремальное программирование и архитектура, опирающаяся на модели. Он также способствует развитию более строгого подхода к моделям UML с непротиворечивыми аннотациями, использующими как естественный язык, так и формальный язык объектных ограничений Object Constraint Language.

M886 Управление информационной безопасностью. В этом курсе основное внимание уделяется вопросам управления безопасностью, соответствующим уровню магистра. Основанный на британских и международных стандартах (BS 7799/ISO 17799, emea.bsi-global.com/InformationSecurity/Overview/index.xalter), он позволяет студентам на практике применить полученные знания в знакомой организации. По окончании курса студенты получают знания и навыки, необходимые для разработки и реализации политики управления информационной безопасностью.

M801 Научно-исследовательский проект и диссертация. Этот курс, рассчитанный на 13 месяцев, позволяет студентам под руководством преподавателя подробно исследовать профессионально близкую им или их организации тему. Его результатом является диссертация (объемом 10-15 тыс. слов) и стендовый доклад. Студенты представляют ряд постепенно уточняющихся предложений и черновиков, приводящих к окончательному варианту диссертации. Для управления этим процессом студенты и преподаватели пользуются специально спроектированными онлайновыми системами.


Brendan Quinn, Leonor Barroca, Bashar Nuseibeh, Juan Fernandez-Ramil, Lucia Rapanotti, Pete Thomas, Michel Wermelinger Learning Software Engineering at a Distance. IEEE Software, Nov/Dec 2006. IEEE Computer Society, 2006, All rights reserved. Reprinted with permission.


Таблица 2.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF