Они должны формироваться по принципу преемственности, с максимальным использованием опыта отечественной высшей школы и действующих стандартов.

Грамотно выбранная стратегия информатизации — фундамент процветания любого предприятия. Основная образовательная программа (федеральный компонент) подготовки в высшей школе дипломированных специалистов предусматривает изучение информатики в цикле «Общие математические и естественно-научные дисциплины». Кроме того, информационные технологии в большей или меньшей степени используются практически во всех общенаучных и специальных дисциплинах, в научно-исследовательской и практической работе.

Одна из проблем, возникающих при формировании раздела «Информатика» основной образовательной программы для непрофильных специальностей, состоит в следующем. Стремительное развитие ИТ требует постоянного расширения содержания курса, но предусмотренное государственным стандартом максимальное количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, не позволяет удовлетворять эти нужды.

Другая проблема заключается в необходимости разработки унифицированного курса. Он должен быть приемлем как для элитных вузов, которые обучают высокотехнологичным специальностям, непрофильным по отношению к ИТ, так и для региональных вузов со значительно менее подготовленными студентами и более скромной материальной базой. В сложившейся ситуации единственный выход состоит в регулярной корректировке соответствующих разделов государственных образовательных стандартов.

В [1] раздел «Информатика» сформирован на основе общепрофессиональных дисциплин, входящих в новое направление подготовки бакалавров и магистров — 511900 («Информационные технологии»). Методическая база данного направления создана в соответствии с требованиями Computing Curricula 2001 [2]. Анализ действующих образовательных стандартов, нацеленных на подготовку широкого спектра непрофильных специалистов показал, что они не удовлетворяют современным представлениям об ИТ и в значительной мере не согласованы с международными требованиями [1, 4]. Это свидетельствует о необходимости введения стандартов нового поколения. Принцип преемственности заключается в формировании разделов «Информатика» таких стандартов на основании прежних стандартов с условием их корректировки.

Особенности действующих образовательных программ

В государственных образовательных стандартах, утвержденных в 2000 году, указан следующий «обязательный минимум» основной программы по информатике для большинства непрофильных специальностей.

  • Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.
  • Технические и программные средства реализации информационных процессов.
  • Модели решения функциональных и вычислительных задач — алгоритмизация и программирование.
  • Языки программирования высокого уровня.
  • Базы данных.
  • Программное обеспечение и технологии программирования.
  • Локальные и глобальные сети.
  • Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну.
  • Методы защиты информации.
  • Компьютерный практикум.

Каждый из этих разделов по-прежнему актуален, но в новых условиях структура курса и последовательность изложения материала могут быть изменены. Так, в разных разделах приведенного перечня, несмотря на его краткость, фигурируют вопросы, связанные с программным обеспечением и программированием. Здесь просматривается преемственность по отношению к образовательным стандартам предыдущих поколений; они действовали в то время, когда еще применялся термин «компьютерная грамотность», подразумевающий знание одного из языков программирования. В разделах нынешних образовательных стандартов, очевидно, речь идет о системном и прикладном программном обеспечении и системах программирования. Более целесообразно обеспечить единую классификацию программного обеспечения с последующим его описанием [3], а в разделах стандарта конкретизировать, о каких именно видах программного обеспечения идет речь.

Проект образовательного стандарта

Некоторые из перечисленных разделов (скажем, «Локальные и глобальные сети», «Основы и методы защиты информации» и др.) являются основополагающими, и необходимость их изучения не вызывает сомнений. Однако обратимся к разделу «Понятие информации…». В современной информатике накоплено немало знаний об информации и информационных процессах. Эта наука определяет основные понятия (данные, информация), рассматривает информационные потоки и их свойства, виды и способы измерения количества информации, кодирование информации и многое другое.

В информатике сформировалось направление «Теория информации. Информационные процессы», которое по-разному интерпретируется разными авторами, что прослеживается и в учебниках по информатике. Поэтому более емкой и лаконичной представляется одноименная формулировка названия первого раздела стандарта [4]. Раздел «Теория информации. Информационные процессы» объединяет аспекты возникновения информатики и ее становления как науки. Его содержание, сформировавшееся за последнее десятилетие, стало традиционным введением в учебный курс. Причем оно отражает традиции именно отечественной высшей школы, а в международных стандартах представлено не столь полно.

Изучение разделов «Языки программирования высокого уровня» и «Технологии программирования» не обязательно для специалистов, напрямую не связанных с ИТ. А вот знание универсальных информационных технологий и систем, использующихся во многих сферах деятельности, необходимо специалисту любой отрасли. К универсальным следует отнести офисные технологии (в том числе, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронная почта, телеконференции), технологии управления, поддержки принятия решений, разработки и редактирования графических изображений, технологии экспертных систем и т.д. Поэтому современный образовательный стандарт по информатике должен включать раздел «Информационные системы и технологии».

СУБД сыграли существенную роль в развитии ИТ-индустрии, но потом стали составной частью информационных систем. А потому раздел «Базы данных», входящий в состав стандарта, является хоть и необходимой, но лишь составляющей раздела «Информационные системы и технологии». Этот раздел нужно воспринимать как обзорный, включив в него общие представления и понятия, возможно, историю развития, структуру и классификацию таких систем и технологий.

Данные подразделы весьма объемны и в рамках общего курса не могут рассматриваться подробно. В учебном плане их логично выделить в самостоятельные курсы: в соответствии со спецификой каждой специальности будут детально обсуждаться все аспекты той или иной технологии. Так, в Донском государственном техническом университете среди дисциплин по выбору предлагаются курсы «Дополнительные главы информатики» (специальность «Динамика и прочность машин»), «Пакеты прикладных программ» (специальность «Менеджмент организации»), «Пакет Маthcad» (специальность «Инженерное дело в медико-биологической практике»), «Компьютерная графика» (специальность «Реклама») и др.

Раздел «Модели решения функциональных и вычислительных задач: алгоритмизация и программирование» в новом стандарте может быть несколько сокращен и назван «Модели решения функциональных и вычислительных задач». Изучение программирования в рамках общего курса информатики представляется нецелесообразным. Для инженерных специальностей программирование должно изучаться в самостоятельном курсе и только если в этом есть необходимость. Часть раздела «Алгоритмизация и программирование» и раздел «Языки программирования высокого уровня» логично объединить в раздел «Алгоритмы и основы программирования». Раздел «Технологии программирования» должен быть включен в раздел «Информационные технологии». А основы и методы защиты информации, очевидно, должны рассматриваться в одном разделе. В таблице представлен предлагаемый вариант государственного образовательного стандарта по информатике для непрофильных специальностей с общим количеством часов обучения 400.

Установление соответствия между [1] и [2] необходимо в целях стандартизации всей системы ИТ-образования в России и ее согласования с международными нормами. Такое соответствие должно стать необходимым фактором при реализации системы дополнительного ИТ-образования. При разработке стандартов нового поколения следует опираться на принцип преемственности, обеспечивающий единую систематическую основу ИТ-образования.

Литература
  1. Сухомлин В. А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М.: Горячая линия — Телеком, 2005.
  2. Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
  3. Соболь Б. В., Галин А. Б., Панов Ю. В., Рашидова Е. В., Садовой Н. Н. Информатика. Высшее образование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  4. Соболь Б. В., Рашидова Е. В. О государственном образовательном стандарте по информатике. Современные информационные технологии и ИТ-образование. М.: МАКС Пресс, 2005.

Борис Соболь (bsobol@dstu.edu.ru) — заведующий кафедрой «Информатика», Елена Рашидова (erashidova@dstu.edu.ru) — доцент кафедры «Информатика» Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF