В последние годы в мире корпоративного программного обеспечения то и дело возникают несколько странные и не всегда в достаточной мере обоснованные новации. Среди них — сервис-ориентированные архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA), программы как сервисы (Software as Service, SaaS), предприятие, работающее в режиме реального времени (Real Time Enterprise, RTE), архитектуры, управляемые событиями (Event-Driven Architecture, EDA. И вот еще одно - Enterprise 2.0. Жизнь убеждает: нынешние перемены, скорее всего, являются предвестниками серьезных перемен.

Странно, но десятилетиями автоматизировались действия мало оплачиваемых и низко квалифицированных сотрудников. С появлением персональных компьютеров появилась возможность автоматизировать отдельные, но тоже рутинные операции сотрудников, занятых умственным трудом. Термин knowledge worker был предложен в 1959 году великим специалистом по менеджменту и одним из самых значительных мыслителей современности Питером Друкером.

Успехи советской космической программы не только подтолкнули к созданию Internet, но и встряхнули всю систему высшей школы США. Ее реформирование привело к созданию автоматизированной системы обучения PLATO (Programmed Logic for Automated Teaching Operations) в университете штата Иллинойс. Этот проект, финансировавшийся долгое время из фондов Пентагона и просуществовавший до 1990 года оказался убыточным. Однако некоторые его находки (например, онлайновые форумы и доски для обмена сообщениями) стали классикой современных ИТ. Самым же значительным наследием PLATO оказалось изобретение программного обеспечения для групповой работы (groupware).

Первая очередь PLATO I работала на компьютере ILLIAC I (Illinois Automatic Computer), и была рассчитана на одного пользователя, но включала стандартный телевизор в качестве дисплея и специально разработанную клавиатуру. В 1961 году появился PLATO II, на нем могли работать одновременно два пользователя, в PLATO III (1969) на компьютере CDC 1604 число пользователей было увеличено до 20. В PLATO IV (1972) впервые были использованы плазменные дисплеи, а с появлением микропроцессоров Intel 8080 были разработаны специализированные терминалы, в которые наподобие Java-апплетов можно было загружать небольшие фрагменты исполняемых кодов. В 1972 году группа исследователей из Xerox PARC посетила Университет штата Иллинойс, где ознакомилась с PLATO. Впоследствии они использовали увиденное в своих работах по созданию компьютеров Altos. В последующем проект PLATO откупила компания CDC, перенеся его свою серию машин Cyber.

Среди множества приложений, созданных для PLATO, были несколько таких, которые привели к созданию groupware. Один из модулей назывался Personal Notes (1974); это была своего рода почтовая система для пользователей PLATO. Второй модуль, Group Notes, предназначался для групповой работы. В дальнейшем они были объединены в пакет Plato Notes. Одним из тех, кто оценил по достоинству Plato Notes, был Рей Оззи, недавно объявленный преемником Билла Гейтса. Оззи существенно развил Plato Notes, разработав Lotus Notes.

Средства для групповой работы, в настоящее время переживают период активного развития. Радикальные технологические перемены начались с переноса технологий Internet и WWW в локальную сеть предприятий, лет десять назад, когда появились сети intranet, а затем extranet [1]. Внедрение этих подходов к организации информационного обмена позволило поднять его эффективность. Используя браузер, работник может без труда найти данные, адекватные его роли и обязанностям. Одновременно сменилась парадигма распространения знаний: если раньше сведения «насильственно» доводились до сведения (push), то теперь они разумно выбираются (pull) самим пользователем. Это превращает intranet в универсальное средство внутрикорпоративных коммуникаций и доступа к используемым приложениям. Одновременно возникают и новые сложности, связанные с потерей централизованного контроля над распространением информации; отсюда необходимость в более эффективных средствах информационной безопасности.

Следующий шаг в развитии программных средств для групповой работы ведет к созданию предприятий нового поколения. Своего рода манифестом Enterprise 2.0 стала статья Эндрю Макафи [2]. В ней автор обосновывает причины, почему новые технологии для работников умственного труда действительно востребованы. Известно два подхода к распространению информации и знаний в цифровой форме. Один из них — канальный; он строится на основе электронной почты или иных способов общения «один на один» (peer-to-peer), например на основе технологий мгновенного обмена сообщениями. Второй — платформный, в его основе intranet, корпоративные Web-сайты и порталы. В первом случае сообщения создаются и распространяются кем угодно, но доступны ограниченному кругу лиц; во втором доступность выше, но контент генерируется ограниченным числом доверенных сотрудников. Специалисты в области управления знаниями (Knowledge Management, KM) убедились в недостаточной эффективности обоих способов. Известный специалист в области KM Том Давенпорт показал, что, несмотря на все видимые достоинства технологий intranet они используются существенно меньше канальных решений, прежде всего, потому, что не могут быть столь же активно использоваться в процессе работы [3]. Он пишет: «Мечтой каждого работника является система, которая позволила бы свободно обмениваться неструктурированными знаниями в текстовой форме. По мнению Макафи, Enterprise 2.0 — именно то, чего не хватает KM.

SLATES, концептуальная платформа для Enterprise 2.0, получила свое название по первым буквам названий шести основных технологий, используемых в Web 2.0 [4].

  • Поиск (Search). Поиск во многих случаях оказывается эффективнее, чем специально подготовленные карты сайтов и разного рода вспомогательные навигационные средства. Система Google, которую считают наиболее значительным представителем Web 2.0, ищет в корпоративных сайтах лучше, чем их собственные поисковые системы.
  • Ссылки (Link). Успех Google в значительной мере основан на использовании данных, содержащихся в ссылках между Web-страницами в структуре контента "лучшими" страницами становятся те, на которые ведет наибольшее число ссылок. Эта система работает эффективнее, когда ссылки становятся инструментом, отражающим мнения многих людей. Пока же в intranet ссылки доступны только разработчикам. При переходе к Enterprise 2.0 следует предоставить возможность сотрудникам свободно создавать ссылки.
  • Свобода авторства (Authoring). Примеры блогов и Wikipedia наглядно демонстрируют эффектность свободных публикаций. Они обладают прекрасной способностью к самоорганизации с одной стороны, а с другой вынуждают людей к откровенному представлению себя (примером тому - блоги ряда руководителей крупных компаний).
  • Теги (Tag). Коллективная работа по классификации, так называемая "фольксономия" (folksonomy, система классификации, созданная многими людьми) в ряде случаев оказывается эффективнее таксономии, изначально задуманной профессиональными разработчиками. Инструмент "народных закладок" (social bookmarking) с использованием тегов служит хорошим инструментом для категоризации контента; хорошо известен пример сайта del.icio.us.
  • Расширения (Extension). Под расширениями понимают автоматические рекомендации, основанные на принципе "если вам понравилось это, то, возможно будет интересно следующее". Пример подобных рекомендаций демонстрирует Amazon.com, тоже считающийся представителем Web 2.0.
  • Сигналы (Signal). Существующая система информирования об обновлениях по электронной почте стала архаикой. Технология RSS-каналов (really simple syndication) - своего рода "персональный отдел" научно-технической информации. RSS собирает и обрабатывает сведения из различных источников, представляя их пользователю в удобном для него виде.

Успешность внедрения Enterprise 2.0 Макафи связывает с выполнением техническими специалистами двух правил. Технологии должны быть предельно простыми и доступными для пользователей. Специалисты, внедряющие Enterprise 2.0, не должны накладывать никаких жестких схем на использование новых технологий и на структурирование.

Литература

  1. Стивен Теллин, Методология Интранет. JetInfo, № 23-24, 1996.
  2. Эндрю Макафи, Enterprise 2.0: The Dawn of Emergent Collaboration. MIT Sloan Management Review, Spring 2006, www.wikiservice.at/ upload/ChristopheDucamp/McAfeeEntrepriseDeux.pdf
  3. Tomas Davenport, Thinking for living. Harward Business School Press, 2005.
  4. Леонид Черняк, Web 2.0. Открытые системы, 2005, № 11.